Помните, как в фильме «Пятый элемент» Лилу пересматривала историю человеческой цивилизации? У нас, конечно, не такой стрессовый вариант, но и не ординарный: быстро и увлекательно познакомиться с историей моды от начала 20-го века – и до наших дней. Зачем? Допустим, для того, чтобы осознать, какая свобода у нас есть сегодня.

Предлагаю посмотреть на эту историю с точки зрения образа жизни и технологий. В итоге, всем, что было придумано тогда, мы пользуемся и сейчас. Но есть вещи, от которых отказались.

Например, корсеты. А перед этим были кринолины и турнюры.

фэшн-история

Вот этот гигантский обруч в центре слайда – это и есть кринолин. Из смешных историй, с ним связанных, задокументирован такой случай: 1885-й год, Бристоль, девушка прыгает с Клифтонского моста, высота – 75 метров. Она осталась жива благодаря этой жуткой конструкции.

Турнюр – «подушечка», которая подкладывалась под платье сзади.

«Турнюр» — осанка, манера держаться. Был особенно моден в 1870-1880-х годах. Его еще называли «парижский зад» и выглядел он вот так:

фэшн-история

Существовали правила,  особенно для дам из высшего общества, что нужно было носить. Никому в голову не приходило устраивать модный бунт. Исключением были актрисы и дамы полусвета, они были свободнее и в манерах и в одежде. Собственно, движение суфражисток возникло как требование освободить женщин от корсета и предоставить им другие свободы.

В 1895-м году профессор Вильгельм Конрад Рентген (г.Вюрцбург, Бавария) сделал первый рентгеновский снимок. Через 6 лет он получит за свое изобретение Нобелевскую премию. А другой ученый, француз Людовик О’Фолловэл, чтобы привлечь внимание к одной проблеме, сделал снимки торсов нескольких женщин. Сначала с металлическими корсетами, а затем без них. Снимки чётко показывают, как жёсткие металлические корсеты сдавливают грудную клетку, и находящиеся там внутренние органы.

Давление это имело массу в буквальном смысле слова.  Во время первой мировой войны члены американской Комиссии военной промышленности сделали следующее заключение: «Отказ американских женщин от жестких корсетов высвободил 28 тыс.тонн стали — достаточно для постройки двух линкоров».

То есть на рубеже 19-го и 20-го века самым модным силуэтом был S-образный. Он стал популярным отчасти благодаря кутюрье Чарльзу Ворту, вернувшему турнюры, отчасти – благодаря рисованному персонажу – Девушке Гибсона. Реальная девушка, позировавшая иллюстратору, – бельгийская актриса Камилл Клиффорд.

фэшн-история

Рисованный персонаж, влияющий на моду, был, по сути, первым pin-up.

фэшн-история

Интересно, что именно популярность Девушки Гибсона повлияла на строительство железных дорог в США. Каким образом?

Старейший американский универмаг Sears в конце 19 века рассылать свои каталоги с нарядами «точно как у нее» по всем американским городам и весям.

Быстро осознав, что шоппинг по каталогам – американское будущее, дальновидный министр почтамта John Wanamaker (1889 – 1893) надавил на конгресс с идеей создания централизованного почтамта, подкрепляя идею тем, что спрос на доставки по каталогам подхлестнет строительство железных дорог. За ним последует заселение удаленных районов и всплеск потребления, необходимый для экономического роста. Он оказалася прав. За первый год существования Parcel Post (USPS – Главпочтамт США) было переслано 300 миллионов посылок. Ж/д тоже выросли в геометрической прогрессии. К 1910 году ж/д США составляли треть мирового железнодорожного полотна.

А что же в Европе?

Женщина переодевалась несколько раз в день – около восьми. Фактически, без посторонней помощи она не могла одеться. Без корсета женщины «жили» только во время сна и в утреннее время, когда пили чай.

фэшн-история

Французская ночная рубашка, конец 19-го века; Mull and Lace Peignoir, Early 20th century; Jacket Place of origin: Berlin Date: 1908 Medium: Silk.

Любопытно, что в какой-то момент на утреннюю чайную церемонию начали допускаться мужчины и платье для чая стало роскошным – бархатным или шелковым, с силуэтом кимоно.

фэшн

Kimono-style tea gown, c.1905 Liberty & Co. in London; чайное платье, Дом Ворта 1900-1901 /коллекция Metropolitan Museum/; чайное платье, Дом Ворта, 1894; вечернее платье, Дом Ворта, 1906-1908; бальное платье от Ворта, 1900-1905.

Ближе познакомиться с модой этого времени Вы можете, посмотрев вот эти фильмы:

фэшн

Помимо чайной церемонии была еще одна ситуация, которая позволяла женщинам отступать от жестких правил в одежде: спорт.

фэшн

1885-1888 Dress suitable for Tennis, Yachting, or the Seaside. (Image via Met Museum) 1890 White Cotton Piqué Tennis Suit. (Image via Kyoto Costume Institute); In 1884, Maud Watson became the first female champion at Wimbledon; Left: Swimsuit, by Rudolf Lenn, 1900s. Right: Swimsuit, 1900s. Both, Kyoto Costume; Institute. Жан Беро «Приют велосипедистов в Булонском лесу» /1890/; жакет и брюки-блумерсы для велосипеда, Columbia, 1895.

Начало XX  века в чем-то очень похоже на то, что мы переживаем сейчас: открытия науки и техники требовали изменений образа жизни и самого способа думать. Скорость жизни увеличивалась: открытие телеграфа, автомобилестроение и строительство судов, проведение Всемирной выставки в Париже, которую посетило 50 млн человек, Олимпийские игры, в которых впервые приняли участие женщины-спортсменки. Айседора Дункан представила публике свой свободный танец босиком.

фэшн

И вот, наконец-то, в 1906-м году, дизайнер Поль Пуаре отказывается от корсета и предлагает женщинам легкие платья с завышенной линией талии. Платье потребовало другого белья – эластичного и легкого бюстгальтера. Простые для нас вещи в то время были настоящей революцией. Пуаре начал устраивать показы мод для клиентов и фотографировать на улице – по сути, это была первая попытка того, что сейчас мы называем street-fashion. Поль был первым дизайнером, который для продажи новых моделей придумывал костюмированные вечеринки. Его бал «1002 ночи» войдет в историю.  Газеты писали: «Одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». Граница между платьем и маскарадным костюмом стала расплывчатой.

фэшн

Новое платье было очень легким и конечно, от холода и ветра необходимо было пальто. Пуаре создал пальто, которое сейчас мы называем пальто-кокон или пальто oversize. Его модели цитируются в 20-м и 21-м веках.

12

Внизу – пальто Пуаре «Персия», с принтом Рауля Дюффе; вверху – иллюстрация Жоржа Барбье и Dior  Haute Couture 1998 /Джон Гальяно/; в центре – Марк Джейкобс; слева —  фотография Стивена Мейзела, Dior  Haute Couture, Vogue 2007.

В 1909-м году Поль Пуаре посетил Австрию и увидел инновационные мастерские Wiener Werkstätte, где разрабатывались принты для ткани и новые силуэты одежды, по сути – новая философия образа жизни.

Кутюрье вернулся в Париж и вместо того, чтобы нанимать уже работающих художников, пригласил девушек-выпускниц и отправил их в зоопарки и парки. Зачем? У них не было художественного образования, их эскизы сохраняли спонтанность и атмосферу детских примитивных рисунков. Atelier Martine работало с 1911-го по 1930-й год и занималось созданием мягкой мебели и текстиля.

история моды

Для индустрии моды Пуаре сделал очень много: стала престижной профессия манекенщицы, он привлекал художников-иллюстраторов для создания каталогов своих моделей, задолго до Эльзы Скиапарелли ввел в моду яркие цвета – «нервические», как он их называл. В 1911-м он создает юбку-брюки. Реакция церкви следует незамедлительно: кутюрье предан анафеме папой Пием X. Он первым ввел в моду понятие «дизайнерские» духи и первым, задолго до Версаче и Ральфа Лорена, начал создавать линию предметов интерьера: текстиль, мебель.

история моды

Первая мировая война (1914-1918)  так далеко от нас, что мы не представляем масштабы потрясений и изменений, которые она вызвала. Мобилизовано было около 70 млн. человек, погибло приблизительно 9-10 млн. Жертвы среди гражданского населения оцениваются от 7 до 12 млн. Ранены – около 55 млн. Война послужила прологом и детонатором ряда крупнейших революций, включая Февральскую и Октябрьскую 1917 года в России, и Ноябрьскую 1918 года в Германии. В результате войны прекратили своё существование четыре империи: Российская, Австро-Венгерская, Османская и Германская.

На это не могла не отреагировать мода.

И если силуэты до начала войны были такими:

история моды

Ипподром Longshamp, 1910

После войны все изменилось. Во-первых, женщины не захотели расставаться со свободой, которая у них появилась: во время войны у них были мужские профессии: почтальоны, водители, медицинские работники. Это было сложно, но давало социальную реализацию и ощущение собственной значимости, «полезности». Юбки укоротились, стрижки стали короткими. На моду повлияло и развитие дансинг-клубов: джаз ворвался в Европу. Во-вторых, соотношение женщин к мужчинам было 1 к 4-м, появилось понятие «встречаться с мужчиной». Женщины физически не могли выйти замуж за каждого, с кем проводили время. Мужчин не хватало.

Силуэты платьев стали такими:

история моды

В 1912-м году свой дом открывает человек, чье влияние на моду будет продолжаться всегда: Мадлен Вионне. Она – автор кроя по косой. Это метод, благодаря которому платье струится по женскому телу, оставляя полную свободу движения.

история моды

Еще одним изобретением Вионне стали наряды, ткань которых собрана либо одним швом, либо узлом. Она придумала воротник-трубу и горловину-хомут, а также детали в форме треугольника, прямоугольника и ромба. Она изобрела вечерние платья с капюшоном и пальто с подкладкой из той же ткани и того же цвета, что и сам наряд. Эта деталь обрела вторую жизнь и новый расцвет в 60-е годы.

история моды

Я бы сказала, что Мадлен Вионне была Теслой своего времени. Маленькая, хрупкая женщина создавала свои произведения на небольших деревянных куклах. Она не стремилась к публичности и известности, свою миссию называла апостольской, четко осознавая разницу между «прекрасным» и «просто эффектным».

Перед смертью она сказала: «Я женщина необычайной жизненной силы. Мне никогда не было скучно на секунду. Я никогда не завидовала никому или чему-либо, и теперь я достигла определенного спокойствия».

«Нравится нам это или нет – мы все под ее влиянием», — констатировал Карл Лагерфельд. Японский дизайнер Йоджи Ямамото признался: «Я восхищаюсь ею. Это утомляет, но я всю жизнь присутствую в ее тени».

мода

Именно в Японии, где на протяжении веков существует особая философия тело-одежда и искусство оригами – была издана книга с выкройками Мадлен Вионне.

мода

Мадлен Вионне за работой; модель 30-х годов; Comme des Garcons, Spring 2015.

Надо добавить, что Вионне была первым дизайнером, которая в 1921-м году создала Ассоциацию защиты изобразительных и прикладных искусств. Свои произведения она фотографировала с трех сторон, сопровождала эскизами и отпечатком пальца.

Плагиат и копирование было большой проблемой в 20-30-е годы. Эльза Скиапарелли, к примеру, пыталась обязать фабрики после посещения ее студии обязательно покупать 3 модели. Но и это ни к чему не привело.

Архив Вионне подарила  UFAC – Union Française des Arts du Costume.

Это 120 платьев и 75 альбомов авторских прав на фотографии ее одежды, рисунков и книг.

В 1974 году благодаря вкусу и энтузиазму Дианы Вриланд и гению фотографа Ирвинга Пенна появилась вот эта книга:

мода

«Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней» — в это верила Мадлен Вионне.

Коко Шанель, принципиально другой дизайнер, формулировала идею свободы так: «Большинство женщин одеваются для мужчин и хотят, чтобы ими восхищались. Но они также должны быть в состоянии двигаться, сесть в машину, не порвав платья! Одежда должна быть естественной формы».

Коко Шанель. Ее вклад в моду – это не маленькое черное платье, не духи номер 5 и не приталенный короткий жакет. Она предложила женщинам принципиально новое отношение к себе и другой образ жизни: свободу и независимость. Габриэль сама носила одежду, которую шила и была лучшей рекламой нового стиля.

Она открыла свой первый магазин одежды в Довиле в 1913-м году. Для того, чтобы почувствовать атмосферу того времени и ее прогрессивное видение моды, можете посмотреть вот этот фильм, снятый Карлом Лагерфельдом.

Я бы сказала, что она была первым человеком в истории моды, который делал акцент на женщине, а не на одежде. «Если Вас поразила красотой какая-нибудь женщина, но вы не можете вспомнить, во что она была одета, — значит, она была одета идеально».

мода

У Шанель стоит поучиться тому, что так ценят в мире бизнеса – скорости принятия решений. Она была наблюдательной и предприимчивой и очень много взяла из мужского мира. Увидела моряков в Довиле – возникает полосатый костюм из джерси (полосатая тельняшка была частью униформы французских моряков с 1858-го года). Кстати, джерси до Шанель использовали только для купальных костюмов и во время Первой мировой войны склады были завалены этой тканью. Роман со II Вестминстерским герцогом – и вот появляется твидовый жакет. Знакомство с итальянским аристократом Фулько ди Вердура – и в коллекции украшений Chanel появляются мальтийские кресты. Кстати, сама манера надевать несколько брошей одновременно – это тоже из личной истории – роман с князем Дмитрием Павловичем, который носил военные награды.

Знаменитая сумка Chanel была создана в 1929-м году, как раз перед крахом фондового  рынка. Она была сделана из джерси. Идея родилась из пакетов, которые носили солдаты на первой мировой войне. Цвет подкладки, «бордо» — это цвет униформы, которую Шанель носила в приюте. Лоскутная простеганность – из формы рабочих, возможно, тех, кто работал в конюшне. Только в 50-х появилась ручка-ремешок и название модели 2.55 /февраль 1955-го года/. В 20-х годах женщины из высшего общества носили клатчи, но никогда — сумку на плече. А в 80-х появилась анаграмма из двух букв «C». Ее разработал Карл Лагерфельд.

В следующей части – поговорим о сюрреалистах, моде 30-80-х годов.

Автор статьи: Света Островская

Комментарии