Вряд ли найдется писатель, чья судьба была бы абсолютно типичной: без неожиданных поворотов или хотя бы причуд самого автора. Героические, аскетичные, богемные, полные труда и сомнений, иногда истории из жизни писателей кажутся плодами чьего-то изобретательного воображения. Лучшие книги писали люди с непростой судьбой.

Многие знают о жене Маркеса, которая заложила фен и миксер, когда супруг дописывал «Сто лет одиночества». Или о литературной «золушке» современности Джоан Роулинг, писавшей «в стол». Накануне Литературного Кураж Базара мы собрали несколько неожиданных историй о писателях, которые вдохновляют, ужасают и делают их немного ближе к нам.

Альтер эго О. Генр

О. Генри

Автор, над чьими рассказами смеются и плачут во всем мире, никогда не давал интервью, не разрешал печатать свои портреты и вообще избегал общества.

Оказывается, причиной была удивительная и трагическая судьба писателя, которого на самом деле звали Уильям Сидней Портер.

В 23 года Уильям был очарован 17-летней Этол Роч и сразу же захотел жениться на девушке. Опасаясь недовольства матери и отчима Этол, пара сбежала и обвенчалась тайно. Но через какое-то время родители смирились и впустили в свой дом молодого зятя.

Уильям работал кассиром в банке, когда ревизия показала недостачу. Разные источники говорят о 500-850 долларах. Молодые люди не могли заплатить нужную сумму, и Уильям решил скрыться на 3 года. Перед расставанием Этол отдала мужу свою единственную ценность — золотые часы.

Портер уехал в Новый Орлеан и устроился репортером в одну из газет, представившись другим именем. Но страх заставил его бежать дальше, в Гондурас – приют многих преступивших закон американцев в то время.

В начале 1897 года Уильям нашел в посылке от жены записку, тайно вложенную ее матерью: у Этол, которая болела чахоткой, хлынула горлом кровь. Он тут же помчался к жене и сдался властям. В связи с тяжелой болезнью жены до суда Портера оставили на свободе, и пара проводила время вместе, выезжая на прогулки и не отступая друг от друга ни на шаг.

Через 2 месяца их маленькая дочь Маргарет лишилась матери. После смерти жены Портера арестовали. Поскольку ранее Уильям совершил побег, приговор оказался суров: пять лет каторжной тюрьмы. Писателя спасло то, что тюремному госпиталю был нужен ночной аптекарь, а Портер еще подростком обучался у фармацевта. Между ночными дежурствами он мог заняться своими рассказами, которые изредка удавалось отправить на волю, напечатать и выслать небольшой гонорар в Питсбург, куда дед и бабушка забрали Маргарет, чтобы девочка не узнала постыдную историю отца.

Уильяма выпустили досрочно, через три года с небольшим. Тогда-то он и «похоронил» Портера, став О Генри. Но страх быть разоблаченным преследовал его до конца дней. Писатель всю оставшуюся жизнь искал утешения в случайных знакомых и виски.

Отмеченный смертью Уильям Берроуз

Уильям Берроуз

Наркотики и гомосексуальные связи были не первоисточником творческой силы скандального писателя.

Уильям Берроуз родился в состоятельной семье, окончил престижный Гарвардский университет, продолжил образование в Европе, много путешествовал по миру. Попав в армию, он быстро смог найти связи, чтобы избежать службы.

 В 1943 году Берроуз познакомился с молодым студентом Колумбийского университета Алленом Гинзбергом, который тогда мечтал стать адвокатом и отстаивать права рабочих. В феврале 1944 года на одной из квартирных вечеринок произошла неизбежная встреча с Джеком Керуаком. Все трое считаются главными писателями бит-поколения. Именно в гостях у новых друзей Берроуз встретился и со своей будущей женой Джоан Воллмер.

Оба супруга злоупотребляли наркотиками и алкоголем. Из-за проблем с властями и угрозы попасть за решетку за хранение наркотиков, семья переехала в Мексику.

6 сентября 1951 года, в разгар одной из многочисленных вечеринок, Берроуз вдруг объявил гостям, что будет стрелять из пистолета «в стиле Вильгельма Телля». Его супруга Джоан тут же поставила себе на голову стакан — так же, как сыну Вильгельма Телля помещали на голову яблоко. Не стоит уточнять, что и хозяева, и гости вечеринки пребывали в перманентном состоянии алкогольного и наркотического опьянения. Джоан умерла мгновенно от выстрела в голову.

Позже писатель признавался, что именно с того момента его жизнь изменилась. «…Смерть Джоан связала меня с захватчиком, с Мерзким Духом, и подвела меня к той пожизненной борьбе, из которой у меня нет другого выхода — только писать».

Берроуз пытался отказаться от наркотиков по «китайскому методу» — сокращая дозы, и начал активно писать.

Писатель известен своими откровенными произведениями на темы гомосексуализма и наркомании. В романах «Джанки» и «Пидор» Берроуз в деталях описывает собственный опыт. По его роману «Голый завтрак» Дэвид Кроненберг снял фильм, хотя многие сцены пришлось изменить, чтобы ленту не запретили к показу во всех странах мира.

Писатель совместно с другом-художником Брайоном Гайсиным разрабатывали «метод нарезки», как в живописи, так и в литературе. Они экспериментировали с разрезанием и составлением в другом порядке изданий The Saturday Evening Post, Time Magazine, текстов Рембо и Шекспира. Позже писатель применял этот метод в своих произведениях. Бэрроуз был уверен, что нарезки содержат закодированные послания, которые имеют значение для разрезающего или даже обусловливают полученную случайность.

В 1992 году легендарный Курт Кобейн и Уильям Берроуз совместно записали сингл «The Priest They Called Him». Сингл включает в себя одну запись длительностью 9 минут 42 секунды, на которой Берроуз читает тексты под гитарный аккомпанемент Кобейна. На обратной стороне пластинки выгравированы автографы музыканта и писателя.

Неутомимый пиарщик Пьер де Бомарше

Пьер де Момарше

Автор «Женитьбы Фигаро» был настоящим энерджайзером. Он столько раз разорялся и богател, судился, изобретал, торговал, что хватило бы на несколько биографий.

Как и многие действительно творческие люди, Бомарше обладал множеством талантов. По настоянию отца он продолжил его дело как часовых дел мастер, и преуспел. До сих пор в часах используется анкерный спуск, созданный Бомарше. Одновременно он увлеченно занимался музыкой. Музыкальный талант и ораторские способности открыли молодому Пьеру доступ в высшее общество. Он даже давал уроки игры на арфе дочерям Людовика XV.

Борьба за честь сестры забросила его в Испанию, где он проявил поразительную энергию, ум и талант пиарщика. Он сумел проникнуть ко двору испанского короля и расположить его к себе. После этого он добился своей главной цели — писатель Хосе Клавихо-и-Фахардо, который не сдержал своего обещания жениться на сестре Бомарше, был уволен с должности директора королевского архива и устранен от двора монарха.

Бомарше знал силу общественного мнения и пользовался ею. Он много судился, используя в качестве аргументов свои рукописи. Во время судебного процесса против судей он выпустил «Мемуары», где беспощадно обличал судебные порядки современной ему Франции. Расхваленные самим Вольтером, мастерски написанные «Мемуары» имели огромный публичный успех, и процесс был выигран. Еще через 4 года, не без помощи «Продолжения мемуаров», Бомарше выиграл дело с наследниками банкира Дюверне. Хотя сам Дюверне был другом и компаньоном писателя, его наследники обвиняли Бомарше в обмане.

Пьер де Бомарше был дважды женат на богатых вдовах, и оба раза скоро овдовел — случайность ли?!

Во время войны за независимость американских колоний Бомарше, через специально для того созданную фирму, снабжал оружием и боеприпасами американских повстанцев. На сентябрь 1777 года писатель осуществил поставки на 5 миллионов ливров, восстановив свое финансовое положение.

Но маятник снова качнулся, Бомарше ждало очередное разорение. Для нового роскошного издания Вольтера он создал отдельную типографию в Кале, но оно принесло лишь почти миллион убытка.

В 1792 году Бомарше обязался поставить 60 000 ружей французской армии, чтобы заработать, но не смог выполнить условия контракта. Он сбежал от неминуемого наказания в Лондон, а затем в Гамбург, откуда вернулся лишь в 1796 году. В связи с этим Бомарше пытался оправдаться в предсмертном сочинении «Mes six époques», однако на этот раз симпатии публики вернуть не удалось.

И это лишь часть сюжетных поворотов безумной жизни автора «Безумного дня…».

Ангелы и демоны в литературе повсюду: на страницах, перед выходом книги и после этого процесса. Как и в жизни. Не зря истории, прочитанные в литературе, становятся для нас такими реальными.

Приходите на Литературный Кураж Базар в новом доме — 19 павильоне ВДНГ, 8 и 9 сентября. За старыми и новыми книжками, послушать стихи Ивана Дорна в его исполнении, поговорить с Лесем Подеревянским и узнать много историй о писателях и не только от Ростислава Семкива, автора «Як писали класики» и «Як читати класикi».

Где: 19 павильон ВДНГ

Когда: 8-9 сентября

Сколько: 100 грн (30 грн с каждого билета идет на благотворительность)

Присоединиться к мероприятию в Facebook.

Комментарии