Думаю, что процент «странных» людей, чудаков или фриков, сохраняется на протяжении истории приблизительно одинаковым. Как и процент очень богатых людей. Но не все они оставляют после себя внушительный шлейф влияния на визуальную культуру. В этом смысле Ли Бауэр действительно – человек-явление. Образы, которые он создал, повлияли на всех, кого сейчас мы называем «продвинутыми»: Вивьен Вествуд, Рик Оуэнс, Джон Гальяно, Жан-Поль Готье, Маржела, Рэй Кавакубо, Гарет Пью, Леди Гага, Энтони Хэгарти.
Если кратко описывать последовательность событий, это выглядело так: в 1980-м Ли переезжает из Австралии в Лондон, через 3 года показывает коллекцию своей одежды в Нью-Йорке – и больше не возвращается к идее быть фэшн-дизайнером. Его высказывания в адрес мира моды категоричны: «Мода, где у всех девушек – чистая кожа, голубые глаза и светлые развивающиеся волосы – дурно пахнет».
К слову сказать, Бауэри все же создавал костюмы для своих друзей – Ланы Пaллэй и хореографа Майкла Кларка.
Ли Бауэри сосредотачивается на себе как объекте моды и искусства. Он не был красивым или худым – и никогда не пытался таким казаться. Костюмы, которые он придумывал и создавал, не скрывали его объемов, а напротив, гротескно подчеркивали то, что есть. Каждый выход на улицу превращался в перформанс.
В 1985-м году Ли Бауэри с друзьями (среди которых – Бой Джордж, Марк Вольте) открывают в Лондоне клуб Taboo.
Это место быстро становится популярным в богемной среде.
Британские медиа снимают документальный фильм о клубе. Среди журналистов, побывавших там – молодой Хью Лори, которого мы знаем теперь как Доктора Хауса.
В США появляется CLUB KIDS и в 1990-м Ли Бауэр, Аманда Лепур и Майкл Элиг появляются в телевизионном шоу Джоан Риверз.
Итак, каково же влияние Ли Бауэри на моду? Любопытно, но то, что на объемном фрике смотрелось комично, в интерпретации Aлександра Маккуина звучит «готично».
Ли Бауэри. Александр Маккуин, фото – Ник Найт.
У дизайнера Рика Оуэнса перформанс Бауэри превращается в философское исследование на тему «Сила Женщины».
«Человеческие рюкзаки», — отреагировали критики. «Сострадание и привязанность» — это то, что я надеялся выразить – прокомментировал Рик Оуэнс.
Leigh Bowery and Nicola Bateman / Rick Owens SS16
Интересно, что группа FLUcT, которая работает на стыке жанров танец+перформанс, бросила в адрес Рика Оуэнса обвинение в плагиате, не ожидая при этом от него извинений.
Продолжая тему философии, сам образ Андрея Бартенева, известного русского художника-экспериментатора, формировался под сильным влиянием Ли Бауэри.
Ли Бауэри, фото – Фергус Грир, Андрей Бартенев, перформанс-акция «Пузыри надежды», фото – Павел Антонов.
Именно Бауэри послужил основой для трансвестит-перформанс-артиста Vulva из сериала Spaced.
Диалог Бауэри — Maison Martin Margiela Haute Couture FW 2013
Но здесь, конечно, больше тем, чем прямое цитирование. Среди мотивов, формирующих образы у Маржела – грим актеров пекинской оперы, цветочные мотивы модерна и силуэт платьев 50-х годов.
Вспоминая костюм в горошек Бауэри (в центре слайда), мгновенная отсылка к пуантилизму и художнику Жоржу Сера, картинам Миро, экспериментам японской художницы Яеи Кусама, костюмам Пако Рабана и Руди Гернрайха на модели Пэгги Моффит. И отголосок наших дней – картина Херста.
Влияние Бауэри читается в современной поп-культуре, начиная от Грейс Джонс и Леди Гага – и заканчивая мультфильмом Симпсоны.
Самое интересное в личной истории Ли Бауэри то, что гений его креативности вышел далеко за пределы клубной и гей-культур. Его подход к формам и пропорциям – интеллектуальная провокация на тему: красота и уродство. А еще – мощный катализатор для размышлений о человеческом теле и принятии себя.
Фергус Грир