Чтобы постичь искусство и начать коллекционировать, не обязательно мелькать в Forbes, парить за пределами стратосферы или состоять в Лиге плюща. Прекрасное доступно – уверяют организаторы ярмарки современного искусства Saturday Art Fair, которая прошла в эту субботу в креативном пространстве столицы Kooperativ.

Впервые в Киеве под одной крышей представлены классические галереи, онлайн проекты, независимые и стрит-арт художники, среди которых: Мария Куликовская, Никита Кравцов, Влада Ралко, Иван Дудка, KIN, Миша Букша, Ярослав Солоп, Pomme de boue, Саша Авербах, Екатерина Либкинд, Braty.

О сумеречной зоне арт-бизнеса, запретных темах в творчестве и о том, как взбудоражить украинский рынок искусства STILEINSIDER разговаривает с кураторами выставки, со-основателями 39.9gallery.

Отвечает Катерина Левченко, со-основатель 39.9gallery, организатор Saturday Art Fair

500_oooo.plus

SI: Расскажите о бестселлерах ярмарки. Ваши прогнозы совпали с выбором покупателей?

Катерина: Здесь сложно употреблять термин «бестселлер», так как это не одежда, не книги, а картины — уникальные объекты, которые чаще всего существуют в одном экземпляре. Мы верим в каждого автора, чьи работы продаем, поэтому каждый наш выбор совпадает с выбором покупателей.

SI: Какая работа стала Instagram хитом выставки? Как посты в сетях влияют на ценность арт-объекта?

Катерина: Неофициальная афиша ярмарки — линогравюра художницы Даши Зимы «GLOVES».

Мы отправляли огромное разнообразие изображений вместе с пресс-релизами, но большинство ведущих украинских изданий выбрали именно ее.

gloves

Что касается постов в сетях, то они способны влиять на популярность работы и на узнаваемость автора, но, к счастью или к сожалению, не добавляют художественной ценности автору.

SI: У вас нет ощущения, что украинский арт-рынок живет в сумраке, где искусство — заложник коммерческой модели нескольких дилеров?

«…зачастую художники на стадии становления не знают, как заявить о себе. В то же время люди, которые интересуются искусством, не понимают, как реализовать свое увлечение.»

Катерина: У нас возникало такое ощущение. Именно поэтому мы создали проект 39.9gallery. Мы подумали, что потенциальных коллекционеров намного больше, чем кажется. То же самое с талантливыми художниками, которые еще не успели засветиться.

Поэтому мы решили помочь и тем, и другим, а именно — наладить диалог между авторами современного искусства и его ценителями. Ведь зачастую художники на стадии становления не знают, как заявить о себе. В то же время люди, которые интересуются искусством, не понимают, как реализовать свое увлечение, ошибочно полагая, что это обязательно слишком дорого и только для избранных.

В 39.9 Gallery мы развенчиваем этот миф. Наш проект о доступности и значимости искусства в повседневной жизни, а также формировании и развитии нового поколения коллекционеров.

Таким образом мы расширяем радиус взаимодействия и привлекаем все больше участников в арт-среду путем создания новых возможностей для интерактива.

SI: Чем ваши алгоритмы арт-игры принципиально отличаются от ключевых правил украинского рынка искусства?

Катерина: Мы первая онлайн-галерея молодого украинского искусства. У нас нет физического пространства, как это обычно принято. Но мы с удовольствием организовываем выставки и ярмарки на разных площадках.

Чтобы стать коллекционером, достаточно выбрать понравившееся произведение на сайте, где можно ознакомиться с информацией об авторе и его произведениях. Цена на каждую работу указана прямо на онлайн-площадке. Мы не используем общепринятую и часто пугающую формулировку «цена по запросу». Мы открыты и доступны для наших покупателей практически 24/7. В случае необходимости помощи с выбором или желании обсудить работу у нас доступна услуга Art Advisory.

Еще одно отличие – мы фокусируемся на художниках на стадии становления. Среди наших авторов есть и художники ранее не представленные в галереях, и известные в арт-среде.

Мы за честный и прозрачный арт-рынок. Поэтому наше сотрудничество с художниками и сделки с покупателями подкреплены юридически.

Можно считать отличительной и нашу концептуальную особенность —  стоимость работ на сайте не превышает 39 999 грн. От сюда, кстати, и название – 39.9gallery.

Также мы предоставляем услугу подписки на искусство. Такого в Украине пока еще ни у кого нет. Одну из подборок арт-объектов можно временно установить у себя дома или в офисе, превратив привычное пространство в выставку современного искусства. Подписка оформляется на 1, 3 или 6 месяцев. По истечении срока возможно продлить подписку или же обновить экспозицию другими арт-объектами.

Отвечает Анастасия Лебега, со-основатель 39.9gallery, организатор Saturday Art Fair

382_oooo.plus

SI: Как популяризировать искусство без негативного влияния на художественную сакральность? Например, сегодня ваш любимый музыкант – андеграунд, завтра – мейнстрим.  Между сегодняшним и завтрашним восприятием одной и той же музыки разница колоссальная. Даже доступность секса охлаждает к нему интерес. 

«Сакральность не повысит продажи. Другой вопрос – как рассмотреть в сегодняшнем андеграундном художнике завтрашнего Баскию?»

Анастасия: Не могу сказать, что популяризация андеграундных художников негативно повлияет на что-либо, скорее — наоборот. Так сложилось, что в арт-индустрии, чем известнее художник, тем более он востребован и тем дороже его произведения. Сакральность не повысит продажи. Другой вопрос – как рассмотреть в сегодняшнем андеграундном художнике завтрашнего Баскию?

Опять-таки, сравнивать художников с музыкантами – не совсем корректно. Ведь заслушать до дыр песню любимого музыканта, который вчера был известным только тебе, позволить может каждый. А купить работу художника, которого ты открыл одним из первых и успел приобрести его работу до того, как она стала стоить миллионы – получится далеко не у всех. Поэтому для каждого коллекционера осознать, что у него та самая чуйка и он купил работу, к примеру, той же Даши Зимы на субботнем арт-ярмарке доступного искусства в 2020-м, а через 10 лет за неё торгуются на аукционе современного искусства в Sotheby’s, — это настоящая честь.

art fair 2

SI: Как взбудоражить украинский арт-бизнес?

Анастасия: Например, открыть онлайн-галерею! Или собрать классические галереи, онлайн проекты и независимых художников на арт-ярмарке доступного искусства в креативном пространстве. Показать, что профессиональное хорошее искусство можно купить дешевле чем за десятки тысяч долларов.

SI: Какие темы для вас табу? Должны ли существовать рамки для творчества? Может ли искусство идти в разрез современным представлениям о роли гендера, сохранив при этом ценность и актуальность?

Анастасия: Для нас не существует такого понятия как табу, мы не ставим рамок и не занимаемся цензурой. Искусство – это выражение каждым художником восприятия внешнего мира и актуальных тем, пропущенное через его внутреннее восприятие. И, конечно, у каждого свой взгляд на вещи, который отличается от общественного.

Но нужно понимать, что есть коммерческое искусство, которое подойдет на продажу и не оттолкнет покупателя с эстетической точки зрения, и концептуальное, которое невозможно продать, но оно интересно с другой точки зрения – как исследование и эксперимент. Художнику, создавшему что-то подобное, мы можем, к примеру, предложить сделать выставку.

art fair 6

SI: Как часто в CV художников вы видите «я исследую», «я рефлексирую»?

«Мое искусство не раскрывает никакие темы и ни о чем не говорит».

Анастасия: В 90 процентах случаев. И это вовсе не характеризует художника с негативной стороны, скорее- наоборот. Более странно увидеть в artist statement что-то на подобии: «Мое искусство не раскрывает никакие темы и ни о чем не говорит». Зачастую то, что появляется на бумаге, – это результат внутренних диалогов художника, размышлений и переживаний. Поэтому рефлексия и исследование так же органичны для художника, как и для поэта или музыканта. Это неотъемлемые части художественной практики.

Отвечает Катерина Липовка, со-основатель 39.9gallery, организатор Saturday Art Fair

907_oooo.plus

SI: Как формируется цена? Мы говорим о таланте, филигранности, плутовстве или маркетинге?

Катерина: На художественную ценность влияет множество факторов, которые переплетаются в разных комбинациях и математической формулы, увы, не существует. Естественно, реально подсчитать объективные затраты: цену материала, транспорта или аренды мастерской. Но главным образом на цену влияет степень новаторства художника, самобытность его визуального языка, профессиональный опыт и работа галереи или дилера.

С каждой новой выставкой и продажей художник нарабатывает свое имя. Чем чаще артист участвует в престижных выставках и больших проектах, тем заметнее он на арт-сцене, а значит цена на его работы будет расти. Но важно помнить, что произведения искусства —  это уникальный продукт и к каждой работе нужно подходить индивидуально.

art fair 3

SI: Большинство участников Saturday Art Fair жители Киева и крупных городов. Вы можете назвать 5 имен со звездным потенциалом из глубинки.

Катерина: Мы бы не хотели разделять художников на эти две категории, так как воспринимаем всех на равных. По нашему мнению, потенциал определяется персонально и место проживания не влияет на качество искусства

SI: С чего начать формировать коллекцию и как зарабатывать на искусстве?

Катерина: В первую очередь стоит подготовится, «насытиться» качественным визуальным материалом, посещать музеи и разнообразные выставки как в Украине, так и за границей. На сегодняшний день есть множество сайтов и ресурсов, где можно посмотреть на коллекции мировых музеев онлайн, через виртуальную и дополненную реальность. Также стоит читать профессиональную литературу об искусстве, следить за мировыми аукционами, изучать работу и колебания арт рынка. Таким образом вы воспитаете свой вкус, сможете разбираться в индустрии и лучше почувствовать какое именно искусство хотели бы коллекционировать и какие деньги вкладывать.

Также важно заручиться консультационной поддержкой специалистов, галеристов, которые смогут быстрее и профессиональнее подобрать вам произведения искусства в вашу коллекцию. Перед покупкой стоит проверить подлинность работы и детально разобрать биографию художника, таким образом изучить как развивается автор и растет в цене и насколько выгодна инвестиция.

art fair

SI: Как начинающему художнику понять, что он художник, преодолеть сомнения?

“Только за редкими исключениями художники без специального образования пробиваются на арт сцену”.

Катерина: В первую очередь надо исходить от потребности выразить себя.  Художник находиться в постоянном поиске новых смыслов, рефлексии на злободневные проблемы и интерпретации их посредством визуального языка. Этот стимул нужно почувствовать в себе и не боятся начать творить. Без первых наработок портфолио невозможно продвигаться и утвердить себя как личность художника.

Также, по нашему мнению, стоит получить художественное образование, ведь комплексные знания оказывают огромное влияние на профессиональный опыт. Только за редкими исключениями художники без специального образования пробиваются на арт-сцену.

Далее стоит подавать заявки на разнообразные выставки и проекты, чтобы получить фидбек от профессионалов и сравнить свой уровень с уровнем других. Каждая выставка — это шанс показать свои работы не только потенциальным покупателям, но галеристам и дилерам, которые в свою очередь могут предложить вам сотрудничество.

art fair 5

Для коллажа обложки использовались работы:

KIN, Actor

Даша Зима, «Lady E.»

Даша Зима, «Lady F.»

Подложка коллажа:

KIN FRIENDS

В материале использовались работы:

Даша Зима, «Gloves»

KIN, Actor

Ваня Дудка, «Втеча»

Саша Авербах, «Работа №7»

Орест Гірний, «Колір технік»

Oleksa, «О времена! О нравы!»

Анастасия Усенко, «Model/Untitled 3»

Комментарии