Группа ADAM уже успела выпустить альбом «ЧЮЗ МЮЗ» и вот на подходе второй, который будет называться «РОНІМ». Хоть в основе музыки ребят мастерски смешанные фанк, соул и некоторые другие музыкальные направления, поют они на украинском языке, рассказывая в треках жизненные истории, приправленные иронией и отличным настроением. И специально для Styleinsider фронтмен, саундпродюсер и автор песен группы Миша Клименко, его муза и жена Саша Норова, барабанщик группы Андрей Гриценко и гитарист Вова Шариков рассказали о квотах для украиноязычной музыки на радио, в чём их схожесть с Sia и почему они не хотят принимать участия в Евровидении.

SI: Начнём с того, как вы видите свою аудиторию, своего слушателя? Для кого создаёте свою музыку?

Миша: Мы создаём свою музыку для таких же простых людей, как мы. Не знаю, как вы, ребята, но я не считаю себя именно «музыкантом-музыкантом». Я, в первую очередь, обычный человек, который радуется простым вещам, любит музыку, любит жизнь. Поэтому, я считаю, что наша аудитория – это такие же ребята, как мы, которые радуются этим же вещам, получают удовольствие от жизни и музыка сопровождает их в определённые моменты. Благодаря музыке создаются эмоции, которые запоминаются. Музыка создаёт атмосферу.

442

SI: Как вам кажется, украинские слушатели готовы воспринимать такой специфический для нашей страны музыкальный стиль, как смесь фанка, соула и даже немного регги?

Миша: Да, у нас много всего намешано. Практика показывает, что очень даже готовы. За последние 5 лет, мне кажется, что украинская музыка и украинские слушатели сделали шаг вперёд. Вообще в Украине всегда была классная музыка. Не хочу никого обидеть, но она всегда была на 10 шагов впереди соседних стран. Я думаю, что сегодня у нас люди готовы не только к фанку, но и ко многим экспериментам. И как показала практика — наши более попсовые треки «заходят» хуже, чем те,  в которых намешаны стили.

SI: Ваши песни в основном на украинском языке. Скажите, как-то помогли вам украиноязычные квоты на радио? Стали песни больше в ротацию брать?

Миша: Да, да, конечно, не будем скрывать. Так совпало. Мы же не делали специально треки на украинском, как многие стали сейчас. Мы изначально писали песни на украинском, хотя и несколько на русском тоже есть. И так совпало, что мы стали делать песни на украинском ещё в конце 2014, а квоты, если я не ошибаюсь, появились в 2016-м. И получилось, что оно подхватило немножечко волной и в какой-то степени помогло.

SI: Что для вас является успешным музыкальным проектом? Что для вас вообще успех?

Миша: Дима Монатик, Макс Барских… (Улыбается) Это успех. А мы просто делаем музыку.

SI: То есть для вас это не самоцель?

Миша: Я пробовал, но так лично у меня не получается. Я пробовал делать что-то суперкоммерческое. Но потом проходит день-два, меня это начинает раздражать, угнетать. И я снова потихонечку что-то переделываю в музыкальной части. Добавляю один какой-то странный звучок, потом второй, потом пятый и потом понимаю, что я опять сделал некоммерческую песню, и опять мы будем через тернии к звёздам идти. Долгим путём, а не коротким. Я не знаю, это, наверное, запрограммировано где-то внутри меня и внутри нас всех. Мы делаем так, как нам нравится. Главный критерий, чтобы, прежде всего, музыка нравилась нам. Не чтобы она попала в чарты и все сказали «о, это класс, супер». Вот так.

SI: Ты же писал и для других артистов песни?

Миша: Да.

SI: И чем отличается по ощущениям написание песни для своей группы и для другого артиста?

Миша: На самом деле это схоже, потому что те песни, которые я писал другим артистам… Их немного, сразу скажу. Я не конвейерный композитор и не конвейерный саундпродюсер. Можно на пальцах двух рук сосчитать то, что я сделал для других. Это всегда песни, которые я очень люблю. Они для меня такие же родные, как и песни для Adam. Когда я пишу песни другим, я как бы отдаю часть себя обязательно. И я их люблю так же. Конечно, это очень интересно, потому, что это другие эмоции. Когда я пишу для кого-то, этот артист всегда со мной на студии. Если можно так сказать, я подключаюсь, чувствую этого человека и пишу, ретранслируя его энергию вместе со своей. У меня вот так в ощущениях. Эти песни не появляются просто из ниоткуда. Они связаны с тем человеком, для которого я пишу.

SI: То есть всё просто должно сложиться?

Миша: Я никогда не пишу песню наперёд. Не могу, например, позвонить и сказать: «Вот у меня есть песня для тебя. Попробуй, спой». Если ты захочешь песню, то мы обязательно должны раззнакомиться, встретиться, обязательно пообщаться. С первого раза может не получиться, как и со второго. А может и получиться. Нет никаких каких гарантий. Но это обязательно должен быть некий союз.

Саша: Энергетический обмен.

Миша: Да, энергетический обмен, однозначно. И мы должны уже знать друг друга и чувствовать. Только в этом случае может получиться что-то общее. Но процессы в чём-то схожи и одновременно в чём-то разные. Так я подытожу то, о чём ты спрашивала.

484

SI: Вернёмся к тому времени, когда вы создавали группу. Был ли у вас чёткий план действий: сейчас мы запишем альбом, потом снимем, клипы, потом у нас будут лайвы и прочее. Или вы уже по ходу дела ориентировались, что вам нужно в тот или иной момент?

Миша: Честно говоря, мы до сих пор так и ориентируемся. Многие друзья, знакомые из шоу-бизнеса нам говорят: «Ребята, пора по стратегии действовать. Вы сможете сильнее нажать. У вас классная музыка, вы донесёте её до масс намного быстрее, намного лучше. Нужно вкладывать в это, в это… Там пиар сделать, всё продумать чётко.» Но мы до сих пор делаем всё, как нам кажется, будет лучше, как мы чувствуем, на чём-то детском, наивном… Может быть, это не так быстро приводит к успеху, но мне нравится чувствовать эту эмоцию также, как когда я только начинал. Мне было 15, я только начинал заниматься музыкой. Профессионально, я имею в виду. Я делал треки не для того, чтобы они стали успешными. Я их делал, потому что мне просто нравилось. И всё. Без никаких целей. И я стараюсь придерживаться этого же ощущения. Тогда у меня есть чувство счастья внутри. Ребята, наверное, больше в этом стратеги, чем я. Что скажете, ребята?

Андрей: На счёт стратегии дополнить?

Миша: Да. Или я неправ?

Андрей: Стратегия, в любом случае, присутствует… Миша, он, конечно, такой тинейджер внутри, но при этом знает, что мы сейчас сделаем вот это, а следующий шаг будет такой. Вопрос отсутствия стратегии только в том, когда этот шаг наступит.

Миша: А, да-да, точно. Ты прав.

Андрей: Вот. Поэтому, Миша, не надо врать, всё у тебя там по плану идёт. (Улыбается). По твоему, правда, внутреннему…

Миша: Затуманенному слегка.

Андрей: Да-да. И не всегда понятному плану, но план там есть.

SI: И дедлайны себе не ставите? Например, закончить трек за такое-то время.

Миша: У меня есть некоторые дедлайны. Вот, например, у меня есть такой плагин для обработки звука… Так вот, там можно запустить демо на 14 дней. Например, я беру плагин какой-то новый, нажимаю «демо» и знаю, что если я за 14 дней не успею доделать это трек, придётся делать всё заново. Вот этот дедлайн работает, я проверял. Всё остальное я не планировал, говорил надо вот так и так, пока не срабатывает. Потому что я человек непунктуальный. И какой-то размытый. Я вроде всё знаю, но настроение у меня часто меняется, каждый день.

Андрей: Нет, ну человек настроения – это тоже хорошая штука.

Миша: Это понятно. Я так лучше чувствую. Просто мне так сложнее двигаться. Я могу проснуться на следующее утро и сказать «не нравится», а на следующий день – «вау, круто!»

Андрей: Причём это на одну и ту же штуку.

Миша: Да, это на тот же трек. Поэтому бывает по пять аранжировок. Бывает, трек год ждёт своего времени, но потом он находит своё место.

539

SI: Кстати, о записи треков и тембре голоса. Как ты считаешь, тембр – это более важно, чем то, что можно в итоге получить при сведении, тюне, как-то вытянуть? Ведь не всегда тембры бывают яркие, но в итоге запись интересная получается.

Миша: Да, согласен… Я как раз за то, чтобы была яркость и в тембре, и в игре музыкантов обязательно, чтобы был почерк. Когда у музыканта есть свой почерк в игре, благодаря этому он узнаваем. Также по стилистике аранжировок или по его тембру голоса. Мне больше нравятся такие личности, которые более узнаваемые, скажем так. Это получается не благодаря сведению. Вроде как всё красиво звучит, но можно перепутать с пятидесятью треками такими же, которые тоже красиво звучат, но не понятно, кто это и что это. Мне больше нравится, когда в песне стиль игры, музыки, вокала узнаваемый. Я бы даже сказал не только узнаваемый, а самобытный и неповторимый.

SI: Вопрос про Сашу. Как вообще пришла эта идея, что Саша во всех клипах снимается, что она всё время танцует на сцене во время выступлений? Это чем-то на Sia похоже, ведь у неё всё время одна девочка в клипах.

Миша: Ты не поверишь, я недавно провёл такую ассоциацию, в первый раз за 4 года. В первый раз за 4 года я сказал Саше, что у нас есть в этом схожесть. Саша, расскажи ты про это, как эта пришла идея.

Саша: Просто сначала он написал песню «Люба». Это наш первый сингл. Потом они с другом придумали, что группа будет называться Adam. Так как мы вместе уже очень долго и много времени проводим вместе, он любит пофоткать меня, поснимать какие-то ролики. Поэтому предложил сделать видео под этот трек. Он меня видит. Ему проще меня снимать, чем кого-то там нанимать, потому что ему этот процесс нравится. Съёмки – это наше хобби. И мы начали пробовать. Одно видео сняли. И получилось вообще не то, что мы хотели. Потом второе видео сняли на эту же «Любу». И попали в точку, по нашим ощущениям. Нам до сих пор нравится этот клип.

Миша: Это было на самом деле продумано. Как продумано: не для того, чтобы все сказали «вау, какая классная идея». Просто мне захотелось, чтобы это было так. Саше сначала не очень понравилась эта идея. Но мне казалось, это будет круто. И да, конечно, снимать её было удобно. Я вообще интроверт, и стесняюсь камер и этого всего. Это правда. Я над собой работаю, но я стесняюсь. Саша нет. Она любит позировать. Камера её любит. И я люблю, когда в она кадре. Это красиво. Это всегда радует и вдохновляет. Так как-то появилась идея. А потом она укрепилась в последующих клипах и всей нашей музыке. Как у Sia. (Улыбается)

SI: А по сюжету вы клипы спонтанно снимаете или у вас обычно есть сценарий?

Миша: По-разному бывает. Бывает спонтанно. Наш самый успешный клип на сегодняшний момент «Таку як є» снят за 2 часа, потому что у нас на Просто Радио должна была быть премьера трека во вторник, и мы в субботу решили – надо снимать видео. Это же Просто Радио, премьера. Что будем снимать? Пошли в комнату, посмотрели, что у нас есть. А у нас были 2 лампы, стулья, поломанный телик, один фотоаппарат. Решили: давай снимать, стулья вот так поставим, и всё. Быстро, за 2 часа сняли и ещё за 3 смонтировали. Бывают клипы, к которым мы пытаемся делать сценарий. Вот сейчас у нас второй альбом будет. И мы снимаем видео к этим песням. Со сценариями сложнее, поскольку я человек размытый эмоционально и всё делаю по наитию. Я пишу сценарий, а во время съёмки понимаю, что это мне уже не нравится. Всем порчу нервы, все злятся, ребята вообще не понимают, что я от них хочу. Я им неделю назад говорю: «Ребята, готовьтесь, во вторник будем снимать все вместе». А потом я молчу, никто ничего не спрашивает, все мне доверяют и ждут. (Улыбается)

SI: А как тебе комфортнее в роли саундпродюсера и автора или на сцене выступать в качестве исполнителя?

Миша: Это совсем разное. Когда мы на сцене со своей музыкой  и люди приходят тебя послушать осознанно, это наркотик, конечно. Для меня лично. Я жду каждого концерта, потому что это ощущение энергии слияния с залом невероятно. Здесь не момент тщеславия, потому что это твои песни и люди их поют. А именно момент этого соединения. Эти ощущения: когда ты чувствуешь зал, когда ты его теряешь, когда ты его подхватываешь. С саундпродюсированием это тоже схоже в чём-то. Там ты тоже руководишь процессом. Но это по-другому. Это другие чакры работают, чем когда ты на сцене. Я это всё люблю. И вообще свою работу я люблю. Ребята, что вы ещё хотите по этому поводу сказать?

Андрей: Что ты вампиришь энергию на концерте по полной, вот, что я хочу сказать. (Улыбается)

Миша: Нет, я наоборот отдаю.

Андрей: Вот не сказал бы я после концерта, что ты что-то там отдал. По-моему, ты нормально взял. (Улыбается) На Софиевской площади, ты вспомни.

Миша: Мы выступали на Софийской площади в аквариуме, там просто такая плёнка была натянута. Это ужасно, ненавижу вообще, когда есть что-то подобное. Между нами и залом была плёнка, чтобы было тепло. Это было 30 декабря. Но соединению с залом она ужасно мешала.

Саша: Он такой «Оооооо!» И в ответ ничего не слышно. И мы вообще не понимаем происходит что-то или нет.

SI: А какие треки вас зацепили, удивили в прошлом году, было что-то для вас интересное? И какие любимые свои треки?

Вова: Я скажу сначала на счёт Adam. На данный момент мой любимый «Таку як є» и ещё у нас есть трек «Лови», на него и видеоработа тоже есть. И видео нравится, и сама песня. Это как-то очень совпало с моими душевными вибрациями. Что касается других артистов, то я сейчас взял себе за правило каждый день слушать какой-то новый трек, который я ещё не слышал. Возможно, что-то для меня новое, интересное появляется, просто, чтобы понимать, что сейчас происходит, что люди слушают. За прошлый год, это, наверное, Рита Ора «Let You Love Me». Она меня очень зацепила, я её на повторе слушаю.

Саша: Мне Sevdaliza нравится.

Миша: А какой трек?

Саша: Мне в общем вся её музыка нравится и она как артист.

Андрей: Я буду попсовым. Я люблю наши треки, другие не люблю. (Улыбается)

Миша: Ой, да ладно.

Андрей: Я просто ещё каверы играю. И с нашими треками мне приятно осознавать, что я вложил в них немножечко себя. А всё остальное ты слушаешь и просто играешь. У меня есть рабочая музыка, и есть моя музыка. Вот моя музыка – это мы. А всё остальное – это рабочая музыка. И я на неё просто не обращаю внимания. Но если про наш трек говорить, то любимый — это «Рвань рве». Вот меня просто на кусочки порвало.

Миша: А я скажу, что мой любимый трек прошлого года – это Kehlani «Gangsta», который был саундтреком к «Отряду самоубийц».

493

SI: Вернёмся к украинской музыке. Есть, по вашему мнению, какой-то украинский артист, который совершил небольшую революцию в современной украинской музыке в последние годы?

Миша: Сегодня очень много ребят сделали что-то классное в музыкальной индустрии. Я очень люблю Один в каноє. Они, конечно, не сделали революционный переворот какой-то — просто создают классную музыку. Но, мне кажется, что это именно та музыка, которая очень сильно повлияет на следующее поколение. Потому что их дети слушают, подростки слушают, взрослые слушают. Я их очень сильно уважаю

SI: Если опять-таки про украинские группы, то сейчас очень успешна украиноязычная группа KAZKA. Как вы считаете, в чём причина их популярности?

Миша: Они мне очень нравятся. Я слышал их песню «Свята» ещё года 3 назад и сразу сказал «Вау, это класс!». Это было ещё тогда, когда никто особо не знал, кто они такие. Мне кажется, тут вопрос синергии. Потому что тут очень классный инди, я бы так сказал, и уличная музыка, вернее, такая уличная сущность музыки, в них самих. Они ребята простые. И их соединение с таким профессионалом, как Юра Никитин, который это всё правильно преподнёс, правильно продал, подошёл с маркетинговой точки зрения. И это взорвало. Это правда в музыке, плюс профессиональное продюсирование.

SI: Они же ещё в отборе на Евровидение сейчас участвуют. А вот вы бы приняли участие?

Миша: Я думал об этом. У нас даже был трек, который мы хотели показать на конкурсе. Но в этом году мы с Дариной Красновецкой ездили представлять Украину на детском Евровидении. Мы с Вовой Шариковым написали для неё трек «Say Love», победили в нацотборе и поехали в Минск вместе с ней от Украины. И я когда увидел изнутри, как это всё происходит… Там нужно быть если не роботом, то суперсолдатом, чтобы всё выдержать. Столько нюансов до того, как ты выйдешь на сцену петь. Нужно пройти просто семь кругов ада: интервью, подготовка, съёмки. А когда ты выходишь на сцену, то просто выжат, как лимон. Мне нравится, когда я на сцене расслаблен, когда делаю это по желанию, а не потому что так надо. Я на сцене должен наслаждаться самим процессом. Тогда  смогу людям дарить радость. Если это будет напряжно, то это будет напряжно не только для меня, но и для зала.

SI: А с кем из ребят вы общаетесь, которые сейчас участвуют? Может, кого-то поддерживаете?

Миша: Да, конечно. Там есть мои подруги, девочки из Freedom Jazz. Я их поддерживаю. Ребят, а кто из ваших участвует в этом году?

Вова: Из моих знакомых Влад Каращук, который LAUD, и Вера Кекелия. Песню Влада я ещё не слышал, а Веры слышал. Мне нравятся оба артиста, тем более, что они абсолютно разные. Влад уже пробовался в прошлом году, а Вера в этом году будет дебютанткой.

Миша: И вот KAZKA тоже. Мы с ними выступали летом на общем концерте, дне рождении Просто Радио, и познакомились. Они уже тоже наши друзья. И мы их тоже поддерживаем. Поддерживаем всех, кто может выступить классно. Я за то, чтобы Украина выглядела круто. И у нас очень много музыкантов, которые могут классно представить и которые могут выдержать это.

SI: А как вы считаете, какой музыкальный жанр, направление могли бы хорошо представить нашу страну, отразить нашу музыкальную суть?

Миша: Сложно сказать. Знаешь, есть в ютубе чувак, который всегда пишет всем артистам, которые выпускают новый сингл: «Справжня українська музика має робитися тільки на українських інструментах». Реально, есть такой. Все артисты его уже знают. Но, мне кажется, что все эти рамки уже стёрты. Мы являемся частью мира, а сейчас так тем более слились уже с Европой. Поэтому стилистически нет никаких рамок. Хочешь делай хаус, хочешь делай фьюжн, хочешь делай фанк, хочешь делай традиционную музыку. Например, вот Даха Браха ездят по всему миру. У них в основе аутентичная музыка, но и много намешано всего. Это круто, людям это нравится. И наши ребята SINOPTIK тоже ездят по всему миру. Джамала вот представляла Украину на Евровидении. Эти рамки абсолютно стёрты. Главное, чтобы это было честно, с эмоцией. А какой стиль, это вообще не имеет значения.

Саша: Кстати вот нам Alyona Alyona ещё понравилась. Свежая такая.

Миша: Очень. Она классная. Мне нравится, как она читает. Слушать музыку – это вообще круто!

Автор статьи: Нонна Довбыш

Фотограф: Анна Некрасова

Комментарии