За созданием каждой картины стоит уникальная история. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о знаменитых полотнах. И сегодня мы расскажем о работе голландского мастера Яна ван Эйка  «Портрет четы Арнольфини».

Дата создания

1434

История создания

Принято считать, что на картине изображены купец Джованни ди Николао Арнольфини с женой, скорее всего в их доме в Брюгге. Однако, и до сих пор существуют разногласия на счёт, того кто же такие герои этой работы.

Неизвестно также, какой именно эпизод из жизни четы запечатлен. По одной версии — это бракосочетание, а по другой — портрет написан уже после смерти женщины. Джованни ди Николао в 1426 году взял в жены 13-летнюю Констанцу Тренту. Ее мать Бартоломея в письме от 26 февраля 1433 года, адресованном Лоренцо Медичи, пишет о смерти Констанцы.

До 1516 года владельцем работы был испанский придворный Дон Диего де Гевара. Он прожил большую часть жизни в Нидерландах, и есть вероятность, что он мог быть знаком с Арнольфини. В 1516 году де Гевара презентовал портрет Маргарите Австрийской, штатгальтеру Испанских Нидерландов, проживавшей в Мехелене. В 1530 году портрет получила в наследство племянница Маргариты и следующий штатгальтер Нидерландов Мария Венгерская, которая в 1556 году перебралась в Испанию и перевезла туда работу ван Эйка, а после её смерти картина досталась королю Филиппу II.

Далее картина на протяжении столетий сменяла своих владельцев до того, как в 1842 году она была куплена только что основанной Лондонской национальной галереей за 730 фунтов. До 1856 года портрет был выставлен под названием «Фламандский мужчина и его жена»

Интересные факты

— Картина Яна ван Эйка — первый известный в европейской живописи парный портрет.

— Некоторые исследователи придерживаются мнения, что у картины была верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (скорее всего, сюжет изображал ритуальное омовение новобрачной). По сообщению историка Бартоломео Фацио эта работа находилась в коллекции кардинала Оттавиани как произведение ван Эйка, но сейчас она утрачена.

— Зеркало на стене также играет важную роль в композиции и сюжете картины. В нём отражаются фигуры главные действующие лица и фигуры еще двух человек. Их лица не видны, но понятно, что это мужчина и женщина. Искусствоведы придерживаются мнения, что ван Эйк написал сам себя и супругу.

— Особый смысл для работы несёт подпись художника. Примечательно, что она находится не внизу, а на хзаметном месте между люстрой и зеркалом. Интересна и еёеё формулировка. Вместо — «Ян ван Эйк сделал» (лат. Johannes de eyck fecit), то есть написал этот портрет, написано — «Ян ван Эйк был здесь».

Портрет четы Арольфини

Комментарии