За созданием каждой картины стоит своя уникальная история И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых известных шедеврах живописи. И сегодня мы расскажем о картине «Лютнист» итальянского художника-реформатора эпохи барокко Караваджо.

Дата создания

1595

Версии картины

Существует три версии картины, которые практически идентичны с небольшими различиями, вроде разного текста в тетрадях, изображённых на полотне и размеров самих работ. Считается, что наиболее удачный вариант работы находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, вторая версия хранится в Музее Метрополитен, а третья — в Бадминтон-хаус в Англии.

История создания

Полотно «Лютнист» было написано Караваджо по заказу его покровителя кардинала Франческо дель Монте, на римской вилле которого художник прожил несколько лет. Первую версию «Лютниста» позднее у дель Монте приобрёл его друг, банкир и коллекционер Винченцо Джустиниани. В 1808 году в Париже коллекция обедневшего семейства Джустиниани была распродана с молотка. Еще до старта торгов российский император Александр I обратился к директору Лувра Доминику Виван Денону с просьбой купить «Лютниста» для Эрмитажа.

Интересные факты

— На протяжении долгих лет считалось, что на полотне изображена девушка, а потому оно было выставлено в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Уже в начале ХХ века искусствоведы пришли к выводу, что на картине всё-таки изображён молодой человек. Скорее всего, позировал художнику его друг Марио Миннити. О принадлежности модели к мужскому полу свидетельствуют несколько фактов. Во-первых, на картине ноты, находящиеся перед музыкантом, — это запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас», которая предназначена для мужского голоса. Во-вторых, лютня, как и скрипка у самого кромки полотна, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.

— В эпоху Караваджо популярно было использовать шифры. Издавались даже специальные книги с обширными толкованиями разнообразных символов. Известно, что Караваджо использовал их в своих работах. Поэтому практически каждый предмет на полотне имеет сразу несколько значений, что даёт пространство для размышлений. На работе Караваджо перед лютнистом находятся раскрытые ноты мадригала Якоба Аркадельта, скрипка, фрукты и букет цветов (ирис, ромашка, жасмин, шиповник, дамасская роза, листья апельсинового дерева, инжир, слива, груши). Соответственно, каждый из этих предметов носит свой скрытый смысл. Так, например, жасмин — это символ любви и всепрощения, шиповник — один из символов тернового венца Иисуса, апельсин— символ вечной праведности Господа, а слива — символ верности.

— Одна из интерпретаций полотна связана с символическим изображением пяти чувств: цветы — обоняние, плоды — вкус, ноты — зрение, музыка — слух, а нарочитая тяжесть и трехмерность предметов на картине намекает на возможность их осязания.

Комментарии