Мир вещей уже никогда не будет прежним.

Мои друзья, ожидающие первенца и легко покупающие квартиры, машины и путешествия, всерьез задумываются об аренде коляски. Uber’ы и bla-bla-car’ы заставили нас пересмотреть тезис о том, что автомобиль — это средство передвижения, заменив его мыслями вроде: «автомобиль — это проблемы с парковкой», «автомобиль — это ненужная трата денег» и, наконец, «автомобиль — это крайне неэкологично». OLX стал одним из первых по посещаемости сайтов — здесь и продай выгодно, и купи недорого. Сегмент second hand так вообще процветает в последние годы — то, что одним чистейший fun, для других — инструмент, помогающий выглядеть стильно. И вообще, less is more. Количество сервисов по аренде нарядов во всем мире растет, как на дрожжах. Наконец, я даже слышала, что в преддверии праздников инстаграмозависимые леди могут приобрести услугу «сфотографироваться с букетом из миллиона алых роз и пакетиками из магазинов разной степени валютности» — в случае, когда держать марку нужно, но все мимо. Ну, о сервисах вроде «муж на час» я вообще молчу.

очки

Все только и говорят, что о sharing economy. И все благодаря миллениалам, которых уже не очень волнуют дорогие шмотки, машины и обои Ralph Lauren. Нет, конечно, многих еще и как волнует — бренды ведь не стали массово закрываться, но общая тенденция однозначна: мир вещей, который гегемонил последние несколько веков, меняется миром ощущений, эмоций и воспоминаний, связанных не с вещами, а с событиями.

Хуже всего придется элитным производителям одежды — им нужно будет либо переходить на выпуск качественной «базы» для гардероба (это когда дорогой кашемировый свитер цвета camel покупается один раз в десять лет и радостно комбинируется с остальными вещами), либо ставить на fun, как всякие Moschino и Dolce&Gabbana (веселье же никто не отменял), либо я даже не знаю что. Кажется, что LVMH спасутся благодаря последним двум буквам в названии — можно спокойно одеваться в Zara, но заменить Dom Perignon «Французским бульваром» вряд ли получится, особенно в контексте приоритета эмоций и ощущений. Гулять так гулять, в смысле.

очки

Один из самых симпатичных модных стартапов про sharing economy последнего времени — Armarium. Это сервис аренды вечерних платьев премиум-класса, работающий с наиболее денежной целевой аудиторией. Смыслом проекта является не столько сэкономить (хотя, сэкономить тоже — выходы в свет предполагают, что «засвеченное» платье больше ни разу не наденется, по крайней мере, в условиях камер), но получить желаемую вещь с подиума здесь и сейчас в нужном размере (оказывается, в Америке с этим могут быть сложности — опаздывая на открытие выставки в Сан-Франциско, моя подруга Катя укорачивала платье Alexander McQueen ножницами прямо у себя на кухне, потому что модель нужного размера быстро найти не получилось). Стоимость услуг Armarium — порядка 15% от цены продажи (которая варьируется от $2000 до $15000). Кстати, у них даже есть Paskal.

вещи

С момента запуска проекта в прошлом году их приложение работало только по системе invitation-only, что позволяло трактовать его как некий закрытый клуб (к слову, насколько я помню, modnakasta тоже сначала работали по приглашениям). Сейчас они немного поменяли формат и открылись большему количеству пользователей.

вещи

Еще одна фишка Armarium — армия топовых стилистов (вроде Натали Джус), с которыми они сотрудничают. 25 специалистов А-класса называются Style Brigade и работают только с VIP-клиентами. Компания предлагает «забить» встречу с ними в нью-йоркском шоуруме Armarium и полностью (вплоть до сумок и украшений) подобрать образ для особого выхода. В отличии от Rent the Runway (самого известного сервиса по аренде вещей в Америке, которых The New York Times назвали «Netflix в мире haute couture»), Armarium не берет денег за «подписку» (в Rent the Runway наиболее полный спектр услуг предоставляется за $139 в месяц — и это, заметьте, не цена аренды, а право пользоваться сервисом).

вещи

Еще один вариант собирать лайки в инстаграм и выглядеть девушкой, которая знает толк в моде — аренда сумок. Проект Bag Borrow or Steal сдает в аренду (ровно как и продает, но это уже не так весело) оригинальные Chanel, Hermes, Celine, Prada и иже с ними помесячно по вполне демократичному ценнику. Например, Chanel 2.55 обойдется в $275 в месяц или за $3375, но навсегда. И это в США с их зарплатами. Мир люкса еще не был так близок.

очки

Ладно одежда. Новая тема — очки по подписке. В той же Америке (они в этом плане пионеры) появился сервис Eye Desired, который позволяет менять очки (как солнечные, так и нет) за $45 или $75 (в зависимости от выбранного плана) в месяц. Здесь нет никаких историй а-ля бьютибоксы, когда за фиксированную сумму раз в месяц тебе приходит посылка с пробниками (нужными и не очень) от партнеров, и приходится радоваться, когда получишь действительно что-то стоящее. В Eye Desired собрано больше трех тысяч моделей очков, в т.ч. топовых брендов вроде Celine, Tom Ford, Fendi, Valentino, Balmain и др. Клиенту предлагается выбрать понравившиеся очки, заказать их, получить в кратчайшие сроки по почте (все товары страхуются), носить их сколько хочется (но не дольше, чем оплачена подписка), а затем либо обменять на другую пару, либо же выкупить по цене 80% от заявленной.

экономия

Не знаю, как у кого, но у меня не раз бывало, что отлично сидящие в магазине очки хочется снять уже через двадцать минут носки — они так давят в виски/переносицу, что невольно чувствуешь себя детской резиновой антистресс-игрушкой, у которой при надавливании вылазят глаза. Eye Desired страхует от таких ситуаций, а также позволяет надевать очки стоимостью $500-600-700, заплатив в десять раз меньше.

вещи

К гадалке не ходи: в ближайшие пару-тройку лет подобные co-sharing проекты будут расти, как на дрожжах. Безусловно, это повлияет на структуру рынка и потребительский спрос: если некогда к дорогим дизайнерским вещам было даже страшно притронуться (это же Hermes!), то сейчас они постепенно превращаются в предметы ежедневного использования — по сути, так и должно быть, но ведь мода изначально построена на неком ореоле люксовости и недосягаемости для 99% потребителей, в этом весь брендинг и вся добавочная стоимость продукта. Не зря вышеупомянутые Hermes долго не хотели расширять производство — им выгодны очереди на сумки при сохранении их текущей цены. Когда чего-то много, происходит девальвация, на fashion-рынке же она губительна.

вещи

Слоганом сервиса Rent the Runway является прекрасная фраза: access is the new ownership, что буквально можно перевести, как: «доступность — новая форма собственности». И кто потом скажет, что uberBLACK и Tesla Model S в службе такси — это плохая идея? А вообще, самое главное — не обмениваться людьми, а остальное пусть будет, лишь бы нравилось.

вещи

Комментарии