В наши дни на аукционах доминируют Пабло Пикассо, Жан-Мишель Баския, Энди Уорхол и множество других известных имен. Но так было не всегда. До последних двух десятилетий лидировали старые мастера, которые творили в период с 14 по 18 века. Несмотря на то, что популярность этой категории художников пошла на убыль, они всё же смогли установить несколько аукционных рекордов. Публичные аукционы и частные сделки, продававшие произведения Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта и Питера Пауля Рубенса, среди прочих, привлекли внимание СМИ, причем работы иногда продавали за сотни миллионов долларов.

Например, в 2019 году выяснили, что миллиардер Дж. Томилсон Хилл, бывший председатель частной инвестиционной компании Blackstone, приобрёл картину Караваджо «Юдифь, обезглавливающая Олоферна» (около 1607) в ходе закулисной сделки, совершенной в последнюю минуту перед тем, как работу хотели выставить на аукцион в Тулузе, Франция, с оценочной стоимостью 170 млн. долларов (сумму, которую заплатил Хилл так и не раскрыли).

В 2021 году старые мастера снова оказалась в центре внимания. Портрет Сандро Боттичелли из коллекции покойного магната недвижимости Шелдона Солоу отправится на аукцион Sotheby’s в Нью-Йорке 28 января. Её оценивают в ​​80 млн. долларов. Картина претендует на самую дорогостоящую в своей категории. Какие работы старых мастеров входят в список рекордсменов, смотрите в подборке:

Рембрандт

Photo: Wikimedia Commons

Рембрандт, «Подбоченившийся мужчина» (1658)

Цена: 33,2 млн. долларов

Портрет продали на аукционе Christie’s в декабре 2009 года. Это аукционный рекорд для голландского мастера. Картина, созданная в конце карьеры художника, в 1658 году, принесла доход в 33,2 миллиона долларов. Произведение, ранее принадлежавшее Колумбийскому университету, а затем перешедшее в руки известного нью-йоркского дилера и коллекционера Гарольда Даймонда, сейчас находится в Центре искусств Агнес Этерингтон при Королевском университете, куда его передали коллекционеры старых мастеров Альфред и Изабель Бейдер в 2015 году.

мост

Photo: Wikimedia Commons

Франческо Гварди, «Венеция, вид на мост Риальто, глядя на север» (1760-е)

Цена: 43 млн. долларов

В 2011 году монументальная картина 18-го века с видом на Венецию итальянского художника Франческо Гварди продали анонимному участнику торгов за рекордную цену в 43 млн. долларов на аукционе Sotheby’s в Лондоне. Написанное в середине 1760-х годов, полотно передавалось из поколения в поколение семьей Гиннесс, которая выставила его на аукцион.

Тёрнер

Photo: Wikimedia Commons

Уильям Тернер, «Современный Рим — Кампо Вакчино» (1839)

Цена: 44,9 млн. долларов

В 2010 году картину Уильяма Тернера «Современный Рим — Кампо Вакчино» продали на аукционе Sotheby’s за 44,9 млн. долларов, что стало второй по величине ценой, когда-либо полученной за британского художника на аукционе. Победитель конкурса — дилер Hazlitt, Gonomous & Fox, который подал заявку на эту работу от имени музея Гетти в Лос-Анджелесе, где картина сейчас постоянно выставляется. Проданная из коллекции семьи Ротшильдов, работа изображает итальянский город и демонстрирует техническое мастерство Тернера. Картина появилась на рынке всего один раз перед продажей Sotheby’s за 171 год с момента ее завершения.

Тёрнер 2

Уильям Тернер, «Рим, с горы Авентин» (1836)

Цена: 47,6 млн. долларов

В декабре 2014 года картину британского художника Уильяма Тернера «Рим с горы Авентин» установила рекорд для художника. Её продали на аукционе Sotheby’s в Лондоне за 47,6 млн. долларов. На тот момент продажа сделала Тернера самым дорогим британским художником периода до 20 века. Художник первоначально написал полотно для своего друга, издателя Джона Пая. 

Рафаэль

AP Photo/Kirsty Wigglesworth

Рафаэль, «Голова молодого апостола» (ок. 1519–1521)

Цена: 47,8 млн. долларов

В декабре 2012 года в лондонском торговом зале Sotheby’s рисунок 17 века титана эпохи Возрождения Рафаэля продали за 47,8 миллиона долларов после 17-минутной битвы между четырьмя участниками торгов. Эта драматическая распродажа установила аукционный рекорд художника. Картину из Девонширских коллекций в Чатсуорт-хаус в Бейкуэлле, Англия, где работа находилась с начала 18-го века, продали в три раза дороже ее оценочной стоимости. Работа выполнена как этюд к последней картине художника — библейской сцене «Преображения Господня», хранящейся в музее Ватикана.

Рафаэль 2

Photo: Wikimedia Commons

Рафаэль, «Голова музы» (ок. 1510)

Цена: 48 млн. долларов

В начале 16 века Папа Юлий II заказал Рафаэлю написание фресок для анфилады из четырёх помещений на третьем этаже своего дворца. «Голову музы» художник создал в качестве предварительного наброска во время подготовки к одному из крупнейших творений эпохи Возрождения — фреске «Парнас», изображающей мифическую историю горы Парнас, где жил бог Аполлон с девятью музами. Его первым зарегистрированным владельцем стал голландский коллекционер Госуинус Уиленброк в 1725 году. Позже работа перешла в руки сэра Томаса Лоуренса, художника и известного коллекционера рисунков старых мастеров, а затем — королю Голландии Вильгельму II. Это последний рисунок, связанный с Ватиканским заказом Рафаэля, который все еще находился в частной собственности. Впервые её выставили ​​на продажу в 2009 году на Christie’s. В итоге её приобрёл анонимный участник телефонных торгов з 48 млн. долларов.

Рубенс

Photo: Wikimedia Commons

Питер Пауль Рубенс, «Лот и его дочери» (ок. 1613–1614)

Цена: 58,2 млн. долларов

Картина Питера Пауля Рубенса «Лот и его дочери» — библейская сцена, изображающая соблазнение Лота его дочерьми во время изгнания семьи. В 2016 году его продали на Christie’s в Лондоне за 58, 2 млн. долларов. Работа, находившаяся в частной коллекции более века, ранее входила в состав коллекций императора Священной Римской империи Иосифа I и Джона Черчилля, первого герцога Мальборо. Этот шедевр Рубенса купил благотворительный фонд во время летней распродажи Christie’s и передал в аренду Метрополитен-музею в Нью-Йорке.

Рубенс 2

Photo: Wikimedia Commons

Питер Пауль Рубенс, «Избиение невинных» (1611–1612)

Цена: 76,5 млн. долларов

В июле 2002 года заново открытую картину Рубенса «Избиение невинных», изображающую библейскую сцену кровавой резни в Вифлееме, продали на аукционе Sotheby’s за 76,5 млн. долларов. Работу ранее приписывали фламандскому художнику Яну ван ден Хукке. Картина перешла к канадскому бизнесмену и коллекционеру произведений искусства Кеннету Томсону. Впоследствии он подарил ее Художественной галерее Онтарио в Торонто, где она стала одной из жемчужин коллекции.

Рембрандт 2

EPA

Рембрандт, «Портреты Мартена Соулманс и Оопьен Коппит» (1634)

Цена: 195 млн. долларов

В феврале 2016 года правительства Нидерландов и Франции от имени Государственного музея в Амстердаме и Лувра в Париже осуществили знаковое совместное частное приобретение редких портретов Рембрандта, изображающих голландскую супружескую пару Мартена Сольманса и Оопьен Коппит. При содействии Christie’s работы приобрели в рамках частной сделки по цене от 97, 5 млн. долларов каждая. Портреты художник завершил в 1634 году. Они должны были продемонстрировать покровительство натурщиков над молодым художником, которому в то время исполнилось всего 28 лет. Редкие портреты — единственные известные картины Рембрандта в полный рост. Ранее они входили в коллекцию Ротшильдов 1878 года. Перед аукционом они последний раз выставлялись публично в 1956 году в Нидерландах. Хотя две картины принадлежат двум отдельным музеям, в соответствии с французским законодательством, они пообещали, что пару всегда будут выставлять вместе в любом музее.

да Винчи

Photo: Wikimedia Commons

Леонардо да Винчи, «Спаситель мира» (ок. 1500)

Цена: 450,3 миллиона долларов.

Самой разрекламированной продажей произведений искусства в истории стал аукцион Леонардо да Винчи «Спаситель мира», который собрал более 450 миллионов долларов на Christie’s в Нью-Йорке в 2016 году. После 19-минутных торгов картина стала самым дорогим произведением искусства, когда-либо проданным на аукционе. Работу из частной европейской коллекции приобрёл наследный принц Саудовской Аравии Мохаммед бен Салман. На картине изображен Христос, показывающий крест правой рукой и держащий полупрозрачную сферу в левой. Картина, которая долгое время считалась копией утерянной работы Леонардо, признали работой мастера эпохи Возрождения после ее реставрации в 2006 году. Перед продажей картину выставляли в 2011 году в Национальной галерее в Лондоне. Несмотря на все внимание, уделяемое работе, многие историки сомневаются в том, действительно ли Леонардо написал «Спасителя мира». Поэтому он не появился в ретроспективе художника в Лувре 2019 года.

Источник

Комментарии