Ежегодно в третий понедельник января в США отмечают день, посвящённый борцу за права афроамериканцев, лауреату Нобелевской премии мира Мартину Лютеру Кингу. Дата приурочена ко дню рождения Кинга 15 января.

Мартина Лютера Кинга убили 4 апреля 1968 года, а через четыре дня член Палаты представителей от Демократической партии Джон Коньерс представил законопроект, в котором предлагал сделать день рождения Кинга национальным праздником. После десятилетий споров и длительной бюрократической процедуры 2 ноября 1983 года президент Рейган подписал закон. Впервые День Мартина Лютера Кинга отметили 20 января 1986 года. Правда, долгое время некоторые штаты не признавали День Мартина Лютера Кинга или объединяли его с другими праздниками.

В Юте до 2000 года праздник назывался День прав человека (Human Rights Day). В Виргинии День Мартина Лютера Кинга отмечали как День Ли—Джексона—Кинга: день рождения Кинга объединили с днями рождения генералов армии Конфедерации времён Гражданской войны Роберта Ли (19 января) и Томаса Джексона (21 января). Из-за спорного совмещения дней памяти таких полярных исторических фигур в 2000 году приняли закон, разделивший два праздника.

День Мартина Лютера Кинга окончательно утвердился на всей территории США только в 2000 году. В честь этого события вспоминаем лучшие кинокартины о проблеме расизма и борьбе за права афроамериканцев.

«Прислуга» (2011), реж. Тейт Тейлор

«Прислуга» — экранизация одноимённого романа Кэтрин Стокетт, за роль в которой Октавию Спенсер на «Оскаре» признали лучшей актрисой второго плана. В 1960-е годы городок Джексон, штат Миссисипи, продолжает жить, помня рабовладельческий уклад. Формально афроамериканцы владеют свободами, но многие местные ни во что их не ставят. Скитер Фелан после окончания университета возвращается в родной город Джексон. Она мечтает вырваться отсюда и стать писательницей, но на консервативном Юге у неё мало шансов. Темнокожая служанка Эйбилин старше Скитер на 30 лет и всю жизнь проработала в домах белых людей, вырастив 17 детей, но потеряв своего сына. Минни тоже всю жизнь работает прислугой. Всех троих объединяет острое чувство справедливости и желание изменить существующий порядок вещей. Но смогут ли они хоть как-то повлиять на консервативное общество?

«12 лет рабства» (2013), реж. Стив Маккуин

Главный герой фильма, основанного на мемуарах Соломона Нортапа 1853 года, свободный чернокожий парень из Нью-Йорка, которого похитили и продали в рабство. В фильме рассказывается о 12 годах тяжёлой работы Нортапа на плантации и его попытках сбежать. В картине режиссёру Стиву Маккуину удалось показать бесстрашный взгляд на насилие и жестокое обращение, которому чернокожие американцы подвергались на плантациях. За это фильм удостоили «Оскара». Статуэтками также отметили сценарий и Люпиту Нионго как лучшую актрису второго плана.

«Сельма» (2014), реж. Ава Дюверней

Историческая драма посвящена маршам Мартина Лютера Кинга и политике Джона Льюиса в поддержку прав чернокожих в Сельме и Монтгомери 1965 года. Фильм рассказывает о борьбе против бесправия чернокожих американцев также охватывает события на мосту Эдмунда Петтус, оставшиеся в истории как «Кровавое воскресенье», — 7 марта 1965 года сотни демонстрантов, требующих предоставления избирательных прав чернокожим, пытались пересечь мост во время марша из Сельмы в Монтгомери, но их жестоко избили местные полицейские.

«Скрытые фигуры» (2016), реж. Теодор Мелфи

«Скрытые фигуры» — биографическая драма, основанная на одноимённой документальной книге Марго Ли Шеттерли. В картине сыграли Тараджи П. Хенсон, Октавия Спенсер и Жанель Монэ, которым достались роли трёх афроамериканских женщин-математиков, работавших в NASA во времена космической гонки. В условиях расовой сегрегации, героини вынуждены терпеть унижения, связанные с их цветом кожи. Но будучи невероятно одарёнными и целеустремленными, женщины идут к своей мечте, доказывая, что способны влиять на мировые события.

«Ограды» (2016), реж. Дензел Вашингтон

В основу фильма легла пьеса драматурга Огаста Уилсона, которая всё ещё считается одной из лучших иллюстраций современной американской жизни. Киноадаптацией произведения занялся легендарный Дензел Вашингтон, он же и сыграл главную роль в паре Виолой Дэвис, получившей «Оскар» как лучшая актриса. События происходят в Америке 1950-х годов. В центре сюжета находится афроамериканская семья Мэкссонов, столкнувшаяся с дискриминацией. Трой Мэкссон, уже немолодой отец-афроамериканец из рабочего класса, старается обеспечить свою семью в Америке 1950-х годов, пытаясь параллельно смириться с происходящими событиями в его жизни и семье.

«Прочь» (2017), реж. Джордан Пил

Жанр фильма ужасов — достаточно необычный выбор для отображения темы. Но Джордану Пилу удалось с ним справиться блестяще, ведь за оригинальный сценарий к картине его наградили «Оскаром». Главный герой Крис — темнокожий парень, которому открывается пугающая тайна, когда он вместе со своей белой девушкой отправляется в гости к её родителям. Саркастичная, пугающая и жёсткая критика расовых отношений в Америке — так у режиссёра получилось с новой стороны раскрыть серьёзную для американского общества проблему.

«Ферма «Мадбаунд»» (2017), реж. Ди Рис

Фильм «Ферма «Мадбаунд»», основанный на романе Хиллари Джордан «Мадбаунд», повествует о событиях на небольшой ферме в окрестностях Мемфиса во время Второй мировой войны. В центре сюжета жизнь двух семей — Макаллан и темнокожей семьи Джексон. Макалланы переезжают на ферму в Миссисипи. Хотя рабство в США отменили в 1865 году, в стране до сих пор слышны отголоски прошлого, когда расизм был обычным явлением в обществе. Между семьями возникают неоднозначные отношения. Картина освещает проблему расизма с трёх разных сторон: нейтрально настроенного белого населения, расистов и афроамериканцев.

«Если Бил-стрит могла бы заговорить» (2018), реж. Барри Дженкинс

Пронзительная картина снята по мотивам одноименного романа Джеймса Болдуина 1974 года. Тиш и Фонни — гарлемская пара. Но их счастливым дням приходит конец, когда Фонни арестовывают за преступление, которого он не совершал — его подставил полицейский-расист. Ко всему прочему, Тиш беременна, но ее набожные родные воспринимают это как проклятие, ведь Фонни не может на ней женится во время заключения. В картине показана система уголовного правосудия через судебный процесс над Фонни, но в то же время, это проникновенная история о любви, которую не может разрушить даже тюремная система. Ленту высоко оценили критики, а Реджина Кинга праздновала на «Оскаре» победу в номинации «Лучшая женская роль второго плана».

«Чёрный клановец» (2018), реж. Спайк Ли

События картины разворачиваются в 1970-е годы, когда темнокожий парень Рон Сталворт поступает на службу в полицию Колорадо-Спрингс. Чтобы проявить себя, однажды он звонит по телефону в местное отделение Ку-клукс-клана и, заявив, что хочет вступить в ряды ККК, получает приглашение на собеседование. Но вместо него в организацию внедряется его напарник — детектив еврей Флип Циммерман. Вдвоём они пытаются помешать жестоким планам местного филиала ККК. Фильм завоевал Гран-при на Каннском кинофестивале, а Спайк Ли получил «Оскар» за сценарий.

«Зелёная книга» (2018), реж. Питер Фаррелли

Время действия — 1962 год, место действия — Нью-Йорк. Вышибала итало-американского происхождения Фрэнк Валлелонга по кличке «Тони Болтун» в поисках новой работы. Его приглашают на собеседование с гениальным афроамериканским пианистом Доном Ширли, который ищет водителя для своего концертного тура по южным штатам Америки. Дон предлагает Тони должность и тот, хоть и неохотно, вынужден согласиться. В качестве путеводителя для чернокожих герой получает экземпляр «Зелёной книги». Чем закончится это непростое путешествие и как изменятся взгляды героев, покажет финал. Картина настолько ухватила дух времени, что её отметили тремя статуэтками «Оскар» в категориях «Лучший фильм», «Лучший оригинальный сценарий» и «Лучшая мужская роль второго плана» (Махершала Али).

Комментарии