В 2019 режиссёр анимационного кино Никита Лыськов создал короткометражный фильм «Кохання», который стал первым украинским фильмом, попавшим в номинацию крупнейшего анимационного фестиваля в Анси. Также анимационная картина попала в программу короткометражного Clermont-Ferrand и была удостоена награды престижного фестиваля DOK.Leipzig. На счету Никиты немало и других работ, среди которых «Я купил велосипед», «Город» и «The End». В этом году режиссёр вошёл в состав жюри анимационного фестиваля LINOLEUM 2020.
И в преддверии этого события в интервью Styleinsider Никита Лыськов рассказывает, есть ли у украинской анимации отличительные черты, сколько времени уходит на создание фильма и какой опыт он извлёк из участия в фестивалях.
SI: Какой анимационный фильм произвёл на вас наибольшее впечатление? Возможно, подтолкнул вас к созданию собственных работ?
Никита: Когда мне было 8 лет, школьные каникулы я проводил в деревне у бабушки. Там был черно-белый телевизор, и я, как обычно, выискивал в программе показы мультфильмов. И вот в очередной раз, сижу я под телевизором и жду, когда же начнут показывать мультики. А вместо мультиков идет какой-то мрачный фильм, сюжет его мне был не понятен, но в фильме были анимационные вставки и вот одна из них мне тогда на всю жизнь запомнилась. Два цветка, прорастают и раскрывают свои лепестки, после чего они постепенно превращаются в половые органы и начинают заниматься сексом, а потом они же превращаются в животных и друг друга пожирают. Мне пришлось досмотреть этой ужасный фильм до конца, ведь я надеялся что после него будут мультфильмы. В тот день я так и не дождался обещанных мультфильмов и лишь спустя 10 лет узнал что это был фильм «The Wall». Не могу сказать, что знакомство с авторской анимацией оставило позитивные воспоминания, но скорее всего, тогда я понял, какое мощное воздействие имеет это искусство.
SI: Сначала вы изучали живопись, а затем получили образование как режиссёр анимационных фильмов. Как вы считаете, это совершенно различные виды искусства или же просто этапы творческого движения?
Никита: Я уверен в том, что профессия режиссёра многогранна, и чем больше режиссер знает, тем больше творческих возможностей у него есть. В идеале надо и рисовать уметь, и музыку писать, и слова свои на бумаге излагать и еще суметь станцевать брейкданс. Ничто не помешает. (Улыбается)
SI: Хорошо ли влияет быстрое развитие технологий на анимацию? Поскольку иногда кажется, что с распространением трёхмерной анимации многие истории отчасти стали терять внутреннюю душевность и выглядеть более глянцево.
Никита: Благодаря современным технологиям, сегодня мы имеем новый виток развития анимационного искусства. Человек, имея компьютер, в любой точке мира, может сделать мультфильм, и ему не надо ни у кого спрашивать разрешения для этого. Таких сюжетов, таких нарушений табу, игнорирования устоявшихся правил, как за последние 10 лет, в анимации не было никогда. Благодаря современным технологиям анимация как искусство совершило рывок, появились просто крышесносные мульты.
SI: Вы создаёте короткометражные работы. А есть ли планы на счёт полнометражной анимации?
Никита: Меня полностью удовлетворяет формат короткого метра, длиной не более 15 минут. В эти 15 минут я стараюсь вложить столько смысла и идей, насколько это физически возможно. Страшно представить, что если бы мой фильм «Кохання» длился полтора часа, ни один зритель не выдержал бы такого напряжения. А 15 минут в самый раз.
SI: Есть ли у украинской анимации какие-то характерные, узнаваемые черты, как сюжетно, так и визуально? Ведь, например, японское аниме или диснеевский мультфильмы узнаются мгновенно.
Никита: Эстонские мультфильмы тоже узнаются мгновенно, польские и венгерские тоже. А вот украинские нет, к сожалению. Я пытался понять почему и пришел к выводу, что во всем виновато украинское кинообразование, а точнее его отсутствие. Черты самоидентификации должны закладываться на очень ранних этапах. В Украине этим никто не занимается.
SI: Что для вас самое сложное в создании анимационных фильмов?
Никита: Самое сложное — это трезво оценивать свои идеи после того, как ты их рисовал в течении нескольких месяцев. В какой-то момент меня просто начинает тошнить от них, и я близок к разочарованию. В такие моменты очень полезно показывать материал близким друзьям и проверять на них идеи, которые я уже не воспринимаю. Или выложить небольшой отрывок в соцсеть и посмотреть сколько лайков он наберет.
SI: Какую из своих работ вы считаете самой удачной, а какую хотели бы изменить, оглядываясь на неё через время?
Никита: Мне кажется, что «Я купил велосипед» — неплохой фильм. Мне нравится, что я его сделал очень быстро, и он у меня не ассоциируется со страданием и тяжелой работой. А изменить я бы хотел свой студенческий фильм «Птахи», там было несколько сцен, которые я не был в состоянии тогда решить. Сегодня мне за них стыдно.
SI: Сколько в среднем приходится отрисовывать кадров для каждой работы, конечно, в зависимости от её хронометража?
Никита: Я никогда не считал. (Улыбается) Количество кадров в мультфильме — это не самое сложное. Сложнее всего написать смешной и понятный сюжет, выстроить мизансцену и придумать персонажей.
SI: Сколько времени занимает работа над одним короткометражным проектом?
Никита: «Я купил велосипед» — я сделал за один месяц. «Кохання» — ровно за один год. Все зависит от сюжета.
SI: Особое место в анимационном кино отводится звуку, благодаря которому всё оживает. Насколько сложно объяснить звукорежиссёру задумку, историю, чтобы в итоге получить необходимы результат?
Никита: В идеале ничего объяснять не надо. Хороший звукорежиссёр сам все должен услышать и уже мне объяснить. Я стараюсь, чтобы это был творческий процесс и не навязываю своё видение. Так гораздо интереснее.
SI: Какой опыт вы извлекли из участия в анимационных фестивалях? Например, на фестивале Анси.
Никита: Самое важное — это живое общение, когда ты увидел крутой мульт и тут же подошел к его автору и расспросил его о том, как он работал. Это очень полезно.
SI: Каким главным качеством должен обладать режиссёр анимационного кино?
Никита: Режиссер должен всегда учиться, все время открывать для себя новые сферы и горизонты. И тогда не будет проблем с идеями и вдохновением.
SI: Что для вас важнее в анимационных фильмах: сюжет или атмосфера?
Никита: Лично я в своих фильмах делаю упор на сюжет. Но люблю смотреть фильмы в которых главное это атмосфера.
SI: Большинство историй в ваших фильмах вдохновлены украинскими реалиями. По вашим наблюдениям, насколько это интересно для мирового рынка анимации?
Никита: Я не знаю, я не равняюсь на мировые рынки, это слишком сложно для меня. Мне важно, чтобы именно украинец, видя мой фильм, улыбнулся.
SI: Как появился концепт постера и трейлера к анимационному фестивалю LINOLEUM 2020?
Никита: Это продолжение тематики фильма «Кохання», спальные районы, объявления на стенах, гопники. Не отпускает меня эта тема, этот мир каменных джунглей. «Стать человеком» – тема фестиваля этого года. Но достаточно ли лишь существовать, чтобы считать себя человеком? Или для этого нужно что-то сделать? Тема фестиваля поставила передо мной много вопросов, на которые я попытался ответить в шутливой форме.
SI: Чего ожидаете от фестиваля?
Никита: Фестиваль в этом году онлайн, и мне кажется, что это хорошо. Потому что наконец-то жители таких городов, как Каменское или Кременчуг, будут иметь возможность увидеть современную анимацию, и им не придется для этого ехать в Киев. А вдруг кого-то это подтолкнет и ему самому захочется стать аниматором… эх мечты, мечты. (Улыбается)
Автор статьи: Довбыш Нонна