История искусства изобилует именами мужчин-художников, в то время, как женских имён в ней значительно меньше. Но это вовсе не делает художниц менее достойными места в мировом искусстве, ведь творения многих из них и сегодня не только вызывают восхищение критиков и зрителей, но и стоят немалых денег на арт-рынке. В нашем материале вспоминаем 10 наиболее ярких из них, хотя, безусловно, нельзя ограничивать список только этими именами.

Ангелика Кауфман

(1741 — 1807)

Швейцарская художница и график Ангелика Кауфман, которая работала в стиле неоклассицизм, была одной из двух женщин-основателей Королевской академии в Лондоне в 1768 году (второй была Мэри Мозер). Будучи дочерью художника Йоганна Йозефа Кауфмана, она уже с 12 лет работала в качестве профессионального живописца. Родившись в Швейцарии, Ангелика успела пожить в Австрии и Италии. В 1772 году она стала членом Академии Изящных Искусств Флоренции, а вскоре перебралась в Лондон, где прожила 15 лет. Затем после свадьбы с художником Антонио Зуччи Кауфман вернулась в Италию. За свою творческую карьеру она успела принять участие в росписи собора Св. Павла в Лондоне и создать немало живописных работ, в числе которых портреты, а также картины с историческими, библейскими, мифологическими и литературными сюжетами. При чём сама Кауфман относила себя к живописцам исторического жанра, который в XVIII веке считался наиболее элитным.

Ангелика Кауфман

«Автопортрет Ангелики Кауфман» (1770-1775)

Ангелика Кауфман картина

«Безумная Мария», (1777 — 1780)

Телемах и нимфы Калипсо

«Телемах и нимфы Калипсо» (1782)

Берта Моризо

(1841 — 1895)

Берта Моризо — французская художница, которая стала первой женщиной, вошедшей в круг импрессионистов. Она была внучатой племянницей Жана-Оноре Фрагонара и ученицей Камиля Коро, а присоединиться к знаменитым художникам ей помогла дружба с Эдуардом Мане. Полотна Моризо являются отражением культурных ограничений XIX-го века для её класса и пола. Преимущественно художница работала со сценами домашней жизни и портретами, избегая городских и уличных сцен и очень редко изображала обнаженную фигуру.

Берта Моризо

«Берта Моризо с букетом фиалок» (1872), Эдуард Мане

Берта Моризо Психея 1876

«Психея», (1876)

Берта Моризо Колыбель 1872

«Колыбель», (1872)

Соня Делоне

(1885 — 1979)

Соня Делоне (Сара Элиевна Штерн) родилась в Одессе в еврейской семье, а позднее воспитывалась в семье дяди по материнской линии в Санкт-Петербурге. Поскольку родственники часто путешествовали, Соне удалось побывать в крупнейших европейских музеях. После нескольких лет обучения искусству художница уже перебралась в Париж, где сначала вышла замуж за немецкого галериста, коллекционера и арт-критика Вильгельма Уде, а вскоре встретила своего второго мужа — художника Робера Делоне. В своих работах Соня Делоне развивала такое художественно направление, как орфизм, которое происходило из кубизма. К тому же, она стала первой художницей, у которой была персональная выставка в Лувре (1964).

Соня Делоне Соня Делоне Картина
«Исследование света, электрические призмы» (1914)  
Соня Делоне Картина 2
«Ритм цвет» №. 1076 (1939)  
Джорджия О’Кифф

(1887 — 1986)

Джорджия О’Кифф — американская художница и супруга знаменитого фотографа и галериста Альфреда Стиглица. Собственно, под влиянием супруга она и вернулась к живописи, которую оставила из-за семейных обстоятельств. И очень преуспела в ней. В особенности, когда с начала 1920-х годов её работы стали выставляться в галереях при поддержке Стиглица и завоевали популярность среди зрителей. Особенно Джорджия прославилась своими картинами с цветами, хотя также она работала и в жанре пейзажа.

Джорджия ОКифф

Портрет Джорджии О’Кифф (1918), Альфред Стиглиц

Чёрный ирис

«Чёрный ирис» (1926)

Джорджия Окифф Дурман 1936

«Дурман» (1936)

Катерина Билокур

(1900 — 1961)

Украинская художница Катерина Билокур прославилась своими работами в жанре народной декоративной живописи и картинами, созданными в стиле «наивного искусства», которое является одним из направлений примитивизма. Главным объектом вдохновения для художницы были цветы и природа в целом. Больше про Катерину Билокур можно прочесть здесь.

Катерина_Белокур

Катерина Билокур

Катерина Билокур. Арбуз, морковь, цветы. 1951

«Арбуз, морковь, цветы» (1951)

Катерина Билокур картина 2

«Цветы и виноград» (1953—1958)

Фрида Кало

(1907 — 1954)

Фрида Кало — мексиканская художница, которая прославилась благодаря своим многочисленным автопортретам. В работах она отражала свою увлечённость культурой доколумбовых цивилизаций. Стиль, в котором работала Фрида Кало иногда характеризуют как наивное искусство или фолк-арт, однако основатель сюрреализма Андре Бретон относил её к числу сюрреалистов. Больше в нашем материале о художнице.

Фрида Кало

Фрида Кало

Фрида Кало картина

«Автопортрет в терновом ожерелье с колибри» (1940)

Фрида Кало картина 2

«Автопортрет в образе Техуаны» (1943)

Мария Примаченко

(1909 — 1997)

Мария Примаченко — украинская художница, которая была представительницей «наивного искусства». Всю свою жизнь она провела в селе Болотня в Киевской области. Однако, своими работами ей удалось завоевать весь мир, ведь её картины с фантастическими созданиями можно было увидеть на выставках в Париже, Варшаве, Софии, Монреале, Праге. Увидев работы художницы на Всемирной выставке в Париже в 1937 году, Пабло Пикассо сказал: «Я преклоняюсь перед талантом этой гениальной украинки». Также художник добавил, что если бы Примаченко жила во Франции, она могла бы быть известнее, чем он.

Мари Примаченко

Мария Примаченко

бычок-третьячок

«Украинский полесский бычок-третьячок в лесу гуляет и силу собирает» (1983)

Тигр смеётся

«Тигр смеётся» (1982)

Луиза Буржуа

(1911 — 2010)

Луиза Буржуа — американская художница, скульптор и график французского происхождения. В 1932 Буржуа поступила в Сорбонну, где изучала математику, а уже в 1936 году начала изучать искусствоведение в Школе Лувра и в Школе изящных искусств. После того, как она вышла за американского искусствоведа, эксперта по первобытному искусству Роберта Голдуотера, она перебралась в Нью-Йорк в 1939 году. И там уже она обратилась к скульптуре. Но популярными её работы стали уже в 1970-х годах, когда вырос интерес к феминистскому искусству. В последние 20 лет жизни Луиза создавала множество рисунков и скульптур паучих в разных вариациях. Зачастую творчество художницы называют энциклопедией современного искусства, поскольку в нём было место всем основным направлениям искусства ХХ-го века — кубизму, футуризму, сюрреализму, конструктивизму и абстракционизму.

Луиза Буржуа-портрет

Луиза Буржуа

Луиза Буржуа Работа 3

Луиза Буржуа Работа 2

Яёи Кусама

(1929 -)

Яёи Кусама — японская художница, которая после переезда в Нью-Йорк в 1957 году прославилась благодаря своим картинам, мягким скульптурам, инсталляциям и перфомансам с многократно повторяющимися узорами точек и сетей. Сама Кусама описывает себя как «навязчивого художника», что неудивительно, ведь в её работах прослеживается одержимость бесконечными повторениями, связь с темой сексуальности, идентичности и фобиями. Яёи Кусама выставлялась с Класом Олденбургом, Энди Уорхолом, Джаспером Джонсом, представляла Японию на Венецианской биеннале в 1993, 1998 и 1999, а 12 ноября 2008 на аукционе Cristie’s её работа была продана за $5 100 000, что стало рекордом для живущей женщины-художника. С середины 1970-х и до сегодня художница живёт в психиатрической клинике в Токио, где продолжает создавать свои новые произведения.

Кусама работа 4

Яёи Кусама внутри своей инсталляции

Кусама работа 3

Yayoi Kusama, All the Eternal Love I Have for the Pumpkins, detail, 2016

Марина Абрамович

(1946 — )

Марина Абрамович — сербская художница и мастер такой разновидности перфоманса, который называют «искусством выносливости». Принято считать, что Абрамович открыла новое понятие идентичности, заставляя наблюдателей превращаться участников искусства и сосредотачиваясь на «противостоянии боли, крови и физических пределах тела». В 1997 году художница получила премию «Золотой лев» 47-й Венецианской биеннале за работу «Балканское барокко» — во время перфоманса она перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии. Среди её работ также знаменитые перфомансы «Отношения во времени», «Энергия покоя / Остаточная энергия» и «В присутствии художника». Подробнее о них можно прочесть здесь.

Marina Abramovich

Марина Абрамович

Балканское Барокко

«Балканское барокко»(1997)

Марина Абрамович Перфоманс 2

Пефоманс «Энергия покоя/Остаточная энергия» (1980)

Комментарии