Сначала появляется свобода, потом – они. Речь о творческих людях. Самое завораживающее здесь – невозможность повторить то, что они делают.
Впрочем, один ход все же есть: посмотреть, как они думают.
На примере нескольких работ художников по костюмам в кино покажу, что было отправной точкой в визуальном решении задачи.

19 мая 1962, Madison Square Garden, NY. Представление, приуроченное к 45-летию президента Кеннеди. 15 тыс гостей, билеты стоимостью от $100 до $1000. Монро опоздала на церемонию и практически выбежала на сцену. Она исполнила традиционное «Happy Birthday!», с придыханием в микрофон.
Дизайнер Жан-Луи Берзаулт, приступая к работе над платьем, пересмотрел все фильмы с участием Монро, представил себя зрителем и понял, что мечта всех зрителей-мужчин — раздеть эту прекрасную женщину.
Основа платья — «невесомая» ткань телесного цвета, созданная на маленькой фабрике во Франции. Выкройку делали прямо на теле Монро, затем были нашиты — вручную — 2500 стразов. В 1999-м году было продано на аукционе в Нью-Йорке за $1,26 млн.

2003-й год, фильм «HER» Спайка Джонза. Я до сих пор в это не верю, но по словам режиссера, он дал Кейси Сторму — своему приятелю и художнику по костюмам – около $1000. Как думал Кейси? Во-первых, отказался от джинсов и ремней, никаких жестких фактур в легком и экологичном будущем. Во-вторых, яркие цвета: грустные люди часто их носят. В-третьих, брюки с завышенной талией. Они напоминают 70-е, но идея была другой. Героя зовут Теодор, как Теодора Рузвельта. И такой крой брюк – отсылка к верховой езде и моде начала XX-го века.

2000-й год, «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая. Этот фильм, по меткому комментарию Сергея Кудрявцева, мог бы называться «Задержанная эякуляция». Я бы сказала, что это история, в которой происходит все и ничего одновременно. И вот это «ничего» разворачивается почти незаметно, один день сменяет другой, все так же идет дождь. То, что время проходит, мы видим только по меняющимся нарядам главной героини. Платья скроены по одним лекалам (традиционное китайское платье), отличаются только цветом и принтом. Хитрый ход придуман арт-директором фильма Уильямом Чаном.
А что делать со «странными» людьми? Самый распространенный прием здесь — одежда не по размеру, сочетание «в лоб» несочетаемых принтов и цветов. Все вместе это создает ощущение детскости, нелепости, неуместности.

«Человек дождя» (1988), «Форрест Гамп» (1994), «Элементарно» (2012)
А что делать с педантом? В телесериале «Эркюль Пуаро» (1989-2013) любимый всеми Дэвид Суше ходит в мужских костюмах-тройке. Значение имеют детали. На фото Вы видите усы-бельгийский модерн и усы-ар-деко.
Чаще всего в фильмах с придуманным пространством и временем для женского костюма выбирают стиль 40-х: он элегантный, женственный и тревожный — будоражит ум и воображение.
«Темный рыцарь», Кристофер Нолан, художник по костюмам – Линди Хэмминг (2008), «Небесный капитан и мир будущего», Кэрри Конран, художник – Керстен Конран (2004)
В продолжение темы «придуманных и сказочных миров» — женские образы почти всегда решаются в стилистике модерна.




Работа началась за 3 года с обсуждения вместе с Джорджем Лукасом и Иэном МакКейгом. Эскизы, наброски, правки, поиск тканей по всему миру. Все было натуральным. За 9 месяцев до съемок — создание мастерской на студии Leavesden, 100 человек. Отшив, примерка, съемка, тестирование.

Европейский напудренный парик, национальная прическа Японии и уши летучей мыши.
Это – работа выдающегося художника по костюмам, Eiko Ishioka для фильма Фрэнсиса Форда Копполы «Дракула». Когда Коппола увидел эскизы ее декораций, он принял беспрецедентное решение: арт-концепцию и большую часть бюджета отдать гениальной японке. Давайте посмотрим, как создавались образы главных героев фильма.

Источник вдохновения — анатомический атлас и доспехи самурая.




И, наконец, в 2002-м году художник по костюмам Карен Питч получила награду Costume Designers Guild за работу, где герои весь фильм ходят практически в одной и той же одежде.
«Семейка Тененбаум» (2001), режиссер — Уэс Андерсон