У молодого художника Павла Маркмана уже есть на счету несколько персональных выставок — «Б. О. Г.» («Без определённого гражданства») и «Муравейник», а также участие в коллективной украинско-польской выставке «Мистецька праця. ART WORK». И Styleinsider разузнал у Павла Маркмана, как мультикультурализм подтолкнул его к созданию работ, почему лучше сначала режиссировать картины в своей голове и рассказал о коллаборации с Полиной Веллер.

SI: Расскажи предысторию, когда ты понял, что искусство – это единственное, чем ты хочешь заниматься? Был ли какой-то переломный момент?

Паша: Можно сказать, искусство — это семейное дело: мама – художница, папа – архитектор. Долгое время я всем подряд занимался: иллюстрацией, анимацией, керамикой, фреской, фотографией, монтажом, но потом я понял, что распыляюсь.  Долго не мог определиться, и пока я занимался поисками себя, рисовал. С того момента выражение «Капля камень точит» стало моим любимым. Я определился, чем я хочу заниматься. И года четыре я уже только рисую. До этого я рисовал и уничтожал свои работы, не ценил их.

Павел Маркман

SI: Почему же так происходило?

Паша: Я начинал работать не по эскизу, импульсивно, и в итоге дорисовывал вплоть до «Чёрного квадрата», не мог вовремя остановиться, не знал, где точка. Тогда я осознал, что нужно прорабатывать, завершать идею «от А до Я».

SI: Ты сейчас пишешь такие масштабные картины. Ты как-то конструируешь в голове, как будет выглядеть работа, формируешь общее видение?

Паша: Пока что я не созрел для чистого импульса и стараюсь держать процесс работы под контролем. Я режиссирую работу в своей голове, вижу и проецирую всё на полотно.

SI: То есть искусство – это для тебя больше точная наука?

Паша: Это компиляция и духа, и ума. Точнее, я не знаю, как много тут ума, но это лично мой мир. Раньше не было такого глобального информационного вброса в общество из-за отсутствия технологий. Ткань информационного абсурда с ужасом надвинулась на меня ещё в детстве. То есть я сам не просил и не заказывал этот бешеный монолог историй в мою голову. В свою очередь, я чувствую жажду диалога, хочу дать сдачи, выпустить собственный импульс. То есть это агрессивное информационное окружение меня как бы шевелит изнутри.

Павел Маркман

SI: В твоей выставке «Б.О. Г.» («Без определённого гражданства») много этнических моментов, национальных символов, флагов. Как ты собираешь материал для своих работ?

Паша: Я много путешествовал, пользуюсь собственным опытом и накопленным материалом. Ключевая картина на выставке, «За окном», была с бомжами. Их мы видим каждый день. Вот они и зажгли во мне желание понимать, как с человечеством случилась вся эта жесть. Просто сопереживая, начинаешь думать глубже.

Павел Маркман

«За окном», Павел Маркман

SI: То есть то, что ты делаешь, это, скорее, твоя философия, чем просто этап творчества?

Паша: Да.

SI: Расшифруй, пожалуйста, одну из своих картин, которую можно назвать твоим творческим манифестом.

Паша: Это работа «Внутри флага». На ней изображены флаги стран. Вся наша цивилизация соткана из стыков мнений. Это может быть, например, бытовой конфликт или международная война. В общем, из-за этих стыков создаются границы. Все флаги рождены как бы насилием. Какая-то страна более, какая-то менее повлияла на появление ряда стран. То есть всё, что окрашено цветом на полотне, — это тема конфликта. Когда идёт война, это касается всех. Например, война в Африке тоже коснётся нас всех. То, что нам кажется, нас не касается, в конечном счёте коснётся. Дерево растёт незаметно. Так же и насилие. Короче, нам нужны другие «деревья»

Павел Маркман

«Внутри флага», Павел Маркман

SI: На картине «Внутри флага» изображён конфликт современности. А на картине «Ядро эволюции» я вижу возвращение, своего рода, к корням.

Паша: Это работа о жизни. Наша планета напоминает чрево беременной женщины. А все цивилизации — это микроэлеметы для её плана.

Павел Маркман художник

«Ядро эволюции», Павел Маркман

SI: Также ты участвовал в коллективной украинско-польской выставке «Мистецька праця. ART WORK». Насколько отличается коллективная выставка от персональной, есть разница в ощущениях? 

Паша: На коллективной выставке веселей, а на персональной больше стресса, больше оголяешься перед зрителем.

SI: Насколько был большим был разброс по стилистике, художественны техникам, направлениям?

Паша: Сколько было людей, настолько разными и неповторимыми были их работы. Но мало людей рисует. И это меня расстраивает. Им этого хватает. Мне – нет.

SI: То есть к цифровому искусству, инсталляциям относишься скептически?

Паша: Язык художника не важен, главное — искренность и отвага. Сегодня много ленивой философии, но на выставке «ART WORK» было много классных идей. Например, инсталляция скелета динозавра из деревянных подставок и сувениров, которые 100 лет на Андреевском простояли.

Павел Маркман художник

SI: Летом была презентация проекта с Полиной Веллер, которая сделала клатчи с картинами украинских художников. И ты принимал участие в этой коллаборации. Как это происходило? Насколько сильно отличался твой подход к проекту от работы над собственными картинами? Ведь это же связано больше с модой и дизайном.

Паша: Моё дело — рисовать, её дело — дизайн одежды и аксессуаров.  Всё просто и весело получилось.

SI: Ты планируешь какие-то конкретные коллаборации в ближайшее время?

Паша: Я за спонтанность, но планы есть всегда.

SI: А будут ли в ближайшее время какие-то выставки?

Паша: Да, весной.

Автор статьи: Нонна Довбыш Фотограф: Анна Некрасова

Комментарии