Картины выдающегося австрийского художника Густава Климта очаровывают своей глубиной и чувственностью. Отношение мастера кисти к женщинам — редкое и неповторимое. В его работах мы видим трепет, нежность, символизм, обнаженность. «Всё эротическое — это искусство», — говорил Климт, и вряд ли кто-то посмеет с этим спорить. Настоящим другом всей жизни австрийца была его любовь — Эмилия Флеге. В то время как мужчинам художник отводит менее значительное место в своей жизни.
Густав Климт получал академическое образование в Школе искусств, но, несмотря на это, его картины нельзя назвать консервативными. Художник рос в бедной семье и, параллельно с учебой, ему приходилось зарабатывать на жизнь, рисуя портреты на улицах Вены. Его помощником был родной брат — Эрнст Климт, который позже стал не только соучеником Густава, но и его напарником. По окончанию обучения, в 1879-1881 годах, братья работали вместе, украшая фресками театры в Райхенберге, Риеке и Карловых Варах. А так же трудились над эскизами к грандиозному праздничному шествию, которое было устроено по случаю серебряной свадьбы императора Франца Иосифа и императрицы Елизаветы.
В 1883 году Климты открывают в Вене собственную мастерскую, вместе с их другом Францем фон Матчем. Юные художники вырабатывают свой неповторимый стиль, выполняя декоративную роспись во дворе Музея истории искусств в Вене, а спустя год начинают заниматься росписью потолков в одном из дворцов, а также в павильоне оздоровительного комплекса в Карлсбаде.
К превеликому сожалению, в 1892 году из жизни художника уходят два самых близких человека: отец и брат. Густав Климт с трудом переносит потерю родных, но судьба готовит ему судьбоносную встречу в Эмилией Флеге – спутницей и второй половинкой художника. Вместе они работают над эскизами для ателье мод, пишут картины и совершенствуются.
Новым этапом в жизни мастера становится «Сецессион» — творческое объединение, первым председателем которого является сам Климт. Данный союз служит символом отъединения от Венской академии искусств и от консервативных кругов художников. Группа деятелей искусства, увлеченных духом и принципами модернизма, начинают выпускать собственное издание под названием Ver Sacrum («Весна священная»). Одним из членов организации является Эгон Шиле, который вскоре поступает в Школу искусств, где до этого учился Климт. Показывая свои работы, начинающий живописец задает вопрос: «В них есть талант?». «Даже слишком много!» — ответил Климт. Шиле считал главу «Сецессиона» не только своим главным наставником, но и идолом.
Самым известным в творчестве Климта является «золотой период». Его картины восхищают эмоциональностью и богатством. В это время художник становится все более известным в широких кругах. Поиск автопортрета мастера не дает окружающим покоя, на что Климт отвечает: «Не существует моих автопортретов. Я скорее интересуюсь не собой как материалом для картины, а другими людьми, особенно женщинами, и даже еще больше другими явлениями. Я убежден, что как человек я не очень-то интересен. Во мне нет ничего особенного, чтобы смотреть на меня. Я — художник. Xудожник, который пишет каждый день с утра вечера. Фигуры, пейзажи, время от времени — портреты. Я недостаточно хорошо владею словом, чтобы взяться за рассказ о своей работе… Если вам действительно хочется больше узнать обо мне — как о художнике, разумеется, — посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам».
Запись из личного дневника Альфреда Басса, в очередной раз подтверждает восторг современников Климта его работами. «Когда я увидел «Саломею» – я понял, что все женщины, которых я знал до сих пор, были ненастоящими. Когда я увидел его «Поцелуй» — понял, что не любил никогда по-настоящему. Когда я увидел эскиз к «Юдифи» — осознал самое страшное, что и не жил я вовсе, а если и жил, то ненастоящей жизнью».
Так и не женившись на Флеге, художник сумел, во время «золотого периода», изобразить любовь к своей спутнице на выдающейся картине «Поцелуй», которая является символом искренних и глубоких чувств художника к модельеру. В 1918 году биография Густава Климта заканчивается. Перенеся инсульт, художник умирает от пневмонии, выкрикивая последнюю фразу: «Пошлите за Эмилией!».
Австрийские живописец — образец преданности своему стилю и безграничности таланта. Его картинами ошеломляют и приводят в изумление одновременно. Исследуя мастерство художника, в начале ХХІ века возникает наука «Климтоведение», основатель которой — Альфред Вайдингер: «Климт жил страстями, даже в этом он был настоящим, без притворства. Климт легко рвал отношения, уходил, влюбляясь и растворяясь в этом чувстве каждый раз заново. Стойко терпеть подобную полигамию не могла ни одна женщина, о чем свидетельствует его страстная любовная переписка, сохранившаяся до сих пор. Он был великим художником и шикарным мужчиной».
Автор статьи: Мари Сибирцева