На днях любимый всеми бренд Diesel показал миру видео «Make Love Not Walls».  Перед этим Nike выпустил ролик «Equality».

На первый взгляд – это прямой ответ на заявления президента Трампа.

Но похоже, наступило время, когда любая компания не сможет остаться в стороне от изменений в мире. И если раньше демонстрация взглядов в отношении войн, социальных неравенств и экологии – воспринималась как личное чудачество – сейчас –  это та самая социальная миссия компании, которая всегда прописывалась в корпоративном кодексе, но оставалась просто формальностью.

Кто же были эти первые чудаки, решившие разместить свои идеи прямо на одежде?

Уоррен Дейтон в 1967-м году создает постер Quack и печатает его на футболке. Прямая сатира на официальный «вербовочный» плакат Министерства обороны США.

протест

В это время лозунги и идеи находились в головах и руках людей, но не имели отношения к одежде, в буквальном смысле слова.

Далее происходят два события, повлиявшие на историю принтов и футболок.

21-е октября, 1967-й год. Акция протеста «Поход на Пентагон». Мирную акцию организовал Национальный комитет за прекращение военных действий во Вьетнаме.Около 100 тыс участников, часть из которых (около 50-ти тысяч) намеревались «изгнать дух ненависти» из здания Пентагона.

протест

Символика вполне мирного движения хиппи – цветы и знак «Peace» — противостоят оружию полицейских.

В 1969-м году проходит трехдневный музыкальный фестиваль и ярмарка, которые навсегда войдут в историю: Woodstock и его полмиллиона слушателей.

Наркотики, купание нагишом в пруду, роспись по телу, индийский гуру Свами Сатчидананда, введение чрезвычайного положения в округе Салливан, перекрытая Нью-Йоркская автострада – организаторы Вудстока не планировали такой масштаб, но все это случилось.

протест

В этот момент происходит незаметное событие, повлиявшее на визуальную культуру всего мира. Не известный никому Дон Прайс, специалист по маркетингу, пытается спасти умирающую компанию  Rit. Изготовитель красок для тканей терял своих покупателей: активных домохозяек и идеальных жен эпохи baby-boom 50-х. Дон Прайс отправился в богемный район Гринвич Вилидж и убедил нескольких музыкантов – Дженис Джоплин, например, попробовать покрасить одежду с помощью красок  RIt.  «Узелковое крашение», давно известное в Африке,  Японии и Южной Америке, мгновенно стало популярным в среде людей, расширяющих свое сознание.

протест

Платье Мэри Катранзу (переосмысление психоделической эстетики, наши дни), The Who, Джо Кокер, хиппи-стайл.

После того, как солист The Who, Джо Кокер и Дженис Джоплин появляются на сцене в окрашенной одежде, психоделический принт становится остро-модным и остается таковым до сих пор.

Его используют с текстом, фотографиями музыкантов – или в «чистом виде», он остается маркером богемы.

протест одежда

В 1977-м году возникает один из самых тиражируемых принтов: значок «сердце» как синоним «Я Люблю». Создан дизайнером Milton Glaser как часть промо-кампании штата Нью-Йорк. Не мгновенно, но все же распространяется по всему миру.

протест одежда

1992-й год, район Ист-Энд, Лондон. Трейси Эмин и Сара Лукаc открывают магазин в квартале иммигрантов из Бангладеш. Художницы выпускают футболки с текстом «She’s Kebab», «I’m so fucky», «Have you wanked over me yet?».

протест одежда

«Дешевизна заброшенных постиндустриальных площадок предопределила их переработку в студии, выставочные пространства и мастерские. Группа Young British Artists начала 90-х (среди них мелькали товарищи Хёрст, Гари Хьюм, Сэм Тейлор-Вуд, Трейси Эмин, Сара Лукас) сделала местность частью своей идентичности. Само пространство диктовало конструирование «альтернативной» саморепрезентации, которая прочитывалась, как вызов консервативности Вест-Энда. Художники 90-х апеллировали к уличным вечеринкам викторианской бедноты и мифологизировали условия жизни рабочего класса».

Как пишет Александра Довжик в статье «Ист-Энд: Искусство маргинальности»: «В этом районе проходили уличные хэппенинги, на которых можно было угоститься мороженым, залитым в презервативы, послушать матерные выкрики из громкоговорителей, угнездившихся в кронах деревьев, или осмотреть гениталии Дэмиена Хёрста, заплатив за зрелище 50 денежных единиц».

В конечном счете и футболки, и уличные арт-фестивали повлияли в большей степени на развитие арт-рынка, чем на умы людей.

Надписи на футболках – как знамена для войск: принадлежность к группе или идее.

2014-й год. В Нью-Йорке проходят акции протеста против действий полиции при задержании. Перекрыт Бруклинский мост, люди укрыли своими телами пол на Центральном вокзале.

Игроки баскетбольного клуба «Лос-Анджелес Лейкерс» вышли на разминку в футболках с надписью «I can’t breathe».

Слова «Я не могу дышать» стали последними в жизни Эрика Гарнера — 43-летнего отца шестерых детей, погибшего от удушья при задержании полицейским Дэниелом Панталео.

протест одежда

В наши дни футболка – твоя личная трибуна и всегда включенный микрофон. Только ты сам решаешь, какой текст на ней напечатать.

протест одежда

Джаред Лето, Мадонна, Майкл Стайп (R.E.M.), Пи  Джей Харви

В то же время именно тираж фэшн-индустрии и харизма самого дизайнера определяют степень влияния Идеи на многих людей. И здесь стоит упомянуть о Кэтрин Хэмнетт. Британский дизайнер создает собственный бренд в 1979-м году. Слоганы на футболках: «Спасем тропические леса», «Нет ядерному оружию», «Нет войне», из последнего: «Спасем китов» и «Спасем пчел».

Кэтрин Хэмнетт становится знаменитой после появления на встрече с Маргарет Тетчер в футболке-протесте против ракет Першинг.

говорящая одежда

Ее футболки начинают носить Мадонна, Майкл Джексон, Джордж Майкл. Она же становится первой, кого заинтересовали вопросы экологии: уже в 1989-м году, лично проконтролировав этапы изготовления одежды, она делает весь цикл безопасным для окружающей среды.

И в завершение – о человеке, чье влияние в сфере идей поистине глобально: Вивьен Вествуд. Упомяну о самых известных ее акциях и программах.

Начала в 70-х с магазина «Let It Rock» (1971—1973), который позднее был переименован в «Too Fast To Live Too Young To Die» (1973—1974), а затем в «Sex» (1974—1976). Знакомство с Малькольмом Маклареном опеределило направление ее мысли: панк и протест против монархии.

говорящая одежда

Надо отдать должное самоиронии британской монархии: никакая проколотая губа Елизаветы (на футболке, разумеется), не помешала ей наградить Вествуд Орденом Британской Империи в 90-х, а уже в 2006-м  — объявить о новом, рыцарском звании – титул «Дама».

говорящая одежда

Что беспокоит гениальную и титулованную Вивьен Вествуд?

Например то, что благотворительные акции в Африке (равно как и вдругих точках мира) не помогают: люди остаются в ситуации зависимости. Поэтому c 2011-го года она поддерживает программу Ethical Fashion. Как? Запустив линию сумок и дав женщинам в Кении работу.

говорящая одежда

В 2005-м, как реакция на антитеррористические акции во всем мире и связанные с этим «перекосы» – запускает линию футболок «Я – не террорист».

говорящая одежда

Затем – спасает пчел, участвуя в уличных протестах вместе с Кэтрин Хэмнетт. И, в 2015-м году присоединяется к акции Greenpeace Save The Arctic. Дизайнер и ее друзья ратуют за запрет промышленной разработки Арктического шельфа и промышленного рыболовства в регионе. Героями проекта стали, в частности, Джордж Клуни, Кэрри Грант, модели Джерри Холл, Джорджия Мэй Джаггер, режиссер Терри Гиллиам, солист группы Coldplay Крис Мартин, певица Палома Фейт и многие другие селебрити. Фотографировал дружную компанию Энди Готтс (Andy Gotts).

Что происходит сегодня с текстами на одежде?

На Нью-Йоркской неделе моды появился вот такой вариант:

говорящая одежда

Дизайнер Kerby Jean-Raymond, бренд Pyer Moss, открыл свой показ этим сообщением. Здесь много смыслов: сама конструкция «Текст-Идея» доведена до Абсурда. И в это же время – понимание того, что высказанная Идея – не Абсолют, а скорее, отправная точка, И только если за ней следует обсуждение и участие многих – возникает решение вопроса.

Комментарии