Не хотелось бы наступать на больную мозоль, но уже декабрь, а это значит, что Colette — любимый парижский концепт-стор модников со всего мира, на сайте которого всегда играла музыка, закроется уже в этом месяце. Мне кажется, они достойны отдельного рассказа, тем более, у Colette есть, чему поучиться.

ФОТО_2

Колетт Руссо открыла свой именной магазин, который Forbes впоследствии назвал самым трендовым магазином в мире, в марте 1997-го в том же здании, в котором находится ее квартира. Очень французская история. Лицом магазина стала дочь Колетт — Сара Андельман, которой на тот момент было двадцать один. Идея заключалась в том, чтобы собрать под одной крышей продукты, которые нравились основателям, при этом речь шла не только об одежде — в ход пошли предметы интерьера, музыка, технологичные гаджеты и даже вода (в water bar они наливали 73 вида разной минералки, что само по себе уже очень fashion).

ФОТО_3

ФОТО_4

Получилось три этажа совершеннейшего восторга из товаров, находящихся в разных ценовых категориях. К тому же, каждую неделю они добавляли в ассортимент что-нибудь новое, что заставляло клиентов приходить еще и еще. Блоггер Bryanboy как-то написал, что когда у него не было денег, но хотелось вдохновения, он приходил в Colette за новым CD.

Байинг Colette был настолько крутым и непохожим на все остальное, что даже Карл Лагерфельд однажды заметил, что в там продается то, что больше нельзя нигде найти. Под началом Карла Chanel, кстати, буквально в прошлом месяце сделали коллаборацию с парижским концепт-стором — с 30 октября по 25 ноября 2017 г. весь первый этаж магазина был ошанелен вещами и аксессуарами из FW17-18 и Cruise18, аналогичное уже происходило шесть лет назад.

ФОТО_5

В кейсе Colette примечательным является искусство коллабораций, которым владели создатели. Что еще могло заставить ретроградов из Balenciaga, пускай резко хайпонувших благодаря Демне, but still, они же работают в корпорации, сделать брендированные кружки по 35 евро и зажигалки по 10? Это же не черные кепки продавать втридорога!

ФОТО_6

А сейчас у них продается эксклюзивный Saint Laurent, и если идея сумки за 12500 евро не кажется заманчивой, то спички за пять можно позволить себе купить даже при долларе  тридцать, к чему нам пора бы начать привыкать уже сейчас.

А еще были Hermes, Louis Vuitton, Fendi, Burberry, Miu Miu, Aston Martin, Laduree, Pharrell, Раф, Maison Kitsune, New Balance, Medicom Toy, Adidas, Smart, Vespa, Puma, Nike — да мало ли кто за двадцать лет! Тем не менее, после объявления о решении закрыть магазин в июле этого года, их стало еще больше, и все — топовые бренды! Вот бы получилось, как со Scorpions, которые с определенной регулярностью дают прощальные концерты, собирающие аншлаг, но нет!

ФОТО_8

Появление на горизонте Saint Laurent вовсе неслучайно. Уже в 2018 г. в помещении знаменитого концепт-стора будет брендовый магазин Saint Laurent, было ваше — стало наше, лояльные клиенты Colette не успеют забыть тропы, ведущие к shopping destination, будоражащей сердца.

ФОТО_9

На крутые коллаборации, кстати, они поставили еще в девяностые на заре своей работы — начинали со спортивной обуви, которую разрисовывали дизайнеры. Со временем добавилось все остальное, вплоть до мотороллеров и автомобилей, на которых неизменно стоял логотип концепт-стора — два синих круга. Это позволяло создавать сильное комьюнити. При этом Сара Андельман говорит о том, что изначально это была просто просьба сделать «то же самое, но с перламутровыми пуговицами», они даже не просили эксклюзива, но чудодейственным способом он все равно получался. Плюс они не делали коллаборации ради еще одного инфоповода — за каждым проектом стояли смыслы, как минимум — создания продукта силами нескольких сторон, которые в иных условиях бы никогда не пересеклись (например, Laduree и Pharrell).

ФОТО_10

ФОТО_11

Причиной закрытия магазина (во всяком случае, официальной) стало то, что Колетт Руссо решила уйти на пенсию, а Colette не может существовать без Колетт. Но — вероятнее всего — речь и в деньгах тоже, потому что еще в марте Сара Андельман говорила о том, что прибыли магазина значительно упали из-за сокращения потока туристов в Париж после террористических атак. В прошлом году продажи магазина составили 28 млн. евро, всего 25% из которых были сгенерированы в онлайне. Здесь можно сделать два вывода: 1) как для fashion, продаж было маловато, это ведь даже не чистая прибыль, и 2) перевестись в онлайн бы не получилось, потому что Colette — это все же история о физическом опыте на уровне «пришел-вдохновился-купил». И переориентироваться на онлайн, который сейчас генерирует львиные доли прибыли, у них почему-то не получилось (а у 10 Corso Como, Dover Street Market и Matchesfaashion — да!).

ФОТО_12

Буквально на этой неделе стало известно, что Сара Андельман продолжит свою карьеру в моде в качестве консультанта, помогающего найти иголку в стоге сена и подбирающего win-win коллаборации для клиентов. Достойное решение, которое, к тому же, не требует инвестиций для регулярного проведения закупок и выплаты зарплат сотрудникам. Я уверена, что мы еще не один раз услышим о новых проектах Сары.

ФОТО_13

Тем не менее, тенденция уже нарисовалась. К сожалению, в сегодняшней моде история о том, когда что-то действительно крутое, идейное и несущее смысловую нагрузку закрывается, устав балансировать на точке безубыточности или просто отчаявшись бороться с ветряными мельницами, не нова. Потому что у нас ведь как обычно с мотивами — либо любовь, либо деньги, а таланты (которым зачастую просто нужен продюсер) работают за любовь, это их топливо, которого надолго в бизнесе не хватает. Во всяком случае, я не могу с ходу вспомнить пример модного бизнеса, созданного мечтателями и идеалистами, который бы продержался на плаву.

ФОТО_14

Тем не менее, Colette отказались продавать свое имя, оставшись в истории модного ритейла самым крутым концепт-стором, показавшим, что fashion is everywhere, нужно просто перестать смотреть сквозь рамки. Поэтому браво!

Фото: nytimes.com, colette.fr, Picky Nicky, hotel-relais-saint-honore.com

Комментарии