Седьмой и последний вечер фестиваля «Джаз Без» в Киеве обещает его публике открытие, как минимум географическое, а именно, джазовое открытие Австралии. Можно сказать, что фестиваль оправдывает свое название, в котором подразумевается отрицание границ и ограничений, прежде всего музыкальных, но также и пространственных. Джаз из Австралии – уже новость как факт, но и сама музыка трио The Necks способна удивить, а поначалу, возможно, и озадачить.

И если участники трио берут на себя смелость называть свою музыку уникальной в мире, то, пожалуй, в этой характеристике можно видеть не только преувеличение, ибо музыканты в самом деле изобрели своеобразную стилистику, форму или даже способ создавать музыку.

The Necks

Трио The Necks – это пианист и исполнитель на органе Hammond Крис Абрахамс (Chris Abrahams), барабанщик и перкуссионист Тони Бак (Tony Buck), который также играет на электрогитаре, и исполнитель на электрическом и акустическом басу Ллойд Свонтон (Lloyd Swanton).

Удивительно, что в бенде объединились музыканты с несколько разными сферами интересов. Крис Абрахамс до образования трио играл преимущественно в рок-группах и много гастролировал по миру. Тони Бак был востребованным джазовым барабанщиком, участником многих джазовых фестивалей. А Ллойд Свонтон интересовался прежде всего авангардной музыкой, а также был известен как лидер группы, исполняющей клезмер.

Несмотря на разность музыкальных интересов, однажды объединившись, музыканты сохраняют состав трио стабильным уже на протяжении тридцати лет с 1987 года, когда оно появилось на свет, что свидетельствует, по-видимому, о живучести и плодотворности однажды открытой ими совместно линии творчества.

The Necks

За время своего существования трио накопило значительную дискографию, последовательно разрабатывая найденную ими музыкальную жилу. В активе трио пятнадцать студийных альбомов и четыре альбома, записанных live.

Самыми успешными оказались первый альбом Sex (1989), концертный альбом с бесхитростным названием Piano Bass Drums (1998), а также альбом Aether (2001)

Джазовые критики осторожно называют эту музыку «ни джаз, ни рок», проводят сравнения с группами, исполняющими краут-рок, new, age а также с композиторами-минималистами такими, как Ло Монте Янг, Тони Конрад, Филип Гласс. Однако, состав инструментов (фортепианное трио: фортепиано, бас, барабаны) и легкое чувство свинга в манере исполнения склоняют к тому, чтобы считать это джазом.

The Necks

Имя музыкальной жилы, открытой музыкантами The Necks, — Повторение. Их альбомы и живые выступления, как правило, состоят из единственной длинной композиции, которая обычно длится около часа и следует одной нехитрой схеме. Главное начать с чего-нибудь, с какой-нибудь простой мелодической и ритмической фразы, которая затем повторяется, повторяется… К ней время от времени добавляются новые фразы, полуфразы, звуки. Они какое-то время сопутствуют основному  мотиву, а затем исчезают, но как бы оставляют послед себя след в памяти. Создается ощущение накопления крохотных изменений, оно постепенно нарастает и – разрешается переходом в новое качество. Кульминация! Торжество психоделики! Открываются поры, чакры, энергетические каналы. Все то же самое и все новое.

Кажется, привлекательность этой музыкальной формы прежде всего в полном отказе от индивидуального самовыражения, благодаря чему музыка как бы рождается сама, используя музыкантов как безличных посредников. И, разумеется, оценить такую музыку в полной мере можно только в живом исполнении.

Комментарии