Марокко — одно из направлений, которое в последние годы особенно манит туристов. В страну самого дальнего Запада (как называют Марокко местные жители) отправилась и дизайнер бренда SAYYA Люба Макаренко, где получила не просто порцию вдохновения, но и впечатления, которыми поделилась с нами. В первой части материала Люба рассказала о Касабланке и знаменитом синем городе Шефшауэн.

sh2

Наше путешествие началось с Касабланки. Вообще, конечно, все началось с Рима, когда в аэропорту «Жуляны» наш рейс отменили, а так как пересадка была в Риме со стыковкой в 4 часа, мы уже не успевали. Это заставило нас сильно нервничать, поскольку наш тур по Марокко был расписан поминутно и мы не могли опаздывать. Вместо 6 утра мы улетели в час дня, когда должен был быть наш вылет в Касабланку. Конечно, нет худа без добра: Air Italy предоставили отель в Риме и мы улетели на следующий день. Но волшебная ночь в Риме была наша!

Мы прилетели в Касабланку. Касабланка в переводе с испанского – «белый дом», поэтому большая часть зданий выкрашена в белый цвет. Сразу хочу сказать, Касабланка – не туристический город, и мест для посещения не так много, но они стоят того.

Мы жили через дорогу от старой части города, медины, которую построили французы. Местные жители превратили её в рынок. С одной стороны – это торговля китайскими товарами, а в глубине уже можно увидеть на прилавках местные товары. Узенькие улочки, старые здания, колорит местной жизни, по словам нашего гида, – это лучший старт для знакомства с Марокко.

люба макаренко

Один день нашей прогулки с группой был потерян. И по приезду мы начали быстро нагонять упущенное. Первое место куда мы пошли – ресторан Rick café – популярное место у иностранцев. Там более европейская кухня, но очень вкусная. Двухэтажный ресторан с множеством невероятно красивой мозаики в марокканском стиле. И, что важно, там есть вино. В Марокко по религиозным причинам почти нигде нельзя купить алкоголь, только в дорогих отелях или специализированных магазинах (такой есть в Фесе).

После вкусной еды и долгожданного бокала вина мы отправились к самой большой мечети в Марокко  мечети Хасана II. Для её постройки собирали дань со всего народа Марокко, а страна очень бедная. Не помню точную цифру, но прихоть короля обошлась народу в очень большие деньги. Заходить в неё нельзя. Больше всего меня впечатлило, что она стоит наполовину на суше, наполовину в океане. От мечети начинается очень длинная набережная, и в момент отлива в солнечный день очень круто прогуляться босыми ногами по марокканскому песку. Этим, собственно, мы и занялись на следующий день.

Днем у нас был автобус в Шефшауэн («Синий город»). Позавтракав рано утром, мы прыгнули в такси и помчали на маленький рыбацкий островок Сиди Абдурахман. Он состоит из нескольких домиков. К самому острову ведет длинный мост. Заходя на остров, вы будто попадаете на территорию чьего-то дома. Пройдя в правую сторону, вы огибаете его и попадаете на каменистую смотровую площадку с видом на океан. Конечно, мы полезли на самый край. Кстати, собираясь в Марокко советую взять закрытую удобную обувь.

марокко

Красота… Одним словом могу описать увиденное. Но есть один нюанс – это особенный запах острова, он же рыбацкий. Мы провели там минут 30. Провели бы еще, но время поджимало. С левой стороны острова местные жители сделали пляжный ресторанчик, где можно посидеть, выпить марокканский чай с мятой и насладится прекрасным. Я не пью кофе и чай с сахаром уже лет 20, но именно в Марокко местный чай с мятой нужно пить исключительно с сахаром. Это очень вкусно. У марокканцев есть традиция: наливая чай, очень высоко поднимать чайник, чем длиннее струя чая, тем обворожительнее ритуал.

Следующей нашей остановкой спустя 6 часов стал Шефшауэн, где мы жили в гостевом доме Maison D’hote Chams. По приезду была очень смешная ситуация. Учитывая, что приехали мы группой, машин такси нам нужно было побольше. Когда вы выходите из автобуса, вас сразу окружает энное количество местных таксистов: одни договариваются, вторые везут. Работать таксистом не на спецмашине (вроде желтого в Нью-Йорке) запрещено. Когда мы подошли к чему-то напоминающему микроавтобус хиппи, проезжала местная полиция и за секунду не стало ни одного таксиста или их поверенного, они все делали вид, что не с нами. Как только те проехали, наши вещи моментально были упакованы, и мы тоже.

sh3

Подъехать к самому отелю нельзя, так как основная часть города пешеходная, но нас комфортно довезли до площади, вежливо предложили гашиш и высадили. Мы пошли к нашему гостевому дому. Вокруг были дома высотой в 2-3 этажа, похожие на наши старые мазанки, только выкрашены в голубой цвет. Узкие улочки, немного запах сырости и сопровождающие нас торговцы того же гашиша. Один из нас имел не осторожность сказать, что нам нужно, и они лично сопровождали его с друзьями и нас прямо к отелю. Сначала это сильно пугает, но на самом деле они безобидны.

Наш дом находился на центральной улице города. Это трёхэтажное здание с комнатами в марокканском стиле. Наша комната была на последнем этаже с большой террасой и выходом на крышу. При желании и небольшой физической подготовке там можно прогуляться и по соседним крышам, но мы этого делать не стали. Думаю, соседи были бы не в восторге.

Быстро бросив вещи, мы пошли гулять по красивым запутанным улицам Шефшауэна. Город находится в горах, а потому вечером там достаточно прохладно. И мы быстро побрели в лучший ресторан города. Я делаю акцент на «лучшем» неспроста – это ресторан в хатынке. Местные жители открыли его несколько лет назад как семейный бизнес и уже расширились до нескольких комнат в соседних домах. Традиционное блюдо – таджин. По сути, это не определенное блюдо, а, скорее, подача. Например, если в вашем доме были любые овощи и мясо, все туда, и готово. Так как я не ем мяса, заказала креветки, но это, честно говоря было ошибкой – креветки в горах. Очень вкусный марокканский салат – это просто помидоры, огурцы, перец, специи и много домашнего масла, но главное – всё очень мелко порезано. И, конечно, марокканский чай. Вся наша трапеза обошлась не больше 20-25 долларов на двоих.

sh8

sh6

Следующий день мы начали с завтрака с видом на город. В планах была прогулка по городу и небольшой трекинг по Рифским горам. В правой части города на холме стоит небольшая мечеть, туда обязательно стоит подняться. Во-первых, природа обычных хвойных растений в тандеме с экзотическими кактусами абсолютно обескураживает. Во-вторых, открывается вид на весь город. Интересно, что начало города ближе к горной части, охраняет своеобразный «забор», напоминающий Китайскую стену, но, думаю, это больше от оползней с гор.

После мы отправились в город прогуляться, купить джеллабу и подготовится к первому трекингу. Если вы собираетесь купить джеллабу, вам однозначно в лавку «La Vie En Couleurs». Хозяина зовут Ибрахим. К нему в магазин завел нас идущий мимо бедуин, который, само собой, потом получил процент от покупки. Но в этом и есть Марокко: они все друг друга поддерживают и помогают туристам не заблудиться, за небольшую копеечку, конечно.  Хозяин магазина тут же налил нам чай и вся покупка джеллабы была как представление, как живой театр. Сначала меня пугала настойчивость и напор хозяина, но я поняла, что он не просто хотел продать сувенир, ему важно было и само общение. Больше всего в Марокко меня удивило еще и что местные жители разговаривают минимум на четырёх языках, но говорить «привет» могут на всех языках мира, я думаю. В общем, Ибрахим… За 2 секунды чай на столе, и мы сидим в малюсенькой комнатке, усеянной джеллабами, коврами, покрывалами и всякой мелочью. Все пестрит цветами, фактурами, гостеприимством. И мы тепленькие готовы к покупке. Самое классное было, что продавец быстро рассказал о себе, о его гостях, о том, что он коллекционирует вещи из других стран. И тут он предложил нам обменять толстовку за 12,5 евро из Рима (купили ее пока гуляли по ночному городу, было очень холодно) на любой ковер или плед. И попросил, когда приедем в следующий раз привезти ему какой-то вкусный напиток, но не колу, понятное дело. Понимаете, о чем я.

sh7

Ребята, кто в скором времени поедет в Шефшауэн передайте «привет» и привезите что-нибудь из одежды Ибрахиму или бутылочку, и лучший сувенир вы купите именно у него. Главное, торгуйтесь и спрашивайте какая ваша democratic price, обычно мы выторговывали до 30-50 % от цены.

После обеда мы отправились покорять Рифские горы. 6 часов пути были разминкой перед тем, что ждало нас через несколько дней. В Шефшауэне стоит попробовать авокадо-фреш, который там делают с молоком. Звучит дико, но теперь это мой напиток № 1. Авокадо в Марокко супервкусное и большое, я прям покупала его при каждой возможности и кормила всю группу на завтрак.