В фильмах Джима Джармуша музыка, стиль героев и локации занимают важное место, создавая атмосферу. Режиссёр не сотрудничает с конкретными модельерами, он всегда разрабатывает стиль одежды в своих киноработах как дизайнер, сосредотачиваясь на теме, периоде, атмосфере и отношении к созданию героев.
Наиболее точно эстетику Джармуша отражают фильмы «Более странно, чем в раю» (1984), «Собака-призрак: путь самурая» (1999) и «Выживут только любовники» (2013).
«Более странно, чем в раю» (1984)
Первым крупным успехом Джармуша стал низкобюджетный черно-белый фильм «Более странно, чем в раю», получивший «Золотую камеру» за лучший дебют на Каннском кинофестивале в 1984 году. Это роуд-муви с минималистичным сюжетом, изображающий обыденное существование двух отстранённых чужаков, живущих в Нью-Йорке. В центре сюжета фильма Уилли (Джон Лури) и Эдди (Ричард Эдсон), чей застенчиво отстраненный образ жизни прерывается прибытием молодой венгерской кузины Вилли (Эстер Балинт).
Стоит отметить, что Лури и Эдсон — музыканты. Лури, саксофонист, основавший джазовый ансамбль The Lounge Lizards. Группа, известная своим ироничным отношением к джазу, написала саундтрек к фильму. Эдсон входил в оригинальный состав Sonic Youth как барабанщик.
В картине любовь Лури к джазу проявляется в его наряде. На протяжении всего фильма он носит кожаный блейзер небольшого размера, напоминающий о коллекции Prada FW 2013, квадратные кожаные куртки. Но по силуэту вещи слегка великоваты, подобно образам из коллекции Balenciaga FW 2018, да и в целом отвечает oversize лукам бренда, но в то же время создаёт подобие «правильно» сидящей одежды.
Эдди носит кардиган из мохера с рисунком аргайла, который похож на те, которые Needles производила в течение нескольких сезонов. Учитывая нью-йоркские корни Джармуша, легко вспомнить кардиган Supreme из мохера в вертикальную полоску FW 2013. Во время сцены на морозном пляже, когда порывистый ветер обрушивается на всех трех персонажей, кардиган символизирует тепло и комфорт.
«Пёс-призрак: путь самурая» (1999)
Джармуш вернулся с фильмом после четырехлетнего перерыва. В картине Форест Уитакер сыграл бесстрашного наемного убийцу «Пса-призрака», который страстно следует кодексу чести самураев «Хагакуре» или «Сокрытое в листве», представляющему собой собрание комментариев самурая Ямамото Цунэтомо. Хотя он не гангстер, но наносит удары по мафии, пока после одной работы мафия не решит, что его нужно убить.
Это один из наиболее стилистически отточенных фильмов Джармуша. Как и в случае с «Более странно, чем в раю», в «Псе-призраке» характер и одежда находятся под влиянием музыки. В фильме звучит саундтрек, созданный RZA из Wu Tang Clan, чтобы создать сильное ощущение пространства и атмосферы.
Подобно настроению, одежда наполнена хип-хопом. Так, в сцене в парке герой появляется в классической черной толстовке с капюшоном на молнии, черной военной куртке M-65, золотой цепочке, наблюдая за группой фристайлеров.
Хип-хоп эстетику подчёркивает и появление в картине самого RZA в роли самурая, облачённого в камувляж и с крупными золотыми украшениями.
«Выживут только любовники» (2013)
Герои фильма — пара вампиров, Адам (Том Хиддлстон) и Ева (Тильда Суинтон), творец и его муза. В некотором смысле кровь для них наркотик, что отсылает к «героиновому шику». Но вместо того, чтобы питаться напрямую, они получают пьянящий напиток от местных поставщиков, вроде больниц и банков крови.
Этот тщательно спланированный по кадрам фильм наполнен фантастическими деталями, которые оценят настоящие эстеты и поклонники Джармуша. Например, Ричард Броуди из The New Yorker отметил, что фильм «предмет фильма — режиссерский стиль», а не вампиры. В этом фильме стиль можно связать с роком и декадентским «героиновым шиком» с лёгкими нотами ориентализма и богемности.
В яркой сцене Адам и Ева сидят в баре во время выступления нью-йоркской психо-рок-группы White Hills. Образы Адама и Евы напоминают Dior или Saint Laurent времён Эди Слимана. Пара выглядит истощённой: тонкие силуэты облегающие брюки, узкие куртки, солнцезащитные очки и лёгкая небрежность.
Все остальные персонажи в этой сцене отражают силуэт пары, но с добавлением деталей, вроде принтов в горошек и цветочные узоры, продолжающие тему рока 70-х.