Второго мая, в этот понедельник, в Нью-Йорке прошел Met Gala — грандиозное ежегодное мероприятие Анны Винтур и The Costume Institute, полное название которого звучит как Metropolitan Museum of Art Anna Wintour Costume Institute Gala. The Costume Institute (который сейчас называется The Anna Wintour Costume Center) — одно из подразделений Метрополитан-музея, которое воспринимается в качестве fashion-составляющей. На первый взгляд может показаться, что для fashion-индустрии данное событие не имеет прямого отношения, однако на то это и первый взгляд. Попробую объяснить.
Основная цель мероприятия — сбор средств для Института костюма (так, уже было собрано порядка $145 млн., которые с лихвой покрывают музейную операционку). В 2014 г., например, Met Gala собрал для Института костюма порядка $12,5 млн. и сгенерировал около 25 млн. заходов на сайт vogue.com, на котором эксклюзивно освещалось мероприятие. Для сравнения: ланч Девида Рокфеллера (самого крупного спонсора МОМА) в 2014 г. собрал $3,5 млн. для музея, а гала-вечер New York City Ballet «поднял» около $5,45 млн. Понимаете теперь, насколько хороша Анна Винтур?
Всех участников Met Gala Анна утверждает лично. Стоимость входного билета — $30000 с человека или $275000 за столик (в прошлом году ценник был в $25000 за одиночный билет и $175000 за столик). Зачастую билеты приобретались частными лицами, однако сейчас значительную часть столов выкупают компании, такие как Burberry, Chanel и Versace. В случае если знаменитость приглашена брендом за их столик, то она должна обязательно надеть наряд от этого бренда. Таким образом, Met Gala — это еще и премиальная рекламная площадка. Что до количества приглашенных, то в прошлом году их было 600. В одной из своих статей колумнист The New York Times Ванесса Фридман писала о том, что Анна Винтур вычеркивает гостей, которых она не знает, или которые «не подходят» под желаемую ею картинку мероприятия. Так, например, Radar Online (американское сплетническое издание) в 2013 г. написали, что героиням шоу «The Real Housewives of New York City» («Реальные домохозяйки Нью-Йорка») не разрешили выкупить столик. Основными критериями для участия являются личные достижения, фактор известности и даже внешность (потому что Vogue — это всегда красиво). В случае если бренд выкупает столик, они не могут самостоятельно выбрать всех, кто будет сидеть за столиком — это должно быть обязательно согласовано как с Анной, так с Vogue.
Каждый Met Gala является тематическим — лейтмотив коррелирует с конкретной выставкой в The Costume Institute. В 2011 г. темой бала была Savage Beauty (дикая красота) – она имела прямое отношение к рекордной по посещению выставке, посвященной британскому дизайнеру Александру Маккуину, который гламуризировал черепа и тартан, и создал много того, что вошло в историю моды XXI века. В прошлом году темой вечера был Китай — «China: Through the Looking Glass», а выставка была посвящена влиянию Китая на западную моду. Помните прошлогоднее платье Рианны авторства дизайнера из поднебесной Guo Pei, которое не обсудил только ленивый?
Кстати, прошлогоднему Met Gala посвящена новая документалка о Vogue — «The First Monday in May» (на минуте сорок девять трейлера можно увидеть, как самый известный главред в мире перетаскивает стол — я пересмотрела этот момент раз пять).
Что примечательно: пресса и зрители по ту сторону экрана видят только красную дорожку, то, что случается на Met Gala, там же и остается (раньше действовал запрет на фото для соцсетей «внутри» мероприятия). Ванесса Фридман говорит о том, что обычно это осмотр выставки, ужин и развлекательная программа — все очень частное, чтобы высокоуважаемые гости могли спокойно расслабиться.
Тема этого года — «Manus x Machina: Fashion in an Age of Technology» (мода в век технологий). Поскольку (как это было продемонстрировано на примере Рианны) наряды гостей отражают тему вечера, в этом году было много серебра и футуризма. На одноименной выставке такие дизайнеры, как Burberry, Alexander McQueen, Lanvin, Christian Dior, Louis Vuitton и др. представили наряды, как сшитые вручную, так и с помощью швейных машин, также будет продемонстрированы новые возможности для моды — речь о 3D-принтинге, термо-шейпинге и лазерной обрезке. Эндрю Болтон, куратор Института костюма, сказал о том, что если раньше было четкое разделение на «ручная работа = кутюр» и «машинное шитье = ready-to-wear», то сейчас эти границы размываются, а мода (как высокая, так и не очень) становится разной.
Также ежегодно меняются и co-hosts мероприятия (при этом Анна Винтур, естественно, остается незыблемой). В этом году это британский актер Идрис Эльба, певица Тейлор Свифт (объект обожания всей Америки, которая небеспричинно появилась на обложке майского Vogue US) и главный по дизайну в Apple — Джонатан Айв.
Apple также спонсировали нынешний Met Gala, что логично, учитывая технологическую направленность бала в этом году. Кроме того, Apple потихоньку начали откусывать яблоко fashion — это началось с найма бывшего СЕО Burberry, продолжилось коллаборацией с Hermes в рамках Apple Watch и, как мы можем ожидать, скоро обнаружится что-то еще (не зря же они потратили столько на Met Gala). Почетными chairs (слово «председатели» у меня язык не поворачивается сказать) вечера стали Карл Лагерфельд, Миучча Прада и Николя Жескьер. Правда, физически Карл Лагерфельд не смог быть на Met Gala, потому что во вторник Chanel проводили показ круизной коллекции на Кубе.
Участие Тейлор Свифт в качестве co-host мероприятия (впрочем, как и любое привлечение известных актеров/музыкантов/спортсменов для продвижения того или иного бренда — в моде мы постоянно это видим, я думаю, даже нет смысла приводить примеры) позволяет расширить аудиторию и получить большую отдачу.
Начиная с 1999 г. Анна Винтур работала над тем, чтобы превратить ежегодное событие, проводимое музеем для доноров и спонсоров, в уникальное фандрейзинговое мероприятие, посредством которого она может донести свое видение мировой fashion-индустрии. Кстати, идея Met Gala принадлежит журналисту Элеанор Ламберт, которая еще в 1948 г. предложила проводить вечер подобного формата.
Поскольку Vogue поддерживает молодых дизайнеров (которые пока могут быть не в состоянии купить место за столом, однако обладать безоговорочным талантом), их могут пригласить безбилетниками. Так, например, представители ритейлеров, которые обычно присутствуют на мероприятии, смогут оценить кредит доверия Анны Винтур к ним и закупить их вещи на следующий сезон.
Таким образом, благодаря Met Gala мы можем в который раз убедиться, что Анна Винтур — не просто главный редактор самого главного журнала о моде в мире, который решает, что будет модно в следующем и в за-ним-следующем сезоне, но и социальный лидер. Тот факт, что из рядового для Нью-Йорка фандрейзингового мероприятия (пусть даже с таким громким названием) она смогла сделать самое ожидаемое светское событие на побережье (недаром Met Gala зовут East Side Oscar), который в процессе гламуризации не утратил своей главной цели — сбора средств для музея. Для fashion-индустрии Met Gala — это, во-первых, огромная рекламная площадка; во-вторых — это некий рынок, на котором встречаются продавец (молодые и не очень молодые дизайнеры) с покупателем (представителями ритейлеров); в-третьих, некоторый флюгер измерения настроений в отрасли — кого Анна пригласила, кого — нет (например, гениальную Рей Кавакубо из Comme des Garsons никогда не приглашали на мероприятие). Met Gala, как и журнал Vogue — полное отражение видения мира глазами Анны.
Не знаю, как вам, но мне это ее видение очень нравится.
Фото: vogue.com, metmuseum.org, nytimes.com, racked.com.