Во время недель моды говорить о чем-то кроме этих самых недель вроде бы как неприлично. Хотя, можно, конечно, начать об особенностях выращивания каких-нибудь фаленопсисов, новом фильме Даррена Аронофски (на съемках которого режиссер познакомился со своей пассией Дженифер Лоуренс) или о том, что «Цвингер» Елены Костюкович — лучший роман из всего прочитанного за последние месяцы, но, пожалуй, сначала о неделях моды. Тем более, я все больше утверждаюсь во мнении, что мы не успеем и глазом моргнуть, как эти самые недели трансформируются, а то и вовсе исчезнут за ненадобностью в ближайшие пару десятилетий.

Безымянный коллаж

Erdem S/S 2018

Я уже не раз говорила о том, что потребитель fashion эволюционирует из года в год, меняя свои требования к конечному продукту. Изменяется также и структура затрат — у миллениалов, как принято считать, в почете путешествия в новые страны, Uber, минимализм, функциональность и эмоции, а не машины, недвижимость и сумки Birkin. Хотя, о сумках бы сказать отдельно, потому что недавно стало известно, что компания Hermes расширяет производственные мощности, чего ей удавалось избегать долгие годы для удержания wow-эффекта от лакомых кусочков, ценник которых начинается вы сами знаете где.

Безымянный коллаж (7)

Delpozo S/S 2018

В контексте всего этого, а также повышенного внимания со стороны новых деток к вопросам экологии и прочей sustainability, социально ответственный fashion (о котором я писала здесь и здесь) уже не кажется такой дичью, как раньше. Экологически чистая (если так можно выразиться) мода — это уже не странные рубахи из небеленого льна, но и ответственный выпуск (потогонные азиатские производства вычеркиваем), налоговая чистота и непричинение вреда планете. А еще — полная открытость и честность перед своими клиентами и самим собой. Для пущего эффекта я бы привела статистику, которую в последнее время часто упоминает Мирослава Дума в своих интервью: для производства органического хлопка требуется в двадцать раз больше воды, чем обычно, о чем не мешало бы говорить потребителям, но лучше поставлю троеточие, потому что эта тема действительно очень важная.

Если все пойдет такими темпами и дальше, то совсем скоро о sustainability будут говорить не только гиганты масс-маркета (что больше похоже на оправдательные сцены) и корпорации вроде Kering и LVMH, но каждый бренд, который хочет продаваться. На этом этапе ряды участников недель моды несколько поредеют.

Безымянный коллаж (15)

The Row S/S 2018

Второй вопрос (и снова о миллениалах, которые довольствуются малым) — в количестве одежды, необходимой человеку. Конечно, истории о гардеробе покойного Стива Джобса (одинаковые водолазки плюс одинаковые джинсы) выглядят жутковато — лично мне сразу вспоминаются Ex-Machina и «Мир дикого запада» о синтетических людях и их ограниченных потребностях, но сложно отрицать факт того, что когда гардероб на 70% состоит из базовых вещей, которые легко между собой комбинируются и не конфликтуют, одеваться быстро/стильно/уместно получается легче.

Безымянный коллаж (8)

Безымянный коллаж (9)

Victoria Beckham S/S 2018

Кстати, вы обратили внимание, как много оттенков белого на подиумах в этом сезоне? Самое интересное, что белый (как и черный с серым и бежевым) оставался актуальным всегда, потому что это совершенно беспроигрышный вариант. Но даже самые большие поклонники колорблокинга сдаются перед уравновешенным монохромом, потому что в этом огромном и пестром мире теперь очень комфортно носить neutrals. Или просто мы (под «мы» я подразумеваю в первую очередь себя) стареем, поэтому начинаем таять от Gabriela Hearst, Roksanda (эталон женственности), The Row (изюминка базового гардероба для тех, у кого есть деньги), Victoria Beckham (но я почему-то слышала, что у них не все гладко с продажами), Proenza Schouler, Ports 1961 и Emilia Wickstead? Смотрите фото с последних показов и соглашайтесь, что это очень красиво и совершенно внесезонно (а значит — экономично).

Безымянный коллаж (16)

Roksanda S/S 2018

Безусловно, на рынке остаются истории вроде всяких Fenty x Puma и Yeezy, от которых в глобальном масштабе толку мало, потому что это — чистейший fun и зарабатывание денег, но даже Ashish уже не так переливается, да и Kenzo немного успокоились.

Безымянный коллаж (19)

Simone Rocha S/S 2018

И если еще чуточку о фаворитах (кроме топовой десятки брендов, названия которых вы сами знаете), то мне бесконечно нравится, как играет на сочетании монохрома, оверсайза и форм Simone Rocha — при этом ее вещи никогда не выглядят нелепо, как, например, Marc Jacobs последних лет (и я правда показываю не самые странные образы из последней коллекции).

Безымянный коллаж (10)

Marc Jacobs S/S 2018

И да, я до сих пор никак не могу понять, почему все восхищаются Гошей Рубчинским и его заигрыванием с девяностыми — так и хочется поставить хэштег #ВоПервыхЭтоНекрасиво.

Безымянный коллаж (17)

Ну, а Vetements — это, скорее, образ жизни, и вообще, больше о социокультурных явлениях, чем о красоте.

Безымянный коллаж (11)

Итак, если линия тренда идет в сторону упрощения одежды, то дизайнерам особо не будет где разойтись (да и в принципе все уже давно придумано до нас — сейчас мы только цитируем, интерпретируем да сочетаем), или просто станет скучно — поэтому бренды будут либо закрываться, либо делать классные базовые вещи (четыре вместо пятидесяти), что поставит под вопрос их участие в неделях моды.

Безымянный коллаж (12)

Emilia Wickstead S/S 2018

Наконец, третий факт. Кто бы что не говорил, но клиенты fashion по-прежнему в первую очередь обращают внимание на название — особенно если оно приводит к heritage brands, пережившим своего основателя, но гордо носящим его имя. Достаточно просто продолжать выпускать знаковый для бренда продукт, будь то сумки в шашечку или белые балетки с черным носом, чтобы оставаться в плюсе. Спрос на такие вещи будет оставаться постоянным при условии, что бренд будет на слуху. Ван Гога и Климта интересно смотреть вне зависимости от появления и восхождения на художественный олимп молодых художников. То есть, можно предположить, что большим брендам, у которых действительно присутствует ДНК (жаль, что она присутствует не у многих) не будет смысла распыляться на выпуск всякого разного в промышленных масштабах (разве что из меркантильных соображений — но, опять же, клиент может просто начать тратить меньше). Плюс ко всему, вся модная индустрия считывается именно по первой десятке или двадцатке (Карл, Раф, Джорджо, Миучча, Мария Грациа, Пьерпаоло и другие зачастую показывают абсолют или, во всяком случае, к нему приближаются), поэтому, по большому счету, им-то как раз и место на подиумах.

Безымянный коллаж (13)

Gabriela Hearst S/S 2018

К чему я все это.

Искренне хочется думать, что вот-вот наступит момент, когда количество перейдет в качество, что благоприятно скажется как на общей картинке, так и на наших кошельках и экологичной ситуации в целом. Спустя сто лет нам наконец-то снова стало нравиться то, что действительно красиво. А красивое — это не всегда модное. Красивым может считаться все то, что умножает достоинства и скрывает недостатки. Даже простой кашемировый свитер на один размер больше цвета camel может оказаться куда красивее, чем какое-нибудь вырвиглаз платье от Mary Katrantzou (со всем уважением), что позволит ему прожить в гардеробе семь сезонов вместо двух.

Безымянный коллаж (14)

Proenza Schouler S/S 2018

В общем, время меняться. И производить красивые вещи. Качественные вещи. В меньшем количестве. С оглядкой на тезис о «не навреди». Толстой говорил, что если можешь не писать — не пиши, хорошо бы дизайнеры одежды примеряли эту цитату на себя.

Побольше вам красоты!

Безымянный коллаж (18)

Ports 1961 S/S 2018

Комментарии