У каждого шедевра живописи есть своя уникальная судьба. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о знаменитых полотнах. И сегодня мы поговорим о картине Пабло Пикассо «Портрет Гертруды Стайн».

Год создания

1905-1906

История создания

Знакомство с известной американской писательницей Гертрудой Стайн сыграло в жизни и творчестве Пабло Пикассо немаловажную роль. В Париж к своему брату Лео Гертруда перебралась уже почти достигнув 30 лет и связала с этим городом свою дальнейшую жизнь. Кстати, именно Гертруде Стайн и принадлежит создание термина «потерянное поколение».  Семья Стайнов славилась на то время своим богатством, поэтому не удивительно, что в ранний парижский период писательница увлеклась коллекционированием искусства. И в числе приобретённых её работ, конечно же, оказались картины Пикассо. Позднее она лично познакомилась с художником, стала его покровительнице и другом. А вскоре после знакомства Пабло предложил написать портрет Гертруды Стайн, восторгаясь её сильным характером и неординарной личностью. Когда Гертруда согласилась, никто не ожидал, что работа над портретом продлится целую зиму, ведь по обычно художник работал быстро, а зарисовки моделей делал по памяти. Однако, же Гертруда лично приходила в студию художника и позировала ему. Говорят, что всего в процессе работы состоялось около восьмидесяти или девяноста сеансов в студии.

Во время работы Пикассо безостановочно экспериментировал. Сперва он изобразил голову писательницы практически в профиль, а потом продолжал поворачивать её до фронтального положения. При этом он создавал множество набросков и вариаций. А потом весной 1906 года даже заявил: «Смотрю на вас и больше ничего не вижу, я больше не в состоянии видеть вас». Позднее же, после визита в Испанию и увлечения африканским искусством Пикассо всё-таки завершает «Портрет Гертруды Стайн» в своей обычной грубоватой манере, где лицо становится схематичным подобным маске, а глазницы пустыми. При этом, когда сама Стайн увидела портрет, она была удивлена своим изображением и посчитала, что сходство с ней ушло. Тем не менее, Пикассо, будучи доволен своим произведением заметил: «Ничего, когда-нибудь вы будете на него похожи, со временем». И действительно, с годами годы писательница всё больше стала походить на свой портрет, который идеально воплощал её цельный характер, решительность и властность.  А в одной из своих книг она даже написала: «По-моему это я, и это единственное мое изображение, где я всегда я».

Гертруда Стайн не расставалась с портретом до самой смерти в 1973 году. А в 1946 году в своём завещании она указала, что картина должна быть передана музею Метрополитан в Нью-Йорке. Эта работа стала первой картиной Пикассо, которая вошла в собрание музея.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии