7 декабря в галерее FACE Foundation открылась  персональная выставка Сергея Мельниченко «PlayDay» о закулисье китайской индустрии развлечений. О том, как танцовщик стал фотографом, о ценности момента и игре в реальность читайте далее.

SI: Как так получилось, что профессиональный танцовщик заинтересовался визуальным искусством?

Сергей: Танцами я занимаюсь с пяти лет. Работа в Китае значительно расширила мой диапазон бальника, пришлось попробовать практически все. Что касается фотографии, то она идет параллельно с танцами, хотя это увлечение возникло относительно недавно, в 2009 году, как вспышка. Честно признаться, я не интересовался ранее ни живописью, ни фотографией. Всё возникло само по себе. Думаю, это была некая внутренняя потребность.

SI: Какие-либо курсы или школы фотографии вы посещали? Нужны ли они вообще с позиции продуктивности, инкубации талантов?

Сергей: Я не посещал ни курсы, ни школы фотографии. Определенный стимул давало общение с людьми искусства в Киеве, Харькове. Из таких встреч я и вынес понимание того, чем хочу заниматься дальше. Хотя, сами институции, конечно же, нужны. Они дают возможность желающим познакомиться с историей фотографии, классиками. Это должно быть. Думаю, важно не столько научить человека создавать картинку, сколько направить его в нужное русло. Все остальное зависит от того, что у тебя в голове, понимаешь ли ты, куда хочешь идти.

Сергей Мельниченко выставка

SI: Как бы вы охарактеризовали собственный стиль?

Сергей: Мне сложно ответить на этот вопрос, потому что я люблю снимать всё. Когда-то сделала вывод, что не стоит что-либо отсеивать, надо делать, а получится или нет, будет видно потом. Например, сейчас меня больше увлекает документальная фотография, работа с архивными материала, но в то же время я продолжаю снимать обнаженную натуру — делаю то, что мне всегда нравилось. Я хочу делать всё, что мне интересно, и как можно больше.

SI: Что вас больше всего мотивирует, что подталкивает к действию?

Сергей: Мотивирует чаще всего даже не само искусство, а результаты его влияния, эмоции, которые оно вызывает у зрителя.

Сергей Мельниченко выставка

SI: Давайте поговорим о технике, о вашей работе со светом, или отсутствии таковой…

Сергей: Начнем с того, что я работаю с любой техникой — снимаю на цифровые, пленочные, кассетные камеры, на телефон, экшн-камеры и т. д. Осваивать новое оборудование очень интересно. По поводу света, то я не люблю какие-либо заморочки с ним. Мне кажется, это актуально для коммерческой фотографии — свадеб, love story и других постановочных съемок. Я тоже тренировался на друзьях, когда купил себе свет. Но в своих проектах мне хочется создавать кадр, а не выставлять его, не готовиться час, чтобы нажать на кнопку, а именно почувствовать, что это необходимо сделать.

SI: Что для вас является самым важным: ситуация, характер, композиция или совокупность всего перечисленного?

Сергей: Всё зависит от проекта. Композиция меня волнует в самую последнюю очередь. Для меня главное, чтобы на моей фотографии человек мог задержать взгляд, что-то чувствуя при этом, додумывая. Я считаю, что технические детали вообще не должны стоять на первом месте.

Сергей Мельниченко выставка

SI: Несмотря на работу в далеком Китае, вы следили за ситуацией с украинской фотографией? На ваш взгляд, что-то меняется?

Сергей: Да, безусловно, изменения происходят. Пусть постепенно, но у нас все больше людей людей приходит к пониманию того, что фотография — это тоже искусство, которое стоит наравне, например, с живописью, и тоже достойно коллекционирования. Сама фотография очень выросла. Мне кажется, что вырисовывается определенный украинский стиль, который ценители фотографии уже начинают отличать от европейского.

SI: В чем особенность этого стиля? В социальной направленности?

Сергей: У нас получается интересный микс социальных мотивов и арт-фотографии, выходит концептуальная картинка, неповторимая в своей живости, естественности.

Сергей Мельниченко

SI: С чем бы сравнили ощущение творческой вспышки, когда вы понимаете, что именно эту ситуацию, эмоцию стоит запечатлеть? На что это похоже?

Сергей: Это как сигнал, который поступает в мозг, и ты берешь в руки камеру и делаешь кадр. Это что-то молниеносное, необъяснимое.

SI: Проект «PlayDay» затрагивает тему подглядывания, проникновения в личное пространство других людей. На ваш взгляд, удалось ли при его создании не зайти за этические рамки?

Сергей: Думаю, это вопрос к конкретной ситуации, отснятой сцене, к тому, что в тот или иной момент чувствовал герой, и что на выходе получил сам фотограф. Мне тяжело судить, потому что серия «Behind The Scenes», расширенный вариант которой будет представлен на киевской выставке, — мой первый документальный проект. Да, был момент, когда я сидел дома, перебирал снимки, думая, что вот этот можно брать, а этот нет, потому что какие-то этические рамки должны быть. Но я уверен, что в этом проекте нет ничего такого, что могло бы кого-то из его героев обидеть. Я показал правду такой, какой она есть.

Сергей Мельниченко

SI: Вы увидели Китай, который для нас остается страной диковинной, неизведанной. Вас изменила жизнь там?

Сергей: Да, Китай дал мне огромную уверенность в собственных силах. Когда ты находишься там, вдали от дома, то попросту не имеешь возможности искать где-то поддержку, учишься справляться с проблемами самостоятельно. Если ты смог что-то через силу сделать в Китае, то в своей стране ты сможешь сделать это вдвойне. Возвращаясь к теме подгядывания, то проект «PlayDay», фото и видео, которые в него войдут, были сделаны в клубе, где запрещалось снимать даже на камеры телефонов. Это большая редкость даже для Китая, во многих провинциях которого мы выступали. На самом деле, об этой стране можно говорить долго. Культура очень отличается от нашей. Кому-то в Китае было тяжело, кому-то легко. Я за два с половиной года привык настолько, что вполне комфортно себя там ощущал. Но возвращаться туда работать я бы не стал.Как путешественник, может быть. Отношение к иностранцам на заработках очень специфическое. Тебя в любой момент могут уволить, вызвать полицию, не заплатить… Хотя, есть определенная свобода. Например, ты можешь водить машину без прав в состоянии любого алкогольного опьянения, мало шансов, что тебя остановит полиция. Можешь тусоваться в барах. Но общая культура китайцев меня разочаровала. Я бы не смог остаться там на более длительный период.

Комментарии