Instagram-аккаунт @eva.stories, посвящённый событиям Холокоста, в формате фильма под названием «Eva Stories» стал настоящим событием в Сети и совместил современный культурный контекст с историческими событиями. Более того, сторис Евы репостят в официальном Instagram Белого Дома, а о проекте, съёмки которого проходили во Львове, пишут New York Times. Страничка ведётся от лица 13-летней Евы, а фильм основан на дневниках реальной Евы Хейман. События представлены таким образом, как если бы во времена Холокоста были смартфоны и подростки вели соцсети.

В 70-ти эпизодах Instagram-фильма «Eva Stories» британская актриса, играющая Еву, проводит подписчиков аккаунта сквозь жуткие события Холокоста: счастливая довоенная жизнь семьи прерывается нацистским вторжением в ее родной город в тогдашней Венгрии; ее семья вынуждена перебраться в тесное гетто; а затем поезд в конечном счете увозит ее в Освенцим, нацистский лагерь смерти, из которого она так и не вернётся.

Eva Stories

Ева

Настоящая Ева Хейман родилась в светской семье среднего класса в Надьвараде, городе с населением 100 тыс. жителей, пятая часть из которых были евреями. Она жила с бабушкой и дедушкой после того, как ее родители развелись. Она стала идеальной героиней для проекта Instagram: она мечтала стать репортажным фотографом и начала вести свой дневник, когда ей исполнилось 13 лет — 13 февраля 1944 года. Создатели проекта прочитали около 30 дневников, написанных подростками во время Холокоста, прежде чем остановиться на Еве, потому что в её истории было «что-то очень современное и интересное». Дневник Евы закончился 30 мая 1944 года, за несколько дней до ее депортации. Г-н Кочави сказал, что истории из поезда в Instagram основаны на описаниях, которые Ева услышала в гетто и включила в свой журнал. Ева была убита в Освенциме 17 октября 1944 года, став одной из 1,5 миллиона детей, убитых во время Холокоста. Ее мать, Агнес Жолт, пережила Холокост и обнаружила дневник, когда она вернулась в Надьварад, а позже она покончила с собой.

Съёмки «Eva Stories» проходили в течение трех недель в Украине. В съёмочном процессе было задействовано 400 человек. Мы взяли небольшое интервью у непосредственных участников съёмок. Так, директор рекламного агентства HAVAS Kyiv Ксения Морозова рассказала, как проходил съёмочный процесс и почему тема Холокоста так важна для молодого поколения.

SI: Почему для тебя эта история важна?

Ксения: В моих жилах течет еврейская кровь – все просто. Мне кажется, эта история важна для любого человека, у которого есть хоть капля сострадания и понимание, что, к сожалению, истории свойственно повторяться. Моя бабушка во время войны была 9-летней девочкой, и, к счастью, семью сразу эвакуировали на север, поэтому она не познала всех ужасов Холокоста. Тем не менее был и голод, и холод, и годы жизни вдалеке от родного дома. А вот советский антисемитизм коснулся нашей семьи ощутимо, и спустя многие годы бабушка всегда говорила мне: «Не афишируй свою кровь, мир может измениться за одну минуту». До 16 лет я ходила с хвостом, пряча свои кудри. Но в какой-то момент меня это стало угнетать. Я первая в семье ношу Звезду Давида, и для меня было очень важно принять участие в этом проекте, чтобы еще раз заявить, что я не боюсь. Если мы будем продолжать нести информацию будущим поколениям и не будем забывать, что человеческая жестокость и фанатизм не имеют границ – есть шанс, что это никогда не повторится.

Eva Stories

Ева

SI: Как работалось в команде? 

Ксения: Идея и концептуальная часть проекта принадлежат Mati Kochavi и его дочери. Кто этот человек – можно загуглить, так как это далеко не единственный его громкий проект в области разработки контента. Вместе с командой одного из израильских продакшенов Мати и Мая прилетели в Украину, чтобы воплотить эту невероятную идею. Фильм был снят за очень короткий промежуток времени, при том, что подготовка к нему была совсем непростой – масса локаций, образов, гардероб, был даже танк, привезенный во Львов под покровом ночи. Всю эту работу проделал один из молодых столичных продакшенов – ColorFilm, а по-честному, сделано и организовано все руками двух хрупких девушек и (гордо!) моих подруг – Яны Картун и Тони Патраманской, ну и, безусловно, их невероятной командой.

Я, честно говоря, очень переживала, потому что мой актерский опыт закончился на роли Пятницы в восьмилетнем возрасте, когда мама работала на Гостелерадио. Роль у меня короткая, но очень драматичная. Мне нужно было сообщить детям в школе, что они должны собрать вещи и идти домой, что школа закрыта, понимая, что больше я их никогда не увижу…При этом нельзя показать страх, чтобы не вызвать панику, но и нужно дать зрителю прочувствовать, что я все-таки очень сильно боюсь. По профессии я директор, поэтому, когда я пришла на кастинг, то моя игра выглядела как «Так дети, встали все по парам, мальчик-девочка, и домой шагом марш!». По первой реакции я подумала, что режиссер мне явно «НЕ ВЕРИТ!», и решила, что карьера актрисы меня не ждет. И вот тут случилось то, что редко встретишь на наших кастингах и площадках. Я достаточно много участвовала в подготовительных процессах к съемкам, но по другую сторону баррикад – как агентство. Я могу назвать максимум двух-трех режиссеров, которые на кастингах «работают» с людьми. А это очень важно. Даже профессиональный актер не всегда с первого раза справляется с репликами, и, если сразу отмести кандидата, не увидеть в нем изюминку, можно потерять хорошего колоритного персонажа. Я очень благодарна Shabtai Itzhak за то, что не поставил на мне крест, дал мне очень правильные рекомендации, зарядил меня правильной энергией, и я попала в проект.

Eva Stories

Eva Stories

SI: Как технически происходили съемки?

Ксения: Я думаю, с этим вопросом есть смысл обратиться к ColorFilm – Яне и Тоне, они точно расскажут больше и интереснее. Снимали и на камеру, и на телефоны, чтобы получился формат Instagram stories – в этом же основная суть проекта – освоить этот канал для демонстрации фильма.

SI: Поможет ли такой формат рассказать младшему поколению историю Холокоста на их языке?

Ксения: Я очень верю в успех этого проекта в первую очередь в области донесения информации молодежи. Конечно, молодежь в Израиле знает, что такое Холокост, но насколько они понимают суть, насколько это трогает их сердца? Наша молодежь тоже учит в школе историю, тоже знает об ужасах Второй Мировой или о катастрофе Чернобыля, но насколько для них эта информация является драматичной, понимают ли они масштабы, понимают ли, насколько важно, чтобы такое больше никогда не повторилось…. В формате учебников и школьной обязаловки, наверное, вряд ли их это трогает. Чтобы до них достучаться, нужно говорить с ними на одном языке и в привычном формате. И это просто невероятно, что есть люди, которые готовы рискнуть и первыми взять на себя такую величайшую миссию.

Ева

SI: Как тебе результат?

Ксения: Уверена, что результат еще впереди. Думаю, проект будет отмечен не одним фестивалем и критиками. Что тут говорить, если сам Белый Дом репостит сторис Евы и призывает подписываться на @eva.stories, а о проекте пишут такие именитые издания как New York Times и Washington Post. Это только начало!

Written by Maya Kochavi & Mati Kochavi

Directed by Mati Kochavi & Maya Kochavi

Executive Producers: Mati Kochavi & Yona Wiesenthal

Producers POV Productions: Neta Karni & Hadar Albaranes & Liat Lehavi

DOP: Lael Utnik

Line Producer & 1 AD: Shabtai Itzhak Edan

Editor: Erik Lava Leibovich

VFX: Eran Feller & Ido Shor

Ukraine production company COLORFILM

Executive producer: Yana Kartun

Line Producer: Antonina Patramanska

Costume designer: Svetlana Berezhna

Комментарии