Масштаб человека и нации определяется, пожалуй, реакцией на стрессовую ситуацию. В этой статье – 2 истории о британцах и французах во время Второй мировой войны, когда мода, казалось бы, не могла участвовать в боевых действиях и борьбе за выживание. Но она участвовала и сыграла важную роль в сохранении не только жизней, но и развитии экономики и имиджа этих стран.

Британия вступила во Вторую мировую войну 3 сентября 1939 года и после капитуляции Франции целый год (до нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941-го года) — была единственной страной, которая оказывала сопротивление Гитлеру. Уже в 1940-м году страна начала испытывать нехватку материалов, так как экономика была ориентирована на ресурсы колоний. Не хватало цветных металлов, и снимали даже парковые ограды, переплавляя их на снаряды. Хлопок привозили из Индии, а шерсть – из Австралии.

Что сделали британцы, оказавшись в блокаде? 1-го июня 1941-го года был принят План «Утилити». Он вводил нормы на расход тканей, контролировал швейные предприятия, качество и цены. Кроме всего прочего, вводил талоны на одежду (они были отменены только в марте 1949-го года). Сначала одному взрослому выдавали 66 талонов, к концу войны – 36. Чтобы купить жакет, требовалось 13 талонов, брюки – 8, юбку – 7, носки – 3, туфли – 5-7, женское пальто – 14, шерстяное платье – 11, джемпер – 5.

В 1942-м году специальным указом была запрещена вышивка на одежде и украшения из блесток. На одно платье разрешалось использовать не больше 4-х метров ткани, длина юбки – 68 см, обязательны были 5 клиньев – чтобы уменьшить отход ткани при раскрое.

Королевская семья подавала пример подданным в ограничении потребления: дизайнер Норман Хартнелл шил для королевы более простые платья, для короля во время войны не было сшито ни одного нового костюма, он носил в основном военный мундир.

Британский Vogue продолжал выходить, Сесил Битон начинает делать съемки на улице, на фоне разрушенных от бомбежек стен. Слоган: «Мода несокрушима!».

SI_01

Журнал принимает участие в кампании Министерства информации Make-do-and-Mend – «Будь скромнее и сделай сам». Печатаются целые развороты с подробными указаниями по переделке мужской одежды в женскую и по вязанию: это было выгоднее, чем обменивать талоны на шерстяную одежду. Самый популярный фасон пуловера – с V-образным вырезом: V- как символ победы.

SI_02

В 1941-м году было создано Объединенное общество лондонских модельеров: Харди Эймиз, Норман Хартнелл, Эдвард Молине, Чарльз Крид, Питер Рассел, Виктор Стибель, лондонский филиал дома «Ворт». Его задачей была разработка моделей на экспорт, прежде всего в США, так как Британия очень нуждалась в валюте. Затем правительство поставило новую задачу: разработать модели повседневной одежды для массового производства из английских тканей. Это решение было ключевым для легкой промышленности Британии: была введена размерная сетка, придуманы механизмы для раскроя вещей, продумана логика быстрого, качественного и относительно недорогого производства.

В феварле 1942-го года первые 32 модели были отобраны для производства: дневное платье, деловое платье, костюм и пальто. Интересно, что британки носили не тюрбаны, как во Франции, а элегантные, на манер мужских, шляпы.

Во время войны рядовые британцы были одеты гораздо лучше, чем до войны.

Британцы с присущим им юмором в своем проекте «Отчаянные дегустаторы отправляются…» одну из серий сняли о периоде Второй мировой войны. Без риска для психики и здоровья можете попутешествовать во времени.

Что происходило в это время во Франции, столице моды? Страна капитулировала в июне 1940-го года. Свои Дома моды закрыли только Шанель и Вионне. Многие уехали в США и Англию. Те, кто остался, – выражали протест в цветах и темах коллекций. Мадам Гре показала коллекцию в цветах французского флага, а потом и вовсе вывесила большой трехцветный флаг из лионского шелка на здании Дома Моды.

SI_03

Люсьен Лелонг, президент Синдиката Высокой Моды, смог сделать невероятное: путем переговоров с оккупантами спас от принудительных работ в Германии 112 тысяч человек, занятых в легкой промышленности. Благодаря ему 92 Дома Моды Франции продолжали работать.

Нужно понимать, что у Гитлера был план по переносу столицы моды из Парижа в Берлин, но благодаря усилиям Лелонга и обычных француженок немцы поняли, что это невозможно. Что делали женщины? Выходили каждый день на улицы Парижа, как на подиум. Макияж, шляпки, каблуки.

SI_04

И если немки с приходом Гитлера к власти выглядели так:

SI_05

То француженки времен оккупации – вот так.

SI_06

Пережив Вторую Мировую, Франция оказалась не в зоне «привычного влияния» на мир моды. Нужно было что-то предпринять, в условиях жуткого дефицита ресурсов. И французы находят изящное и элегантное решение.

В 1945 году Синдикат высокой моды представил проект показа одежды «Театр моды» (Theatre de la Mode). Самые интересные модели из последних коллекций парижских кутюрье демонстрировались в уменьшенном размере на миниатюрных манекенах 70 см высотой.

SI_07

Куклы имели тело в виде проволочного каркаса и головку из гипса. Эскизы кукол разработала художница Элиана Бонабель, изготовил их художник Жан Сен-Мартен, а головки отлил в своей мастерской каталонский скульптор Жоан Ребуль. Декорации разработал Жан Кокто и Кристиан Берар.

Для этих кукол каждый дом моды сшил модели пальто, костюмов, дневных и вечерних платьев. Были использованы остатки ткани от прежних коллекций и даже вытканы новые образцы. Было изготовлено нижнее белье, сумочки и украшения (к проекту присоединились Cartier и Van Cleef&Arpels).

SI_08

Только в Париже эту выставку посетило около 100 тысяч человек. Средства от продажи билетов пошли в благотворительные фонды помощи пострадавшим от войны. За год выставка была представлена в 9 крупнейших городах мира. Авторитет парижской Высокой моды стал еще выше, чем в довоенное время.

Позднее эта коллекция была приобретена Maryhill Museum of Art в США.

Для меня эти истории – пример того, как гений интеллекта и творчества позволяет победить в ситуации, которая кажется патовой, на первый взгляд.

Комментарии