Алена Юдина считает, что интерьер — самое точное зеркало владельца, его продолжение и еще одна правда о нем. Наверняка, после этих слов каждый попытается найти параллели между наполнением вашего дома и вашим характером. Перед каждым архитектором и дизайнером стоит очень непростая задача:  услышать и прислушаться к заказчику, а затем создать, с одной стороны, уникальное пространство, с другой — избежать чрезмерного самовыражения. В интервью для Styleinsider Алена Юдина рассказала о том, почему архитектор, в первую очередь, бизнесмен, любимых профессиональных выставках и отношению к подражательству в работе.

SI: Почему вы начали заниматься именно интерьерным дизайном?

Алёна: По совокупности восприятия мира и того, что лично я хотела бы создавать. Мне всегда было интересным, то как мы выражаем себя посредством вещей или стилизации среды. Идеи приходят ко мне легко и естественно, и чувствую себя на своем месте: там, где сама хочу быть, где полезна и по-настоящему нахожу себя.

SI: Что делает профессию архитектора и дизайнера особой для вас? 

Алёна: Способность этого труда менять реальность, изменять ее. Мне нравится придумывать дизайн. Нравится работать с пространством. Интересна композиция и то, что рабочий режим связан с тонкостями проектирования предметов, восприятия цвета, освещения, материалов и пропорций.

В дальнейшем грамотно спроектированная среда улучшает нас, она в свою очередь дает обратную связь в том, что имеет сильное воздействие на нас: влиет на наш образ мысли, визуальную культуру. Наслаждение и освобождение — вот что в идеале дает удачная организация среды, расширяя границы личного времени. Верное пространственное окружение облегчает жизнь и делает нас счастливее.

Квартира с оленями

Фото: Андрей Авдеенко

SI: Знакомо ли вам чувство разочарования в профессии?

Алёна: Мне повезло в том смысле, что эта профессия не исчерпывается, у нее нет дна, а основной материал для работы — ты сам. Эта работа требует от тебя в одинаковой мере особой чувствительности к окружающему миру, чувства пространства, чувства процесса, чувства прекрасного и вкуса, художественного мышления, интеллекта, конструкторского подхода, философского взгляда и практичности. На базе чего ты можешь строить дома, создавать для них интерьеры, предметы обстановки и ландшафты. Внутри профессии столько места… Я не буду идеализировать, сказав, что если ты сам меняешься, то можешь расти и в профессии. Нет, я в ней не разочаровалась.

SI: А что вы чувствуете, когда получаете новый заказ?

Алёна: Каждый раз одно и то же — состояние напряжение и подъема. И это волнение очень продуктивно для процесса, все активизируется и начинает работать с новой задачей. Переживаю за все: эстетику, подрядчиков, сроки. Это не пустая тревога. Чувствуешь связь своего вклада и результата.

SI: Какой этап процесса приносит вам настоящее удовольствие? И какой наоборот?

Алёна: Для меня стилизация среды — это про трансформацию, а дизайнер — про идею. Когда я смотрю на что либо талантливое, думаю, какое же это особое удовольствие взять так и придумать. И реализовать. Вот это и люблю. Но изменения происходят не так быстро, как хотелось бы и наполнены рутиной. Это дается мне сложнее всего. Иногда кажется, что все распадается, а ты стоишь на одном месте, долго-долго, но за время эти миллиметры приводят к большим изменениям. Идешь к результату, остаешься терпеливым, наблюдаешь, ищешь возможности, чтоб улучшить. Часто сам процесс дает много ценных подсказок, главное их не пропустить.

Квартира с птицами

Фото: Андрей Авдеенко

SI: Какой контакт важен между архитектором и заказчиком в процессе работы?

Алёна: Плотный индивидуальный контакт. Желательно, чтоб заказчик и архитектор имели такие эстетические предпочтения, в которых каждый из них мог бы узнать себя. В работе важно быть безопасным, уверенным в красоте и в своих действиях. Нужно подстраховывать, быть гибким и чутким, но в то же время никого ни к чему не принуждать и уметь проводить свои знания там, где есть любое участие как профессионала. Конечно, я держу строительный процесс в своих руках. Проектируя, пытаюсь избегать избыточного самовыражения, но никогда не откажусь от творчества и мне сложно избавиться от собственной дизайнерской позиции. Это может мешать. И в этом же бонус — в результате интерьер происходит на стыке индивидуальностей архитектора и того кто там будет находиться.

SI: И все же это творческая работа или нет? 

Алёна: Я хочу считать, что творческая. Но это идеализм и романтика. Сегодня архитектор — это в первую очередь бизнесмен, он получает заказ и предоставляет определенный вид услуг. Но я так же знаю, что внутри каждого проекта найдется повод для появления творчества, это точно, без лишней романтизации.

алена юдина

SI: Какие профильные выставки и мировые дизайн-события важно посещать архитектору?

Алёна: Назову главные: самая известная всем — Миланский салон (iSaloni). Все архитекторы в апреле там были и я тоже. Тем, кому привлекательна скандинавская эстетика будет интересно в Стокгольме на выставке Stockholm Furniture Fair. Всегда есть что посмотреть на 100% Design London, здесь все необычное — на глаз и на ощупь. Люблю Maison&Objet в Париже, и он как бонус к выставке для меня. Все это площадки коммерческой программы, представляют для публики массу экспозиций и точные тенденции рынка.

Если вам интересно увидеть будущее, вы встретите его на Dutch Design Week в Эйндховене. И благодарить за это нужно голландцев. В Голландии считают, что красивого и нормального в мире и так много, и основной задачей дизайнера становится кроме эстетического переосмысливания достижений науки, создание новых функции вещам. Дизайнер первым может помочь человеку или бизнесу таким образом, о котором еще никто не подозревал ранее. Выставка в Эйндховене — одна из платформ для такого рода достижений дизайнера. Удаленность от столицы не мешает Эйндховену устраивать это масштабное событие.

Почему был выбран этот промышленный город на юге страны? Здесь школа дизайна — одна из лучших в мире. Главные выставки проходят в бывшем фабричном комплексе завода Philips. В программе форума — лекции, круглые столы с тренд-фокастерами, фэшн-показы и дни открытых дверей в Design Academy Eindhoven. Это территория изобретений студентов академии. Ей типична некоммерческая программа и представленные предметы словно прячутся от утилитарности иногда. Тут порой можно увидеть и оценить красоту оторванной от жизни теории. Но какое удовольствие доставляет непрактичная мысль! Эти предметы, проекты-диалоги, визуальные концепции и трансформации — бесконечная пища для фантазии.

Дом с картинами Андрея Ремнева

Фото: Андрей Авдеенко

SI: А как это помогает именно архитектору в работе?

Алёна: Так и находишь новые ответы, другой угол зрения и неожиданный ракурс, удивление от иного понимания обыденных вещей, ценные примеры того как можно мыслить и действовать иначе.

Я за посещение не профильных выставок или ярмарок. И горизонты уже не будут ограничены только одной собственной действительностью и видишь контекст, в котором живут другие.

Для себя к посещению выставок добавляю еще посещение галерей. Связано это с тем, что из области искусства художники перебираются в область дизайна. А сами архитекторы для многих своих объектов разрабатывают предметы, и часто эти вещи похожи на произведения современного искусства. Продают такие объекты (столы, светильники, вазы) только в галереях, где выставляют предметы, чьими обладателями станут лишь несколько человек в мире. B дело в уникальности творения: галеристы рассчитывают на то, что вещь завлечет и не отпустит. А ограниченный тираж и высокая цена лишь укрепят это влечение. Под небом Швейцарии проходит международная ярмарка Art Basel. Самая важная коммерческая ярмарка искусства. В ней принимают участие галереи со всего мира.

Галерея Россаны Орланди в Милане, парижские галереи Sentou, Kreo, например, являются образцами соединения кураторства с коммерцией. Стараюсь посещать их. Если тоже захотите, то будьте готовыми, что большая часть представленных работ скорее будет близка к современному искусству, а не промышленному дизайну.

SI: Существует ли модный тренд или прием в интерьере, который вам не по душе? 

Алёна: Любопытны интерьеры переосмысленные с личной позиции, когда с трендом идет диалог на своем языке, без поддакивания ему. Нравится, когда в результате этого образовывается новое, созвучное веянию и автору. А если остается чувство целого от пространства — это отличная работа архитектора, считаю.

Я избегаю подражательства и не хочу делать проект концентрированно на базе острых трендов. Это искусственная спекуляция. И это грубо очень, даже если сделано очень искусно.

В итоге, нас же, дизайнеров, выбирают за выразительность, уникальность. Индивидуальность дизайнера — это и стратегия и тактика одновременно, только с опорой на нее отрываешься от конкурентной среды.

Визуализация проекта

SI: Возникают ли трудности на профессиональном пути?

Алёна: Думаю, что самая большая трудность всегда скрывается в самом человеке: в лени, нерешительности, оттягивании перехода к новому. Это очень мешает самому человеку и тем, с кем он что-то делает.

Удивительно, но факт, что у некоторых людей всё ещё возникает скепсис относительно работы дизайнера интерьера, которая, по их мнению, несколько иллюзорна. И до сих пор не понятно, что это за труд, и почему платишь за него немалые деньги. Архитектор работает в рамках бюджета, сроков, коммуникаций, подбора и спецификаций, строительного режима и технологий. Когда все удается синтезировать в состояние эффектной удобной среды – это большое достижение.

SI: Как чаще всего приходит вдохновение?

Алёна: В процессе дел. А еще в людях, конечно же, в их примерах.

Нравятся такие люди, которые выстраивают отношения с результатом: действуют, идут, проходят в место, где «хочу» и «получаю» совпадают. И показывают это. Это мощный стимул и поддержка. Это человек — золото. Его пример заражает. И вызывает уважение, желание самосовершенствоваться, вдохновение, прилив амбициозности, в каком-то смысле, и еще раз уважение.

Важна системность в достижении намеченного, а муза точно прийдет в процессе. Важно делать неуклонно и последовательно каждый день, чтоб выйти к исключительному результату. Действительно что-то стоящее можно получить усилием мысли, к которому прилагается настойчивое действие. Согласна, что «удача любит подготовленных» и вряд ли таких которые «намечтали» или «загадывали» или «визуализировали». Я не верю в жизнеспособность этих практик без приложенного действия и усилия. Даже, если случайно повезет хорошо бы иметь навыков, чтобы это удержать и опыта, чтоб суметь приумножить.

SI: Какая страна вам нравится?

Алёна: Испания. Такое место на карте мира, в котором нравится все: смешание менталитетов, язык, еда, архитектура и города. В одном из монастырей висят детские рисунки и нейтрализуют тяжелую энергетику подвалов. В другом — хихикающая Мария с маленьким Иисусом на руках, и их лица не слишком телесные — полулюди, полудухи. А в эмоциональности испанцев будто выше уровень счастья в крови и есть что — то языческое. Люди легко воспринимают все веяния, а города обладают живой исторической памятью. Туда тянет. Еще тянет в Рим, Париж, в Москву. Словно там что-то осталось и нужно обязательно проверить в сохранности ли.

юдина

SI: Поделитесь любимым местом в Киеве? 

Алёна: Площадка у Днепра, где памятник основателям Киева.

SI: За какими Instagram-страницами наблюдаете?

Алёна: На данный момент это @Vizual_Citizens — первоклассные стилисты среды. Эта эстетика меня захватила. Делают перспективные визуальные концепции в моноколоре и создают необычный мир. Их стилизации выглядят очень театрально, а атмосфера и формы будто взяты из картин Дали. Сюрреалистично, но основа все же другая. Мне нравится их особенная нереалистичная тактильность. Только представьте, каким этот созданный ими мир мог бы быть на ощупь.

Похоже работает с визуальным @Teaaalexis. Очень символичный простой язык, философский даже. И еще мне нравится, что делает все в одно движение — скупо.

Нравится неординарность мысли Юргена Бея в его творениях, проявляя себя откровенно как художник, он остается в рамках промышленного дизайна. Сейчас так сложно придумать новое, просто устанавливаются новые связи. Бревно-скамья Юргена Бея со вкрученными в него спинками разных стульев — лучший пример того.

Нравится нелепая, как кусок колотого сахара, скульптура со страницы @den_holm.

Слежу за голландским дизайнером Маартеном Баасом. Сын протестанского пастора прославился, когда взял в руки газовую горелку и начал не с созидания, а с деструкции. Он создал серию обугленной мебели Smoke. И все, что делает Маартен Баас такое игрушечное, только взрослое при этом. У него внутри такой мир фантастический. Даже эта сгоревшая мебель, даже она без грусти у него.

И, конечно, это только часть. Наблюдаю за именами маститыми в дизайне и начинающими.

Кабинет на фоне яблоневого сада

Визуализация проекта

SI: А какую одежду вы предпочитаете носить? 

Алёна: Люблю платья и украшения, но отказываюсь от них в пользу брюк, когда требуется принимать решения.

SI: Есть ли фавориты среди украинских дизайнеров? 

Алёна: Нравится все, что делает Лилия Литковская, сарафаны Lee Pfayfer, пижамы Sleeper, пиджаки TOY13, платки Gunia Project, аромат Богдана Зубченко «Porichka».

SI: Дайте, пожалуйста, практический совет. Как легко и быстро обновить интерьер, который нравится, но требует еще небольшого  штриха?

Алёна: Если слегка, возможно, интерьерный аромат поможет? Пожалуй, это самый легкий штрих и не помешает ни одному интерьеру, а вы проявите свой вкус без радикальных изменений. Посмотрите ароматы для дома Dr. Vranjes, это мой фаворит. Нанесите на шторы спрей и тем продлите жизнь аромата в разы. Любопытно, что производители советуют не использовать моно-запах для всей квартиры. Тем и интересней. В каждой комнате пусть будет свой, а вы будете перемещаться между ними. Поддержите пространство стеклянными ароматными свечами и палочками диффузорами.

А если вдруг это просто настроение такое себе — купите себе розы, купите одну. Это волшебное средство.

SI: Какие цветы являются любимыми?

Алёна: Розы белые, мимоза, сирень. Все весенние цветы. Цветы подаренные от сердца. Такие букеты долго стоят и не вянут.

Спальня с мимозой

Визуализация проекта

Фотограф: Анна Некрасова

Комментарии