смысл


Глория Свенсон, Эдвард Стейхен, 1924.

Эта фотография будет цитироваться на протяжении всего 20-го века и в наши дни – тоже. Меня заинтересовало, откуда у разных людей возникало и возникает навязчивое желание накинуть что-то прозрачное на лицо или разместить полупрозрачное нечто между объективом камеры и моделью в кадре.

Создан в 1924-м году великим фотографом Эдвардом Стейхеном. Актрису мы помним по пронзительному фильму Билли Уайлдера «Бульвар Сансет» (1950), в котором впервые обыгран вечный сюжет – «стареющие звезды никому не нужны».

Стейхен долгое время был главным фотографом издательства Conde Nast (Vogue, Vanity Fair) и очень серьезно повлиял на стиль глянцевых журналов.

Он был одним из первых коммерческих фотографов, за что и получил свою дозу презрения от коллег по Американскому клубу фотографов-пикториалистов.

Мир немого черно-белого кино требовал выразительного и даже драматического грима: густо подведенные глаза, выбеленное лицо. Кружево этот эффект усиливает: цветочный рисунок – как татуировка на застывшем лице сфинкса – фокусирует все внимание на глазах.

Почему Стейхену пришла в голову эта идея, я могу предположить: фотографы-пикториалисты использовали мягко рисующие объективы и фильтры, и мысль «кружево-фильтр», наверное, была логичной. «Эхо 19-го века» — так называли пикториальную фотографию. И несмотря на то, что в небе летали самолеты, а по улицам ездили автомобили, дамы продолжали носить вуали, а прерафаэлиты вдохновлялись образом прекрасной Офелии.

смысл


Veiled, 1910, «Мечта», фото – Imogen Cuningham, 1910.

Рене Магритт в 1928-м году пишет картину «Влюбленные». Есть много версий, почему их лица закрыты: «любовь слепа», «потерять голову от любви». Еще одна из них – детские впечатления художника: его мать закончила жизнь в водах реки Самбра. Когда мальчик ее увидел, лицо женщины было покрыто тканью ночной сорочки.

скрытые смыслы


Рене Магритт, «Влюбленные», (1928). Ehren Dorsey and Bryant McCuddin by Patrick Demarchelier for Interview, October 2011.

Сам мотив «лицо, покрытое прозрачной тканью» связан с двумя прямо противоположными по эмоциям смыслами: свадебный обряд и похоронный. И здесь, конечно, нужно вспомнить древнегреческие одежды.

На вазе слева мы видим иллюстрацию свадебной церемонии. Накидка у невесты чаще всего была непрозрачной и больше походила на покрывало, скрывая фигуру невесты от дурного глаза.

В центре – танагрская статуэтка из Met-Museum. Большая часть таких статуэток была обнаружена на раскопках в Танагре, в 1874-м году. Они были небольшой высоты, 10-12 см, сделаны из терракоты и разукрашены после обжига краской.

Я попросила прокомментировать этот вопрос искусствоведа Диану Клочко, которая рассказала, что их делали для образовательного момента: как носить хитон, как правильно его драпировать, чтобы складки были выразительными. То есть эта миниатюрная терракотовая статуэтка носила светский характер и была, по сути, куклой.

скрытые смыслы


Терракотовая ваза, 3-2 век до н.э., Сицилия, MetMuseum.
Lady with blue and gilt garment, fan and sun hat, from Tanagra 325-300 BC.
Marble Head of Veiled Woman (4th c. BC, Greek, PC, NY Met)

Вуали как таковой у греков не было, часть хитона накидывали на голову. У римлян наброшенную на голову белую тунику носили весталки – жрицы богини Весты, а девушки-невесты накидывали полотно, окрашенное моллюском иглянка. Такая ткань ценилась на вес золота.

скрытые смыслы


Brittany Hollis by Jeff Tse, моллюск «иглянка», Marion Cotillard for W December 2012 by Tim Walker.

Мраморная вуаль – такой термин придуман для очень особенных скульптур. Они появились в 18-м веке – на религиозную тему: Дева Мария, Иисус. Позже, уже в 19-м веке, такую технику используют для сюжетов с римскими весталками. Весь секрет здесь в разной плотности или «прозрачности» мрамора.

Уже в наши дни «скульптурность» в фотографии достигалась ракурсом съемки, светом и закрытыми глазами модели.

скрытые смыслы


Statue of the Blessed Virgin Mary in marble, by Strazza. Lily Donaldson photographed by Sølve Sundsbø and styled by George Cortina Images originally published in Vogue Nippon (November 2008). «Мокрый шелк», Эрвин Блюменфельд, 1937

Итальянцы, «ревнивые католики», не побоялись в 21-м веке фактически впрямую процитировать сюжет скульптуры «Христос под плащаницей» (1753). Речь идет о журнале Visionaire с приглашенным редактором – дизайнером Рикардо Тиши.

скрытые смыслы


«Христос под плащаницей», Антонио Коррадини (1668-1752) и Джузеппе Санмартино (1720-1793), капелла Сан-Северо, Неаполь.
Lea T by Giovanna Battaglia and Pierpaolo Ferrari, for Visionaire #60: Religion by Riccardo Tisci.

Как покрывало стало вуалью?

В привычном для нас виде она появилась в Средневековье.

Вуаль (с французского «voile» завеса) – головной убор, закрывающий лицо, частично или полностью. Её носили все – и мужчины, и женщины. Женщины прикрепляли легкую ткань на конусообразный головной убор «геннин», а мужчины – к шляпе.

Как это ни странно прозвучит, но траурный этикет сделал вуаль модной (в 1765 году в Париже вышла книга «Правила придворного траура в хронологическом порядке»).

скрытый смысл


Ганс Мемлинг (1430-1494). Портрет Барбары Мореель. Королевский музей изящных искусств, Брюссель. Кристина Ричи, фото — Daniele Duella and Iango Henzi. Мария Тереза, картина Франсуа-Жозе Дюкре (1735-1802).

На стыке 19-го и 20-го веков вуаль становится символом таинственности и загадочности, появляется вуаль из сетки.

Эти три снимка интересны тем, что крайняя справа – исследования фотографа Ман Рэя при печати фотографии. В центре – панк-певица Сьюзи Сью. Но настоящим панком выглядит Кейт Мосс, хотя на ее лице – рыболовная сетка, а вовсе не «разодранные» колготки в сетку.

скрытый смысл


Кейт Мосс, Альберт Уотсон, 1993
Сьюзи Сью, Джей Блэйксберг, 80-е.
«Вуаль», Ман Рей, 1930

Сетчатая кружевная вуаль, пожалуй, самый быстрый способ трансформации лица: сдвинутая на пару сантиметров влево-вправо – она дает другой эффект. Скажем, у Энн Хэтэуэй — буквально шрамирует лицо, а Майкла Джексона превращает в Бьянку Джаггер. Кстати, именно эту фотографию Майкл собирался сделать обложкой альбома «BAD», но руководство Epic  Records не оценило эстетику снимка. Буквально диалог между ними звучал так: «They said it was «too weird». I say they had «no vision».

скрытый смысл


Энн Хэтэуэй, Mert&Marcus, 2011.
Майкл Джексон, Грег Норман, 1987.

Итак, что же нового привнес 21-й век в интерпретацию «вуали» как завесы? Во-первых, вуаль нашего времени – не скрывает, а обнажает (вспомним траурную вуаль на обнаженной Кристине Риччи). Вуаль двигается по лицу, превращая его в готическую маску смерти.

скрытый смысл


“Призрачная девушка”, Kevin Francis Gray. Carine Roitfeld by Karl Lagerfeld

Или возвращает нас в Средневековье, апеллируя монашеской темой.

скрытый смысл


Женские фигуры из Библии Велислава, около 1340 г. Государственная библиотека, Прага. The ‘Untold’ Editorial // black mesh // Photographer Balint Barna.
Костюмы Орри-Келли к фильму “Мужчина, который пришел пообедать” (1942).

Или фактически «репродуцирует» лицо, в котором сразу много сюжетов: клонирование, испытание Славой, власть Медиа.

скрытый


Mick Jagger for the ‘Goats Head Soup’ album cover, 1973 by David Bailey. The ‘Untold’ Editorial // black mesh // Photographer Balint Barna. George Clooney with Mask; Brooklyn, NY, 2008: Martin Schoeller’s Portraits.

Здесь маска Сальвадора Дали – грубое, для «тех, кто не понял»– указание на сюрреалистическую тему. А «красные руки» – наоборот, для знатоков этого стиля: Дали в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим» упоминает о «бестиарийной женщине с красными руками».

скрытый


Mikael Jansson, style – Giovanna Battaglia, Vogue Paris 2011. Tilda Swinton
, by Norma Jean Roy.

В 21-м веке вуаль – не завеса, не тайна, а новый смысл: искаженный, сюрреалистический и циничный.

скрытый


Inez Van Lamsweerde and Vinoodh Matadin, Styled by Melanie Ward, Vogue Paris, 2011.

Комментарии