Стилист и дизайнер Александра Хома работает в модной сфере с 2013 года. За эти годы в её стилистическом портфолио накопилось немало концептуальных арт-съёмок, кампейнов и эдиториалов. Специально для Styleinsider Александра Хома рассказывает, в чём сложность работы креативным директором, как собрать образы для съёмки за 24 часа, и вещи какого украинского дизайнера появляются в её съёмках чаще всего.

SI: Как вы считаете, можно ли при минимальных ресурсах, ограниченном бюджете создать качественную съемку, которую захотят опубликовать?

Александра: Конечно, можно! Можно и нужно пробовать что-то делать. Все зависит от желания, настойчивости и, конечно, терпения. Даже если нет бюджета, ты учишься в процессе договариваться и использовать то, что уже есть в наличии. Минимум ресурсов, и все возможно. Я считаю, что это, в первую очередь, вызов себе.

MOTH_014-copy-да

SI: Важно ли для стилиста образование или это скорее интуитивная работа?

Александра: Как такого образования стилиста у меня нет, но думаю, что оно всё же очень важно, а особенно важно саморазвитие! Около семи лет я проучилась в художественной школе, там было все: академическая живопись, композиция, цветоведение, лепка из глины, еще мы работали с гипсом. Я иногда прибегаю к интуитивной работе, потому что любая работа и обучение — это опыт. Важно всегда возвращаться к истокам в работе! Я постоянно и последовательно изучаю свою тему, используя свои навыки — от графики и дизайна к стилю и костюму, а от архитектуры бегу к самой истории, а дальше мысленно убегаю в кинопроизводство — мода и кино очень сильно взаимосвязаны. Придерживаюсь таких установок, что важна каждая деталь, во всем есть смысл.

SI: Как начиналось ваше профессиональное становление?

Александра: После 9 класса я забирала свои документы из школы и хотела переехать уже в другой город из Северодонецка поступить в художественное училище, но у меня не получилось. Тогда я первый раз в своей жизни столкнулась с коррупцией. Это был удар для меня, я осталась в школе, но ужасно хотела уехать из Луганской области. Здесь, в Киеве, я продолжила высшее образование в университете, но уже в конце первого курса была разочарована в нашей системе, а после второго курса начала работать. Я проходила стажировки в студиях украинских дизайнеров. События, которые происходили при поступлении и в процессе обучения, очень сильно повлияли на выбор и сферу моей деятельности сейчас. Я поступала в 4 вуза одновременно: времени было очень мало, а шанс — только один. У меня был год на подготовку в КИСИ. В 2011 году я занималась с преподавателями архитектурного факультета, но из 4 вузов тогда я поступила на бюджет только в Карпенко-Карого на факультет режиссуры, жила в их общежитии какое-то время. Мне тогда помогли  очень студенты, которые уже тогда учились на 3 и 4 курсе и работали в кино. Самое интересное — это то, что забрала документы с Карпенко в итоге и закончила университет КНУТД по направлению графический дизайн. Остальное всё отвалились само по себе со временем. Через пару лет все ко мне возвращалось в разном виде.

Spring_015-да

SI: Где вы черпаете вдохновение?

Александра: Вдохновение — интересная штука. Оно никогда не приходит, когда ты его ждешь. Мой преподаватель и директор художественной школы Шматко Л.Е. говорил: «Саша, вдохновение не придет и не приедет, начинай делать работу». Он подходил за мой мольберт или этюдник, смотрел на работу, брал мои эскизы и наброски и исправлял ошибки поверх моей конструкции таким жирным грифелем или черным углём, что после этого приходилось брать чистый белый лист и строить все заново. А теперь все то же самое говорит: «Давай сначала и по-новому».

Каждый раз, когда я начинаю заново, — это особый ритуал, который тоже вдохновляет. Но чаще всего меня вдохновляют люди, которых я встречаю на своем пути, вдохновляет музыка и книги, красивая печать, интересная книжная верстка, этот особенный  запах печати и типографии, я люблю запах краски, а еще запах бензина. Это всё мне нравится.

Да, я хожу в музеи и на выставки, последняя выставка, которую я посетила в Киеве, была в галерее Бурса. Это экспозиция Оксаны Левченя «Каждый сам себе племя»— человек вне группы, вне расы, вне национальности, вне гендера, вне политики, вне социального слоя. Я была в восторге от гобеленов. Очень сильно люблю книжный Арсенал. Правда, пару лет уже пропускаю этот ивент, но там очень классно! Во время самой выставки книг, там есть очень крутые образовательные платформы для детей – научно-исследовательские, и еще там всегда стояли такие станки для художников, где проходили лекции по техникам печати иллюстраций, можно было сделать свой офорт или гравюру, прийти со своей тканью и напечатать принты. Вообще, любовь к книжному делу, это моя маленькая слабость, но это очень долгая история.

SI: С какими трудностями вы столкнулись, работая над съемкой в качестве креативного директора?

Александра: Самое сложное для меня, пожалуй, это сделать выбор и отбор.

Мне всегда сложно отпустить в массы результат, который получился по итогу. Отдать это на доработку тоже мне очень сложно, потому что это переходит на уровень доверия: доверять ли постпродакшн кому-то, кому вообще можно доверять и прочее. Я учусь этому уже очень долго.

Иногда сложно выбирать из полутора тысяч фотографий три или четыре кадра, которые все увидят, а все плохие фото по техническим параметрам я просто удаляю, легко нажимаю на кнопку Delete, и мне не жаль.

Я считаю, что это нормально. Мы ошибаемся, но мы делаем в следующий раз лучше. Мы учимся в процессе. Конечно, есть съемки, которые до сих пор никто не видел и не увидит, которые изначально были с завышенными ожиданиями. А  когда результат слабый, его не хочется выбрасывать на просторы интернета. Я поняла, что для меня важно иметь возможность прокомментировать проделанную работу, проанализировать то, что мы уже имеем. Уже спустя какое-то время я вижу, как много ошибок было допущено, всегда задаю себе вопросы: почему что-то упускаю из вида? Что я сделала не так? Почему не успеваю всё проконтролировать? Опыт в проделанной работе огромен. Это очень важно для всей команды. И здесь не обо мне, а о нас как о команде. Мы видим все моменты, которые были недоработанные или упущенные из виду. Это такие сложности и мелочи, из-за которых я часто расстраиваюсь, но все потом остается в моем архиве, который я бережно храню.

cover-californian_mag-SALVE_002-да

SI: Если у вас на то, чтобы собрать образы, есть только 24 часа, куда вы отправитесь за вещами в первую очередь?

Александра: Отправлюсь прежде всего на просторы интернета и на секонд-хенд. Зависит от того, что мне нужно. Также напишу и отправлю пару писем в шоурумы либо сразу позвоню помощнику дизайнера, потом пролистаю olx или заеду на склад Довженко и Film.ua.

После этого сделаю звонок другу, по рекомендации от одного друга позвоню другому. Также я никогда не была против помощи другим стилистам: ко мне иногда обращались стилисты с вопросами. Думаю, в этом нет ничего зазорного — помочь по дружбе. Почему бы и нет.

SI: Для вас важно, чтобы модель/герой съёмки был личностью или отталкиваетесь только от эстетической составляющей, того, как они смотрятся в кадре? 

Александра: Конечно, важно,  чтобы модель была уже состоявшейся личностью, осознанной. Чаще всего девчонки, с которыми я работала, были маленькими или только начинали свой путь. Они обычно очень сильно зажаты, не понимают и не чувствуют свое тело.

Мне иногда не хочется работать с девочками 13–15-ти лет. Их очень долго раскачивать: фотографу нужно час или два, чтобы она начала работать, чтобы расслабить ее и поставить в кадр без напряжения. У меня однажды на съемке была девочка-модель 15-ти лет, она и ее родители. Я не против того, чтобы родители контролировали своё чудо, но когда мама говорит модели, что сделать, например, тогда я уже начинаю думать, куда бы их попросить сходить. Многие девочки в 16 лет улетают уже работать в Азию. Это мне не нравится, конечно, но девочки делают сами свой выбор и берут ответственность за свою жизнь в свои руки, а это очень большой риск.

Spring_008-да

SI: Насколько труднее работать не с профессиональными моделями?

Александра: Я с удовольствием работаю с взрослыми актерами, и мне на много легче и приятней работать с моделями 19+ и ребятами постарше, а еще я люблю общаться с пожилыми людьми.  Я давно поняла, что важна личность, характер, свой внутренний стержень и свой мир актера (её/его) личные границы по жизни, тогда все естественное и фотографии живые, а самое главное герой съемки настоящий.

Поэтому для последней съемки, я познакомилась с прекрасной девушкой 30-ти лет, мамой 4-х детей и бывшей моделью, которая бросила свою модельную карьеру в очень юном возрасте в пользу своей семьи. Смотря на эти фотографии сейчас, я вижу сильную женщину и хрупкую девочку одновременно, это меня цепляет.

SI: Что для вас предпочтительнее, концептуальная арт-съемка или лукбук/кампейн?

Александра: Мне интересно работать в разных направлениях. Лукбук тоже можно сделать очень концептуальным, также я не против коммерческих кампейнов. Когда создается арт-съемка, многое зависит от настроения и внутреннего состояния автора идеи, самого фотографа, того, что каждый из них чувствует в процессе работы. Я думаю, что когда мы создаем арт-объект или образ, мы проецируем то, что есть в нас самих, наши переживания, а они перекликаются где-то с концептом. В этом случае нужно больше экспериментов.

IMG_6352

SI: Хотели бы попробовать создать образ для красной дорожки? Если да, то какую знаменитость хотели бы одеть?

Александра: Не знаю, у меня не было никогда такой цели. Вот если бы вы задали этот вопрос моему бывшему парню в 2012 году, он бы сразу ответил: «Конечно, Сашка оденет Леди Гагу!» Этот ответ был бы таким быстрым и без тени сомнений, просто молниеносным!! А сейчас даже не знаю… я с удовольствием познакомилась бы с Жанной Агузаровой и поехала бы с ней на концерт Pink Floyd послушать их лайв, который пройдет в Амстердаме 16 июня 2019 года.

SI: Кого вы можете назвать иконой стиля?

Александра: Это Одри Хепберн. Она была долгое время моей единственной музой, иконой стиля. Мои друзья дарили мне большие такие подарочные книги с ее редкими фотографиями, я пересматривала все фильмы, смотрела ее пьесы. Искала фотографии с ней, когда она занималась балетом до своей травмы, позже — это история жизни и ее становление в кино. Затем я создала один блог и загрузила все фотографии из ее жизни в интернет. Какие-то особенные и редкие фотографии — всё там.

Больше никаких икон стиля. Каждый уникален по-своему. Музой может быть любая женщина!

фотография_даша-рубинштейнда

SI: Какие из последних трендов ваши любимые и наоборот?

Александра: Тренды — дело тонкое, но главное свой стиль, то чем вы отличаетесь от серой массы. Если честно, я не следую трендам, ношу только те вещи, в которых мне комфортно. Иногда могу опередить тренд на пару лет вперед и заранее носить какую-то вещь или обувь, пока она еще не стала трендовой и такой ещё ни у кого нет. Что касается табу в одежде, то вы никогда не увидите меня в кофте с приклеенными на клею камушками или стразами, только вышивка и пришитая нитками фурнитура. Никакого клея, никогда!

SI: Кто ваши любимые украинские дизайнеры?

Александра: Раньше мой список украинских дизайнеров был очень длинным, но я его прилично сократила. Надеюсь никого не обидеть, но могу сказать одно: пересматривая свои съемки, я поняла, что и в моих первых съёмках и в нынешних есть на фотографиях одежда Юли Паскаль, и хочется еще больше. На данный момент она мой любимый украинский дизайнер. Конечно, я наблюдаю за всеми дизайнерами, которых сейчас много, а с каждым годом новых имён еще больше. Я вижу, кто и что делает, где делает и как это делает, а самое интересное — это качество.

british-magazine_UK-print-February16-да

SI: Насколько трудно получить работу, не проживая в Киеве?

Александра: Это достаточно сложно. Нужно быть всегда в Киеве, чтобы получить работу здесь, так как встречи необходимы, а по переписке работать очень сложно, проверено на себе. Это, конечно, зависит от того, какую должность вы ищете. Если это работа в студии с дизайнерами, то нужно быть всегда на связи и быть доступной, в любой момент выехать на личную встречу или локацию.

Комментарии