Архитектор Елена Добровольская: «Дизайн – это абсолютно все, что нас окружает. Миры, которые мы строим, сотканы из дизайна, они формируются из предметов, из определенных настроений, легенд и человеческих мечтаний. Абсолютно все составляющие этого мира и есть дизайн, а не только то, что модно или дорого».

Елена Добровольская — архитектор, основатель и идейный вдохновитель киевской студии Dreamdesign. Обладатель многочисленных украинских и международных наград и премий в сфере дизайна и архитектуры. Среди проектов студии – жилые интерьеры, яхты, общественные пространства: рестораны, бутики и отели.

Один из самых резонансных проектов Елены и ее студии – инновационная Новопечерская школа, в которой методами дизайна удалось создать необычное для учебного заведения пространство, где дети не только учатся, но и по-настоящему познают мир.

Новопечерская школа, Киев, 2015/ Фото Андрей Авдеенко

В основе творческого метода Елены – искренность, умение уловить именно то, что в каждом конкретном случае важно и уместно, способность выявить интуитивные связи между объектами, образом жизни людей и окружающей средой, умение удовлетворить самые высокие запросы искушенных комфортом людей. Проекты Dreamdesign отличаются естественностью и тактом, повышенным вниманием к деталям и смысловыми подтекстами, чувственными фактурами и игрой с настроением.

SI: Какие особенности у постсоветских интерьеров? Почему их так легко отличить от мирового дизайна?

Елена: Да, реализованные проекты родом из постсоветских регионов совсем не сложно отличить от западноевропейских примеров. Даже лучшие проекты, как правило, перенасыщены дизайном, стремлением воплотить все идеи мира в одном пространстве. Зачастую такие интерьеры можно сравнить с красивой женщиной в вечернем наряде с избыточным макияжем в общественном транспорте. 

Этот своеобразный почерк можно легко объяснить тем, что в советском мире люди долгое время постоянно пребывали в состоянии дефицита абсолютно всего: предметов домашнего обихода, дизайна, искусства, одежды, продуктов питания, информации и т. д. А теперь, когда ситуация изменилась, остаётся лишь утолять этот голод излишествами и стремлением все приобрести и максимально украсить, забывая иной раз о естественности и уместности. 

Отечественная тяга к дизайн-изобилию непременно пройдет, когда люди удовлетворят свой визуальный и потребительский голод. Это естественный эволюционный процесс, на который мы можем влиять, лишь продолжая качественно делать свое дело.

Перемены уже происходят. Поначалу западный мир воспринимал наши интерьеры с иронией, а сейчас – с искренним  интересом. Ведь не зря украинские работы все чаще выигрывают в иностранных конкурсах и появляются на популярных дизайн-ресурсах.

FullSizeRender (19)

SI: Как дизайнеры и архитекторы могут влиять на эту ситуацию?

Елена: Не стремиться воплотить все свои гениальные идеи в одном проекте! Начиная работу над интерьером, необходимо провести диагностику, проанализировать контекст, изучить ситуацию, понять менталитет человека и места. На этом этапе важно мыслить критически, чтобы оценить ситуацию объективно. На основании этих исследований нужно создавать дизайн: этичный, уместный и адекватный месту, времени и людям.

Наши клиенты выросли и готовы прислушиваться к архитектору. Особенно, когда речь идет об общественных пространствах: кафе, ресторанах, отелях. В этом случае ответственность за результат лежит полностью на архитекторе. Напичкано ли пространство многочисленными дизайн-решениями или сохранен баланс и достигнуто стройное архитектурное звучание. Во всем нужна мера, и в наших силах убедить всех участников проекта не перегружать архитектуру и интерьеры. 

На сегодняшний день открывается огромное количество общественных мест с избытком дизайна и красоты. Архитекторы пытаются жадно и без стеснения реализовать все свои или зачастую позаимствованные в Pinterest идеи. Примечательно, что некоторые элементы дизайна в отдельности заслуживают уважения и внимания, но все вместе часто создают эффект какофонии и натянутости.  

SI: Вы работаете и с украинскими, и с зарубежными заказчиками. Чем отличаются их предпочтения и подход к созданию интерьера?

Елена: Западные заказчики, как правило, осознанно избегают излишеств. Это обусловлено генетически сложившимся хорошим вкусом, они обладают культурой быта и чувством меры, правильными привычками и приоритетами, соблюдают ритуалы, передающиеся из поколения в поколение, формируют адекватный ситуации бюджет и умеют довериться профессионалу.  

В Европе, к счастью, сохранился огромный пласт культурного и исторического наследия. Практически каждый европейский ребенок ходит в школу мимо многовековой архитектуры, его бабушка скорее всего живет в старинном доме с фресками, и никому в голову не приходит закрывать их гипсокартоном или менять деревянные окна и выбрасывать старинную мебель. С молоком матери дети впитывают ощущение естественной гармонии и ценность настоящих предметов с печатью времени. Поэтому европейцы, шагая в ногу с прогрессом и высокими технологиями, с готовностью вписывают в интерьер наряду с современным дизайном винтажные объекты, старое дерево, потертые стены, сводчатые потолки. Это сокровища, благодаря которым сразу проясняется контекст будущего пространства, помещение становится уникальным и неповторимым, обретает собственную легенду, душу и красивое тело. Такой интерьер будет естественно стареть и никогда не выйдет из моды.

Maison de charme, Киев, 2015/ Фото Игорь Карпенко

Как правило, европейцы понимают чего хотят, подходят к проекту практично и не мечутся между разными модными веяниями. Безусловно, они рассчитывают получить эстетичный интерьер, но при этом готовы вместе с архитектором изучать контекст, взвешивать все за и против, анализировать соответствие интерьера и экстерьера окружающей среде и бюджету.

В наших широтах чаще всего архитекторы и, как следствие, заказчики слепо следуют трендам, стремятся к визуальным спецэффектам, претендуют на раздутый бюджет и игнорируют адекватность ситуации.

Европейцы же точно не хотят перегружать свой дом дизайном. В формировании интерьеров они больше оценят уникальность атмосферы, паузу, тишину, игру света и тени, чем трендовость. Скорее предпочтут купить картину или скульптуру, чем замуровать те же деньги в стены и дорогую отделку. Но, вместе с тем, они готовы инвестировать в качественную мебель и светильники, которые будут долго служить. И что важно, не будет и речи о подделках или китайских репликах, которые так любят наши сограждане.

Но у нас всегда есть шанс убедить клиента не приобретать фейки, ведь можно объяснить разницу, аргументировать. Не приходит же уже в голову идея приобрести поддельные часы или обувь. Если есть необходимость уменьшить бюджет, то лучше создать свой дизайн, чем приобретать некачественную подделку. Это будет достойно и по-честному.

SI: Как у нас и в Европе относятся к винтажу, старине и признакам времени в интерьере?

Елена: В Европе любят и умеют миксовать стили. Комбинировать дизайнерские предметы с недорогими производителями, с винтажем или даже с предметами IKEA – это распространенный ход, который в результате выглядит красиво и непринужденно. Декоративную небрежность сдабривают искусством, дизайн-объектами, личными вещами с историей или предметами с блошиных рынков. Так в интерьерах звучит индивидуальность и они не выглядят безжизненно и натянуто. Все это красиво вписывается в современные дома и живет своей жизнью. Каждый привнесённый в последствии предмет выглядит натурально и не портит обстановку, как это часто бывает в излишне вылизанных интерьерах, где все нарочито подобрано одно к другому. 

У нас пока еще этот прием не освоили. А ведь он аналогичен распространённому в мире моды подходу mix and match. Благодаря фешн-изданиям наши девушки уже научились смешивать в одежде недорогие бренды с люксовыми, тут свободы побольше, а вот с предметами и пространством все еще экспериментировать не рискуют. Не допускают небрежности, стремятся, чтобы все было новым, слишком выверенным и обязательно престижным. Тем самым лишают интерьеры естественности и печати времени, делают их вылизанными и безжизненным. 

Я люблю стилистические эксперименты. Всегда испытываю творческий азарт, сочетая невозможное, комбинируя объекты известных фабрик с предметами, выполненными по нашим эскизам, или разыскивая где-то на блошиных рынках винтаж, вписывая в современный интерьер. Когда все элементы настоящие, получается правдивый результат. Все выглядит естественно и живет красивой жизнью. 

FullSizeRender (20)

SI: Как меняется и куда движется сфера интерьерного дизайна в Украине?

Елена: Мир стремительно меняется и экстрадорогих интерьеров становится все меньше. В прогрессивном мире одна из глобальных тенденций – это осмысленное потребление, адекватная экономика. Даже ранее расточительные украинцы, которые могут позволить себе многое, теперь осознанно относятся к формированию бюджетов и к тратам. Сегодня они готовы к тому, что еще два-три года назад было бы невозможно.

SI: Как привнести легкость и непринужденность в интерьер?

Елена: Первое правило – не стоит перегружать пространство и создавать интерьеры, напичканные идеями из Instagram и Pinterest. Естественность и адекватность – основные принципы. В пространстве должны выдерживаться паузы, а где-то присутствовать декоративное молчание, важно дать возможность прозвучать внутренней архитектуре.  

Второе – не используйте фейки. Подделка – это по определению ошибка, которая изначально не несет в себе ничего хорошего ни для имиджа проекта, ни для его автора, ни для владельцев. Всегда есть выбор – создать свой собственный, неповторимый объект.

И третье – не стоит тратить колоссальные деньги на стены, потолки и полы. Лучше инвестировать в предметы искусства и дизайна, в уникальные вещи с историей. Это вечные ценности, которые в будущем не утратят своей актуальности и смогут привнести дополнительные смыслы и легенды в интерьер.

SI: Какой интерьер идеален лично для вас?

Елена: Для меня это гармоничное пространство, которое адекватно человеку, окружающему контексту, зданию, в котором оно расположено, эпохе и всему происходящему здесь и сейчас. Кроме того, для меня важно, чтобы интерьеры проживали свою счастливую одухотворенную жизнь со своими владельцами, наполнялись их любимыми вещами и красиво старели. Как хорошее вино, со временем бы становились только ценнее и нуждались бы лишь в техническом тюнинге, но не в эстетическом.

Дома рождаются, растут, переживают детский и юношеский период, но в какой момент достигают зрелости. Важно, чтобы это происходило красиво.

Для каждого проекта мы создаём новый сценарий, историю, которой в процессе работы живет вся команда, подрядчики и клиенты. Она, как мечта, объединяет нас всех, увлекает и помогает двигаться к общей цели. Таким образом, все проекты получаются уникальными благодаря особому контексту и неповторимым элементам, созданным индивидуально.

В наших проектах можно увидеть и коллекции антиквариата, и собрания живописи, и скульптуру, и, например, созданных специально для конкретного пространства ироничных белок на потолке, и многое другое. В этом не только радость созидания и общения с клиентами и командой, но также и стремление приподнять планку, выйти на новый уровень.

Artistic residence in Kyiv, 2017/ Фото Андрей Авдеенко

SI: Чего на данном этапе не хватает украинскому дизайну?

Елена: Чтобы уверенно вписаться в современный мировой контекст, украинскому дизайну нужно пройти свой эволюционный путь – не простой и не быстрый. Нам нужно пережить потребительский голод и непреодолимую тягу к избыточной красоте, научиться профессиональной ответственности и умению изучить ситуацию, понимать менталитет человека и места. Важно мыслить критически, чтобы оценить объективную ситуацию, понять переживания, услышать голос места. А не стремиться лишь насыщать помещения и архитектуру избыточным дизайном, забывая о естественности. 

О дизайне нужно чаще говорить с широкой аудиторией, анализировать мировые примеры (не только яркие шедевры, но и простые бытовые решения), воспитывать в обществе понимание, что дизайн – это не украшательство, а решение конкретных задач, что красота не в избыточности и что дизайн – это абсолютно все, что нас окружает, а не только то, что модно или дорого.

добровлоьская5

Фотограф: Сергей Кустов

Комментарии