В 23 года Василий Гроголь открыл свой отель Bursa Hotel с уникальной концепцией и дизайном, который стал настоящей сенсацией в киевских, и не только, богемных кругах. В интервью Styleinsider он рассказывает об опыте работы в одной из крупнейших сетей отелей мира, как зародилась концепция Bursa, делится своими любимыми местами в Киеве и открывает секреты своих новых проектов.

SI: Открытие отеля Bursa навело не мало шума в киевской концептуальной тусовке, и все стали живо интересоваться личностью, которая стоит за его созданием. Кто же он, Василий Гроголь, и с чего начиналась его карьера отельера?

Василий: Моя история началась задолго до открытия Bursa Hotel. В 14 лет я устроился на должность barbeck в баре, а когда пришел момент выбора учебного заведения, я точно знал, что хочу работать в сфере гостеприимства, поэтому я поступил в швейцарский институт. С этого началась моя профессиональная вовлеченность в процесс. Во время учебы я продолжал много работать: в маркетинговом отеле своего же института, в городском ресторане, в котором было 60 посадок в день, на должности мойщика посуды, уборщика в отеле. Я просто брался за любую работу, поскольку мне хорошо платили и она мне нравилась. Полученный опыт очень помог мне в создании собственного бизнеса и во взаимодействии с моей командой. После окончания института я переехал в Нью-Йорк, где провел последние 2 года, работая в отельной компании, которая владеет сетью бутик-отелей. Сначала я работал в отеле, а позже  —  в корпоративном офисе. Проект  Bursa Hotel я начал готовить, еще находясь в Нью-Йорке, а когда проект был разработан, я принял решение переехать в Киев.

 SI: С 14 лет вы работали в разных странах мира. Какой опыт оказался для вас самым ценным?

Василий: Самым ярким опытом для меня оказалась работа в Шанхае, где я провел полгода. Когда мне было 18 лет, я решил взять академотпуск и устроиться на должность head bartender в сетевом крупном отеле The Portman Ritz-Carlton.  Всё казалось достаточно необычным, потому что я переехал туда совсем один, в довольно юном возрасте, не имел знакомых, не знал, где мне жить. Сначала я снял номер в дешевой гостинице, а позже договорился с руководством отеля, в котором работал, и получил номер на 11 этаже с невероятным видом на Шанхай. Как только я приступил к работе, я получил серьезную ответственность и стал старшим в баре. Эту ответственность я использовал правильно и приобрел колоссальный опыт. Хочется верить, что в тот период проект был успешным.

2F8A0239

 SI: Почему вы выбрали работу именно в этом отеле?

Василий: Я подумал, почему бы не Шанхай? Принял решение и начал самостоятельно подаваться. У меня нет никакой завышенной самооценки, я просто отправлял свои CV и пытался получить работу. К тому же, у меня уже был опыт работы в баре. Главной задачей для меня было получить должность в крупной сети отелей, и эта возможность поработать в сети сильно повлияла на меня. Например, у каждого работника сети есть credo card. Сredo card  — это маленькая карточка, которую ты должен всегда носить с собой. На ней написаны правила и стандарты отеля, которые нужно выучить на память. Я до сих пор использую эти правила в своей работе, возможно не так жестко или немного по-другому, но стараюсь им следовать.  Например правила о субординации, самоконтроле или даже правило о ежедневном  бритье.

 SI: Почему для обучения отельному бизнесу вы выбрали именно Швейцарию, а не, например, Америку? Чем образование в сфере гостеприимства Швейцарии отличается от других стран мира?

Василий: Место, где я учился, называется Hospitality Valley. Это  — Долина Гостеприимства, по аналогии с Силиконовой Долиной.  Здесь концентрация самых классных школ, связанных с гостиничным хозяйством. Эту Долину хорошо знают, поэтому когда тебя принимают на работу и спрашивают о твоем образовании, статус твоего учебного заведения дает тебе преимущество. Попасть туда очень сложно, а учиться в этой Долине —  значит стать частью бренда.

Можно учиться и в известном Hotelschool The Hague в Амстердаме,  но, по моему мнению,  уровень образования там ниже.  Французский менеджмент, флёр, учителя в Швейцарской Долине Гостеприимства мне гораздо ближе. Считается, что лучший институт гостеприимства – это Cornell University в Америке. Но мне кажется, что Америка пока находится не на таком высоком уровне, как Франция, где есть культура и наследственное гостеприимство, которое в крови. Это и отношение к официантам,  поварам. Здесь – это профессия, на кого учатся, кем стареют. Поэтому передо мной не стоял выбор. Я точно знал где буду учиться.

SI: Есть ли особенности организации отельных бизнесов в разных городах мира, в которых стажировались?

Василий: Это как любой механизм. Например, мойка машин не отличается нигде, а производство йогуртов везде практически одинаковое, так же и в отельном бизнесе. Есть какие-то культурные особенности, которые накладывают свой отпечаток. Большой плюс работы в сфере гостеприимства в том, что ты с легкостью  можешь менять страны, в которых ты работаешь, поскольку стандарт везде одинаковый.

Untitled-4

SI: Сейчас у вас есть своя собственная консалтинговая компания?

Василий: У нас управляющая компания, занимающаяся постройкой и управлением отелей. Она зарегистрирована в Украине, а также у нас есть дочерняя компания в Чехии. Совсем скоро мы откроем новый классный офис на Подоле.

SI: Ваша консалтинговая компания консультирует только крупных клиентов?

Василий: Я готов консультировать новые маленькие компании, небольшие отели и хостелы. Я готов давать консультации по ремонту квартир  и спасать Киев от плохих кухонь. Бары, рестораны, круизы, самолёты, службы такси — все эта сфера гостеприимства и наша зона ответственности.

SI: Вы разрабатывали концепцию Bursa Hotel полгода. Какими были основные вводные? Реализовалась ли концепция точно или вы меняли что-то  уже в процессе?

Василий: Некоторые вещи мы изменили. На начальной стадии разработки проекта мы думали, что у нас не будет галереи, а наш art-department будет тесно связан с музыкой, так как мы планировали сделать студию звукозаписи. Такое решение было принято под влиянием моих тогдашних отношений с девушкой — она очень крутой музыкант. На создание этой концепции нас вдохновила Redbull Music Academy – это короткая резиденция, которая длится 2 недели и проходит в разных странах. Red Bull собирают самых крутых музыкантов со всего мира, закидывают их в разные уголки Земли, и там происходит крутейшая программа: концерты, классы, лекции. В результате из этого получаются новые проекты, новые группы, новая музыка. Потом это становится настоящей сектой для участников — они  держатся друг друга, записывают совместные альбомы, тусуются вместе на фестивалях.

Мы изменили ракурс, отошли от музыкальной темы и пришли к современному искусству в формате некоммерческой галереи. Все остальное осталось  таким, как было прописано в концепции, например, дизайн. С архитектором Славой Балбеком мы сразу же поняли друг друга с полуслова.

2F8A0234-лого

SI: Почему вы доверили дизайн именно Славе Балбеку?

Василий: Мне кажется, что Слава – самый крутой архитектор в Украине.  Я успел поработать с другими архитекторами над нашим проектом, а потом появился Слава. С ним меня познакомил мой друг Миша Кацурин, для которого Слава делал проект ресторана. Его подход к реализации и к делу абсолютно особенный, для него нет ничего невозможного. Когда он заходит в помещение, все решается автоматически. Это происходит не потому, что он сразу дает тебе решение, а потому, что энергетика, которую он излучает  — классная. К тому же, у него очень крутая команда. При встрече мы договорились, что обменяемся референсам. Кода это произошло, они совпали на 70%. На следующий день на территории здания уже было 5 архитекторов, которые с моим переносным столом перемещались по зданию и обрисовывали его. Уже через две недели был полный скетч-ап, модель всего здания. Слава близок мне по духу на миллиард процентов.  Дизайн-видение, которое он исповедует, мне очень близко.

SI: Вы часто путешествуете по миру и привозите необычные предметы интерьера из разных стран. Как происходит поиск и какие находки для вас самые ценные?

Василий: Я вообще довольно скучный человек. Когда у меня выходной, я обычно отправляюсь что-нибудь искать на рынок или в строительный магазин. Мебель – это моя страсть. Во время путешествий я люблю бродить по старым мебельным магазинам.  Мы с папой с самого моего детства и до сих пор постоянно останавливаемся в каждом antique shop, где он выбирает для своей коллекции чайнички, старые пистолеты,  а я ищу зажигалки, старые часы, рамы — у каждого из нас свой фетиш. Мне определенно нравится, когда вещи работают, наверное поэтому в моей квартире так мало вещей.  Могу выделить японскую печатную машинку Silver Reed 1979 года. Она в рабочем состоянии и время от времени я ею пользуюсь. Также, у меня есть коллекция маленьких старых черно-белых телевизоров на трубках.  Дома этих вещей я не храню и являюсь сторонником той мысли, что каждая вещь должна быть функциональной. Сейчас много ценных находок располагаются в отеле. Но в моем гараже есть целая коллекция старой советской мебели 60-70-х годов, которую я собираю, и  которую я буду либо показывать, либо продавать.

Untitled-3

SI: Расскажите больше о здании отеля. Идея сохранить исторические особенности здания и совместить с современными элементам была вашей?

Василий: Это как воздух и вода. Ты не можешь рушить старое, чтобы построить что-то новое. Перед нами стояла задача  восстановить все, что можно восстановить, но придать ему новую жизнь, не делая из этого музей. Мы сотрудничали с городом, чтобы восстановить здание как можно ближе к оригиналу, и мы это успешно реализовали. Например домик архитектора Меленского полностью восстановлен. Он жил в нем до 1836 года. Здание представляет собой историческую ценность, потому что оно старое, потому что там жил первый архитектор Киева. Мне нравится какие-то особенности здания, например то, что в начале 20 века стены укреплялись трамвайными рельсами. Мы сохранили одну из этих рельсов и она осталась на виду в здании.

SI: Какой была ваше реакция, когда Bursa Hotel победил в номинации «Отели» на Global Excellence Awards?

Василий: Я был рад! Я еще раз убедился, что важно найти своих людей, например, таких, как Слава. Все получилось так, как мы хотели, потому что была синергия. Приведу сравнение с моим институтом. Почему мне было важно поступить в этот институт? Потому что, вкладывая свои силы, свое время, деньги, ты вкладываешь и в образование, и в бренд. Важно, чтобы когда ты получил диплом, все не полетело к чертям собачьим. Нужно и дальше поддерживать свой авторитет. То же и с отелем. Построить классный отель – это одна из составляющих на пути к успеху, но для того, чтобы его наполнить жизнью, нужно продолжать делать свою работу. Отличный дизайн не означает, что твой отель будет заполнен. Слава дал импульс, мы его подхватил и вложили свою энергию. Я всегда радуюсь, когда получаю такие новости, и в очередной раз убеждаюсь в том, что у меня очень классная команда. Новостью о победе я поделился с инстаграмом и со своим котом.

2F8A0216

SI: Bursa действительно очень артовое место. Как дано вы увлекаетесь искусством?

Василий: Мой лучший друг — кинорежиссер Матвей Фикс, с которым мы жили в Нью-Йорке. У него очень богемная семья, настоящая интеллигенция Москвы. Я вырос в окружении людей, которые были связаны с кино, музыкой, к тому же, всю свою жизнь, я был частью тусовки, близкой к искусству. Для меня это естественная среда, поэтому я хочу и буду заниматься этим.

SI: Кто входит в число ваших любимых художников?

Василий: Мне нравится микс архитектуры, дизайна и живописи. Один из любимых представителей этого жанра – Александер Колдер. Это американский архитектор, инженер, художник и дизайнер, который разработал такую удивительную вещь, как мобили. Мобили – это подвесные скульптуры, которые движутся и взаимодействуют со средой: водой, ветром. Мне очень нравится каталонский художник Жоан Миро. У него есть фонд Жоана Миро в Барселоне, на холме Монтжуик, в котором есть скульптура Колдера, они были друзьями. Из современных художников я выделю Дэна Флавина, художника-концептуалиста, который работает со светом. Несколько раз мы делали проекты в галерее, вдохновляясь его работами. И конечно же, Василий Кандинский, потому что он Васька.

Untitled-2

SI: Как родилась идея проекта #pickthewall? Расскажите о нем подробнее.

Василий: Давайте сразу определим: есть коммерческие и некоммерческие проекты, которые создает художник.  Наивно и глупо отрицать то, что художник должен зарабатывать. Есть гречку и создавать искусство — не совсем правильно, необходимо искать баланс. По моему мнению, выдающиеся художники не обязаны быть бедными. Я стал размышлять над тем, как мы можем помочь талантливым ребятам продавать свои работы. Мы можем дать им то, что поможет создать эти работы: пленка, бумага, холст, краски, все что им необходимо, а после – повесить их работы на наши стены и помочь их продать. Так и родилась идея проекта #pickthewall.

SI: Как много работ было продано с момента открытия?

Василий: Работ было продано не так много, приблизительно 15, но они были проданы по довольно хорошим ценам, которые устанавливают сами художники. Мы никак не влияем на ценообразование, не получаем никакой прибыли от продажи картин, но делаем промо художникам, насколько это в наших силах.

SI: Как вы отбираете художников для проекта #pickthewall?

Василий: Я лично отбираю, руководствуясь только своим вкусом. Для того, чтобы стать участником проекта, можно написать на адрес Bursa Hotel: [email protected]

SI: В отеле есть галерея Bursa Gallery. Это тоже коммерческий проект?

Василий: Наша галерея – полностью некоммерческий проект. Мы планировали ее, скорее, как музей, в котором нельзя приобрести работы. В дальнейшем мы хотим открыть большой музей современного искусства в другом здании. Уверен, скоро мы это реализуем.

SI: Чьей идей была выставка Маши и Миши Ревы в Bursa Gallery?

Василий: Маша – моя подруга. У нас настолько классные отношения, что за один день до открытия, я попросил ее написать картину для лобби отеля. Происходило это так: я позвонил Маше и сообщил, что через полчаса к ней придут и принесут холст. Через полчаса ей действительно принесли краски и холст размером 3 x 3 метра. Есть смешное видео с вечеринки по случаю открытия отеля, в котором Маша, на вопрос о том, как ей Bursa, ответила: «Если честно, я так устала, что просто хочу уйти домой и лечь спать, потому что я всю ночь писала картину, которая висит теперь вон там». Выставку Маши и ее папы Миши мы решили организовать, обсудив это с Машей. Два художника, два поколения, одна семья.

SI: Кроме галереи и проекта Pic The Wall в Bursa Hotel также есть pop-up store. Как возникла эта идея и планируете ли вы продолжать сотрудничать с представителями украинской модной индустрии?

Василий: Pop-up store с магазином Asthik теперь работает в отеле на постоянной основе. Команда прощупала почву, открыла временный pop-up store, а позже приняла решение остаться с нами. Также, мы планируем создание совместной линейки с брендом COVERNUMBERONE.  Коллаборация предполагает создание дизайна шапок и одежды. Весной мы выпустим коллекцию кедов в коллаборации с Novesta. Приобрести их можно будет на сайте Bursa Hotel и в pop-up store Asthik, где у нас будет собственный небольшой стенд. Я всегда открыт к новым совместным проектам с яркими, молодыми брендами, поэтому смело связывайтесь с нами.

2F8A0261

SI: Чем больше всего вы гордитесь в отеле?

Василий: Сендвичем с индейкой, ведь он действительно очень вкусный. На самом деле, больше всего я горжусь своей командой. С каждым днем их профессиональный уровень растет, и для меня это самая большая радость и гордость.

SI: Расскажите о своем участии в работе отеля сейчас.

Василий: Я стараюсь меньше заниматься операционной работой,  потому что у нас есть генеральный менеджер. Сейчас я занят процессом ее внедрения в рабочий процесс, работая вместе с ней каждый день. Мы проводим ежедневные утренние планерки с командой менеджмента. В течении получаса мы обсуждаем текущие рабочие вопросы, а далее все расходятся по своим делам. Сейчас я появляюсь на этих планерках один раз в неделю, поскольку команда самостоятельно курирует различные вопросы. Каждый день я подписываю документы, провожу встречи, контролирую чистоту, провожу пальцем по поверхностям, отправляю большое количество фотографий персоналу, проверяю загрузку, планирую новые промоушены, контролирую кухню, беседую с командой. Сейчас на меня работают 82 человека, у всех есть эмоциональные всплески, нужно находить время, чтобы побеседовать со всеми. Я знаю каждого члена своей команды лично, ведь каждого из них я принимал на работу. Наш алгоритм принятия на работу всегда учитывает меня.  После этого я уезжаю на встречи. Обычно я заканчиваю рабочий день в 1818 с New York 31 и баношем. Позже, вечером, я сажусь за компьютер и продолжаю работать до двух часов ночи.

SI: Говорят, уровень ресторана можно определить по хлебу и кофе. По каким признакам можно определить хороший отель?

Василий: По удобности кровати, отзывчивости персонала, наличии базовых, но необходимых услуг. Когда я остаюсь в Бурсе, я могу не выходить из номера 2 дня и это очень комфортно. Можно отдыхать в тишине и позвонить для заказа еды в номер или уборки.

2F8A0213-лого

SI: Планируете вы создать сеть отелей Bursa Hotel и в каких городах  могли  бы открыться эти отели?

Василий: BURSAtelier уже сейчас начинает заниматься разработкой новых проектов. Мы создали бренд Bursa, и открытие второго отеля под этим брендом в Киеве невозможно, но вполне реально в других городах. Мы планируем заниматься созданием новых брендов, как любая крупная компания. Возьмите за пример Marriot, Starwood. У этих компаний множество разных брендов, и у всех у них разное позиционирование, разные гости, разные локации и разные потребности. Я доволен концептом Bursa, но в моих планах открытие бюджетных отелей, мотелей, хостелов и напротив – ultra luxury. Для каждого из них я планирую создать определенный бренд. Это то, над чем я сейчас работаю.

SI: Какие отели мира вас восхищают?

Василий: Однозначно Standart Hotel в Нью-Йорке. Это самый крутой и прогрессивный отель в мире с самой классной командой. Этот отель – праотец всего моего видения современного отельного мира, потому что они впереди планеты всей. Здесь круто все: art-department, локация, которую они выбирают, персонал, униформа, их веб-сайт. Все детали у них на высоте. Отели продают комнату на ночь, с кроватями, душем и туалетом, но этим никого не удивишь. Standart Hotel создают experience, то, до чего нельзя дотронуться, они создают community. Останавливаясь в Standart, вы получаете определенный эмоциональный опыт, ведь вы остановились не в Ritz Carlton, вы остановились Standart! Номер стоит около 400 долларов в каждом из этих отелей, но, выбирая Standart Hotel, вы становитесь частью самого крутого движа в Нью-Йорке. Еще один мой любимый отель – 11 Howard  в Нью-Йорке. Тут отлично совмещены  дизайн, место расположения, новые концепты, графический дизайн. Моя мечта, чтобы в отеле не было фронт-деска. В 11 Howard  этого достигли.

SI: Кто в Киеве ваши конкуренты?

Василий: У нас нет конкурентов. Можно конкурировать, а можно создавать то, что еще не создано. Я склонен думать, что мы создали то, чего до нас еще не было. Можно подумать, что мы конкурируем с 11 Mirrors, но это не так. У них совсем другой таргет-сегмент, абсолютно другая ценовая политика, другое место положение. Конкурируем ли мы с Marriott? Нет, мы очень разные, то же могу сказать и по поводу отеля Rivera, который недавно открылся. Мы создаем новый продукт, который заточен под тех людей,  которых мы любим и с которыми сами хотим тусоваться. В первую очередь, мы делаем то, что не делает никто, кроме нас – все продают комнату на ночь, а мы продаем lifestyle, которым сами живем.

SI: Как вы собирали свою команду?

Василий: Рынок сферы обслуживания не супер, но супер люди. Они открыты, они хотят работать. Обычно поиск происходит следующим образом – я даю клич в Facebook, а потом приглашаю людей и начинаю разговаривать. Если я чувствую «клик», то мы начинаем работать. У меня есть определенные зацепки во всем. Если в процессе переписки или телефонного разговора мне ответили не соответствующим образом, я даже не буду приглашать на собеседование. Если отправили резюме в формате word, я не буду его открывать, это непрофессионально, резюме должно быть подготовлено в формате pdf. Если ты пошляк и хохмач – это тоже не круто. Когда-то и я был на месте этих ребят и знаю, как можно это сделать классно и правильно. Я никогда не возьму на работу того, кто во время собеседования ответит на телефонный звонок. Я всегда назначаю интервью на неудобное время, либо на раннее утро, либо в час пик, чтобы узнать, умеет ли человек  правильно планировать и быть вовремя. Все эти вещи, на самом деле, многое говорят о человеке. Текучка у нас небольшая. В отеле работают очень классные ребята: модели, актеры, художники. Они очень активные и создают классную атмосферу. Да, у них часто нет опыта, но они начинают с низких позиций и учатся. Тренинги провожу я и наш менеджмент.  В основном у нас работает молодежь, потому что работа непростая: ненормированный рабочий график, весь день на ногах.

Untitled-1

SI: Вы живете в Киеве уже 2 года. Как по вашему мнению меняется Киев в культурном смысле. Какие тенденции вы замечаете?

Василий: Я всё больше осознаю, что мы живем в 0,5 % населения страны, которое пытается создавать что-то новое. Да, открывается много новых ресторанов, создаются артовые инициативы, хорошая динамика музыкальной сцены, вечеринок. Например, мой друг Марк открыл галерею The Naked Room. Все к друг другу ходят, все друг друга знают. Это очень мило и классно, но хочется, чтобы всё выходило за рамки этого небольшого процента.

SI: Стал ли Киев для вас домом?

Василий: Абсолютно.

SI: Назовите свои любимые места в Киеве.

Василий: Zig Zag. Иногда мне кажется, что именно из-за него я переехал в Киев. Костка, Каштан, The Naked Room, Naked Bar, Китайский Привет, Вьетнамский Привет, Noodles vs Marketing, Житний Рынок, Bursa. Я люблю ВДНХ и не люблю всё, что происходит там с музыкой, «свинками». В то же время, я очень люблю эти крутые постройки, где, например, сейчас находится Кураж Базар. Я люблю гулять по городу, люблю все места вокруг велотрека, люблю гулять в районе Цирка, люблю красные, зеленые и желтые дома на Казимира Малевича, которые являются спецпроектом домов художников. В выходные мне нравится кататься по Левому Берегу и рассматривать дома.

SI: Расскажите о своих будущих проектах помимо отельного бизнеса.

Василий: Мы будем открывать бар и планируем большую программу ивентов на лето. В долгосрочной перспективе – музей современного искусства и отель. Еще я обещал трамвай на Троещину. Как быстро мы запустим трамвай, зависит от того, как много вы будете выпивать летом.

2F8A0218

SI: Вас уверено можно назвать человеком, который вдохновляет. А кем вдохновляетесь вы?

Василий: Я вдохновляюсь своей сестрой Олечкой, ей 14 лет, и я считаю ее самой крутой на свете. Она точно станет художником или архитектором, потому что очень талантлива. Мне нравится, что своим примером я помогаю ей не совершать тех ошибок, которые я совершал в детстве.

SI: Поделитесь с нашими читателями  любимой книгой, фильмом и музыкальным альбомом.

Василий: Я не люблю и не понимаю мотивационные книги о том, как стать успешным, и считаю, что все это f*cking bullshit. Вместо них я советую перечитать всего Достоевского. Из любимых книжек могу выделить три: «Доктор Фаустос» Томаса Манна, «Сидхартха» Германа Гессе и «Братья Карамазовы» Фёдора Достоевского. Любимый фильм – это безусловно  «Врожденный порок» Пола Томаса Андерсона, очень рекомендую фильм Карлоса Ригадоса «После мрака свет». Альбом, который я рекомендую послушать,  — «Заколдованные сны» Луны. Он кажется мне гениальным, а себя я считаю истинным фанатом Луны. Она нравится мне как феномен, а еще нравится эта легкая и заводящая поп-музыка. Однажды я был на ее концерте и мне снесло голову.

SI: Вы управляете собственным отелем в 24 года, это дело вашей жизни и вы видите себя, здоровающимся со своими постояльцами в 70, или это один из этапов вашей карьеры?

Василий: Я буду всегда здороваться с постояльцами, хороший отельер будет здороваться с ними до конца своей жизни. Я буду снимать кино и строить отели.

Автор текста: Елена Желиховская

Фотограф: Ольга Иванова

Комментарии