У каждого произведения искусства есть свои секреты и своя история. И в рубрике «Pic of the Week» Styleinsider продолжает рассказывать о самых знаменитых шедеврах мировой живописи. И сегодня мы поговорим о полотне под названием «№ 5, 1948» американского художника Джексона Поллока.

Год создания

1948

Техника создания

Картина написана в технике разбрызгивания, изобретателем которой был сам Поллок. Основой для работы послужил фиброкартон.

История создания

«№ 5, 1948» является одним из ключевых произведений абстрактного экспрессионизма, ведь революционная манера письма Поллока сделала картину действительно уникальной. К тому же художник писал её, разместив полотно на полу и свободно передвигаясь вокруг него, что создало ощущение особой трёхмерности картины. «Для меня писать картины на полу более непринужденно. Я лучше чувствую так картину и могу работать с ней с любой стороны», — заявил художник в одном из своих интервью.

Впервые работа была выставлена в январе 1949 года на персональной выставке Поллока в галерее Бетти Парсонс, которую можно было назвать меценатом творчества экспрессиониста. Тогда филиппинский торговец произведениями искусства Алонсо Ассорио купил её за сумму 1500 долларов. Интересно, что его деловой партнёр своеобразно отреагировал на приобретение произведения искусства: «Ты что, потратил деньги на это?». Но дальше разыгралась не менее интересная история. Во время доставки полотно было повреждено по вине транспортной компании. Тогда Поллок предложил покупателю отреставрировать работу, но в итоге решил полностью переписать картину. «Он не узнает об этом. Никто не знает, как смотреть на мои картины, он (Ассорио) тоже не знает», — так заявил Поллок. Но посетив мастерскую художника через три недели, Ассорио всё же заметил изменения в работе и посчитал, что благодаря этому она приобрела ещё большую метафизическую глубину и изысканность. Он даже назвал это «чудесным примером второго шанса для художника».

Интересные факты

— Долгое время полотно находилось в Музее современного искусства Нью-Йорка. Однако, позже картина перешла в руки одного из основателей DreamWorks — голливудского продюсера Дэвида Геффена. Но в его коллекции «№ 5, 1948» на долго не задержалась и в 2006 году на аукционе Sotheby’s ушла с торгов за рекордные на то время 140 млн. долларов к мексиканскому коллекционеру Давиду Мартинезу, обогнав по стоимости проданный пятью месяцами ранее «Портрет Адели Блох-Бауэр I». К тому же, картина стала самой дорогой работой, написанной после Второй мировой войны.

— По информации New York Times Дэвид Геффен выставил на продажу «№ 5, 1948» вместе с картинами Джаспера Джонса и Виллема де Кунинга, чтобы купить на полученные деньги издание Los Angeles Times. По некоторым подсчётам, от продажи трёх полотен Геффен получил сумму в $ 283,5 млн. долларов. Но Los Angeles Times ему так и не удалось заполучить, хотя он и предлагал $ 2 млрд.

— Так как размер картины довольно велик, 243,8 × 121,9 см, журналисты издания The Guardian однажды подсчитали, что стоимость квадратного метра картины составляет более $ 47 млн.

— Для создания своей работы Поллок не мог использовать традиционные масляные или акварельные краски, а потому художник экспериментировал с разными видами синтетических красок, и даже с автомобильной.

— Художник очень редко давал своим картинам названия, а по большей части просто их нумеровал. Таким образом он как бы хотел дать зрителю свободу воображения. Отсюда и такое странное название полотна.

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии