Губы зачастую рассматривают как символ чувственности, сексуальности и женской привлекательности. Именно поэтому бьюти-индустрия и косметология уделяют немало внимания именно этой части лица. Но здесь не остались в стороне и представители визуальной культуры (художники, дизайнеры, фотографы), неизменным источником вдохновения для которых были женщины и их телесность, а восхищение женскими губами и побудило создавать наиболее знаменитые произведения. В нашем партнёрском материале с клиникой пластической хирургии ANACOSMA рассказываем, как Сальвадору Дали пришла идея создать диван в форме губ, кто придумал знаменитый логотип The Rolling Stones и почему на легендарном снимке Ирвина Пенна с алыми губами появилась пчела.

Чтобы понять насколько чувственные объекты увлекали мысли художников, мы не будем слишком углубляться в историю искусства, но вспомним о сюрреалистах, которые концептуально уделяли значительное внимание теме эротизма и сексуальности, руководствуясь в своих творческих практиках работами Зигмунда Фрейда, в том числе его теорией фетишизма. А потому, олицетворяющие чувственность и сексуальность, губы стали идеальным объектом вдохновения.

Разумеется, среди этих мастеров был «император сюрреализма» — Сальвадор Дали. Одним из его наиболее известных произведений на эту тему стал знаменитый сатиново-розовый диван в форме губ скандально известной бродвейской актрисы Мэй Уэст. И тот факт, что в качестве прототипа для своих работ художник выбрал именно её, кажется абсолютно логичным, ведь по мнению Дали, она была эротическим памятником его эпохи, а губы являлись символом сексуальности, тайны и соблазна.

Экстравагантный предмет мебели был создан в 1937 году по просьбе покровителя искусств Эдварда Джеймса, который был под огромным впечатлением от ироничной картины Дали «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты» (1935). Правда, первый вариант в насыщенном розовом оттенке Джеймс посчитал «слишком эффектным», а потому в 1938 году были изготовлены две новых версии дивана в красном и зелёном цветах с чёрной бахромой.

Диван-губы

Первый диван в форме губ Мэй Уэст сатиново-розового оттенка, созданный в 1937 году

Диван-губы

Диван в форме губ Мэй Уэст, который находится в семейном поместье Эдварда Джеймса в Западном Сассексе

В последствии, в 1974 году, Дали вновь вернулся к идее создания дивана в форме губ. В сотрудничестве с испанским дизайнером Оскаром Тускетс Бланкой сюрреалист создал кожаный ярко-красный диван, который занял центральное место в комнате, воссоздающей лицо Мэй Уэст в Театре-музее Сальвадора Дали в Фигерасе.

Безымянный коллаж (25)

Слева: картина «Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты»  (1935);

Справа: комната в форме лица актрисы Мэй Уэст в Театре-музее Сальвадора Дали (1974)

Кстати, позднее Оскар Тускетс Бланка придумал выпускать такие диваны в других оттенках. А с 2004 года испанская компания Bd Barcelona Design выпускает модель под названием Dalilips в черном, красном, белом и розовом цветах.

Диваном-губами Дали вдохновилась легендарный модельер и, по совместительству, подруга художника Эльза Скиапарелли, известная своими эксцентричными дизайнами. Так, будучи любительницей причудливых деталей в одежде, она создала довольно забавные пуговицы-губы. Но это далеко не единственный случай, когда знаковые дизайнеры использовали изображение губ в своих творениях. Так, например, это сделал Ив Сен-Лоран в своей скандальной коллекции 1971 года, в которой появилось бархатное платье, покрытое стилизованным вышивками губ из пайеток.

Безымянный коллаж (26)

Слева: пуговицы-губы, созданные Эльзой Скиапарелли; Справа: бархатное платье с вышивкой в виде губ из коллекции Yves Saint Laurent haute couture весна-лето 1971

Возвращаясь к сюрреалистическому творчеству Сальвадора Дали, мы просто обязаны вспомнить о том, что в рамках своего поклонения женским губам Дали не ограничился лишь созданием предметов мебели и обратился к ювелирному искусству. В сотрудничестве с ювелиром Фулько ди Вердура в 1941 году он создал коллекцию драгоценностей из пяти предметов, одним из которых была совершенно фантастическая брошь в виде губ, выложенных ярко-алыми рубинами и с жемчужными зубами. «Поэты всех времен воспевали рубиновые губы и зубы как жемчуг», — такими словами сопроводил художник своё творение.

Безымянный коллаж (27)

Брошь в форме губ из рубинов и жемчуга, созданная Сальвадором Дали

Само собой, среди художников-сюрреалистов не один Дали избрал губы объектом поклонения, как в сфере живописи, так и в ювелирном искусстве. Например, Ман Рэй в 1970 году создал украшение из золота в форме губ под названием «Les Amoureux» (1970), которое можно было носить как ожерелье или брошь. Вдохновением же для этого ювелирного шедевра стала его собственная картина 1934-1938 гг. — «A l’Heure de l’Observatoire – Les Amoureux».

Man Ray artwork Картина Ман Рэя «A l’Heure de l’Observatoire – Les Amoureux» (1934-1938) Man Ray brooch Ювелирное украшение «Les Amoureux» (1970), созданное Ман Рэем

Не меньше, чем сюрреалистов, губы как символ чувственности увлекали мысли представителей другого направления в искусстве — поп-арта. В частности, самого Энди Уорхола, который будучи адептом поп-культуры с её культом личности, создал немало работ, изображающих знаменитостей, среди которых особое место занимала Мэрилин Монро. Но среди творений отца поп-арта были не только портреты дивы, а и литографии с отпечатками её  губ. И это не удивительно, ведь она считалась одной из самых сексуальных женщин своего времени. Так, например, известны несколько работ из этой серии — «Губы Мэрилин Монро»(1962) и литография 1964 года под названием «Я навсегда полюбил твои поцелуи».

Губы Мэрилин Монро 1962

«Губы Мэрилин Монро»(1962), Энди Уорхол

губы Мэрлин литография 1964

«Я навсегда полюбил твои поцелуи» (1964), Энди Уорхол

Ещё один знаковый визуальный символ поп-культуры, для которого было использовано изображение губ, принадлежит также и миру музыки. Это знаменитый логотип The Rolling Stones с ярко-красными губами и дерзко высунутым языком. Многие ошибочно предполагали, что его автором стал Энди Уорхол, поскольку впервые эмблема появилась на пластинке «Sticky Fingers» 1971 года, которую оформлял художник (на конверте для винила была изображена нижняя часть тела в джинсах с настоящей молнией, расстёгивая которую покупатель обнаруживал пластинку с логотипом). Тем не менее, настоящим создателем одного из ярчайших визуальных символов ХХ века стал не слишком известный дизайнер Джон Паш.

Безымянный коллаж (29)

Слева: обложка альбома The Rolling Stones «Sticky Fingers» (1971); 

Справа: логотип The Rolling Stones 

Ярко-алые губы многократно становились объектом изображения и в фотоискусстве. Более того, существует несколько снимков, которые по праву считаются иконическими для визуальной культуры. Среди них провокационные и, вместе с тем, выверенные до мелочей знаменитые кадры, отснятые такими культовыми фотографами, как Ирвин Пенн и Ги Бурден. Так, культовая фотография с алыми губами и ногтями французского fashion-фотографа Ги Бурдена появилась в майском выпуске Vogue Paris 1970 года.

Ги Бурден

Ги Бурден, Vogue Paris, май 1970

Снимок же Ирвина Пенна с пчелой на ярко-красных губах был создан в 1995 году для декабрьского номера американского Vogue в качестве иллюстрации к статье «The Lip Fix», в которой шла речь о зарождающемся бьюти-тренде на эффект полных губ, для создания которого использовались инъекции коллагена. К слову, присутствие пчелы на фото не случайно. Ведь вспомнив, что в 1950-е годы выражение «пчелиные укусы» часто использовалось для характеристики пухлых губ, Пенн решил, что это будет идеальной метафорой. Получилось, и правда, очень эффектно, хотя процесс съёмок был непростым.

Irving Penn Red Lips

Ирвин Пенн, Vogue US, декабрь 1995

Пожалуй, эта завораживающая фотография актуальна и сегодня, ведь женщины, а вместе с ними и индустрия красоты, продолжают уделять особое внимание губам, стремясь их сделать максимально привлекательными. Один из способов — это коррекция формы губ и придание им чувственного объёма. Но при этом не стоит забывать, что ключ к гармоничной внешности — это сохранении естественности пропорций, форм и линий. Именно об этом и заботится клиника ANACOSMA.

Автор статьи: Довбыш Нонна

Коллаж: Довбыш Нонна

Комментарии