У каждого произведения искусства есть свои секреты и своя история. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах мировой живописи. И сегодня мы поговорим о полотне под названием «Чёрный квадрат» Казимира Малевича.

Год создания

1915

Версии картины

На данный момент известны уже четыре версии «Чёрного квадрата», которые отличаются по рисунку, фактуре и оттенку. Кроме того, есть достаточное колличество рисунков Малевича с чёрным квадратом. У многих из них даже присутствуют комментарии, фиксируующие роль квадрата как ключевой детали супрематизма. Квадрат также входит и в супрематические многофигурные композиции Казимира Малевича.

История создания

К созданию работы Малевича окончательно подтолкнула работа над эскизами декораций и костюмов для постановки оперы М. В. Матюшина «Победа над Солнцем» в 1913 году. Именно в этих набросках впервые возник «чёрный квадрат», который стал своеобразным символом победы активного человеческого творчества над пассивной формой природы. Таким образом чёрный квадрат замещал солнечный круг. Именно тогда родилась концепция квадрата и, как следствие, возник супрематизм. Конечно, фактической датой создания картины считается 1915 году. Однако, поскольку художник посчитал, что появление квадрата в первую очередь следует связывать с возникновением идеи и зарождением супрематизма, на обороте холста он указал датой создания 1913 год. «Чёрный квадрат» вместе с циклом других супрематических полотен Малевича был создан художником для финальной футуристической выставки «0,10», открытие которой состоялось в Петербурге 19 декабря 1915 года (1 января 1916) в «Художественном бюро Н. Е. Добычиной». Картина была выставлена в так называемом «красном углу» и заняла центральное место в экспозиции.

Интересные факты

— Согласно идее художника «Чёрный квадрат» — часть триптиха, в который входят «Чёрный круг» и «Чёрный крест».

—  Квадрат  символизирует точку нулевого отсчёта как классическое математическое понятие.

— Осенью 2015 были обнародованы результаты исследований, которые с помощью метода рентгеноскопии подтвердили, что под изображением «Чёрного квадрата» находятся ещё два других цветных изображения. Самое первое изображение представляет собой кубофутуристическую композицию, а то, что находится прямо под «Чёрным квадратом» — это протосупрематическая композиция. Кроме того, учёные расшифровали надпись на полотне, которая, очевидно, принадлежит самому художнику. Фраза звучит как «Битва негров в тёмной пещере». Это является референсом на известное монохромное полотно Альфонса Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», которое было написано в 1882 год. Интересно, что художник никогда его не видел. Историки искусства подчёркивают, что это «находки в ходе исследований, благодаря которым мы по-новому видим процесс создания этой картины».

— Первым названием «Чёрного квадрата», под которым он был внесён в каталог, было «Четырёхугольник». Поскольку фигура не обладала строго прямыми углами, исключительно с точки зрения геометрии она действительно была четырёхугольником. Однако, это не было простой небрежностью художника, а скорее принципиальным стремлением создать динамическую форму.

— Существуют ещё два основных супрематических квадрата — «Красный квадрат» и «Белый квадрат». «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие», — так говорил Малевич.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии