У каждого произведения искусства есть свои секреты и своя история. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах мировой живописи. И сегодня мы поговорим о картине французского художника-примитивиста Анри Руссо «Муза, вдохновляющая поэта».

Год создания: 1909

История создания: Картина Анри Руссо представляет собой портрет знаменитого французского поэта Гийома Аполлинера и его возлюбленной художницы и гравёра Мари Лорансен. Она была написана после знаменитого приёма у Пикассо, устроенного в честь самого Руссо, которого прозвали Таможенник (15 лет художник проработал на парижской таможне).

Известный портрет, который находится в Базеле является уже второй версией работы. А всё потому, что в первом варианте картины вместо турецких гвоздик, символизирующих бессмертную душу поэта, которые просила нарисовать Мари Лорансен, Руссо по ошибке изобразил у ног поэта и его музы левкои – символ смерти и забвения, хоть и ходил в ботанический сад делать наброски. Естественно, Мари, была крайне недовольна. К тому же, при том, что она была очень изящной женщиной, Руссо изобразил музу на картине как довольно пышную даму. По одной из версий, когда Мари задала ему вопрос по поводу этого, художник ответил: «Так ведь большому поэту нужна большая муза!». Согласно другим источникам подруга Аполлинера восприняла результат работы с иронией. Однако,  поэт всё же не забрал портрет.

Спустя некоторое время работу выкупил меценат и коллекционер Сергей Щукин. И когда Аполлинера все же вернулся за картиной, Руссо пришлось написать для него новую версию. И на ней уже изображены правильные цветы, а фигура Мари выглядит не такой крупной и видна линия талии. К тому же, эта вторая картина выполнена в манере более приближённой к «салонной» живописи.

Муза, вдохновляющая художника

Интересные факты:

— Сохранился снимок, который показывает, как художник работал над полотном. На фотографии изображён Руссо около картины, на которой почти полностью прорисован фон и оставлено место для фигур, которые он добавлял в последнюю очередь.

— В письме Аполлинеру Руссо написал: «Я всегда с нетерпением жду Вашу музу. Хотелось бы, чтобы она ещё раз пришла позировать». Тяжёлое материальное положение художника заставило его просить у Аполлинера аванс: «Надеюсь, что Вы не откажетесь дать мне немного денег в качестве аванса за работу над Вашим портретом. Многие спрашивали у меня, за сколько я его продал, я отвечал, что за 300 франков, и они находили, что это недорого; правда, это было по-дружески… Мне сейчас очень нужны деньги, сегодня на ужин у меня осталось всего 15 су».

— В картине отчётливо видны отсылки к эпохе античности. Это заметно и по композиции, где ветви обрабляют фигуры наподобие арки, а Мари Лорансен, которая является воплощением музы одета в античный пеплос (прим. женская одежда в Древней Греции, а затем в Древнем Риме) и осеняет поэта жестом правой руки.

Комментарии