В 19-м веке индустриальная революция полностью изменила ход промышленной истории, затронув и текстильную индустрию в том числе. Подчинение силы преобразования энергий и использование новых мощностей механизировали производство одежды, ускорив выпуск и увеличив объемы. Во второй половине 20-го века знакомство с анализом данных и информационным электронным пространством дало толчок к развитию «fast-fashion» корпораций таких, как H&M и Inditex Group. 21-й век принес волну новой технологической революции. Презентация 3D-принтинга, работа с био- и наноматериалами, внедрение систем ре- и апсайклинга, месенджинговая система коммуникаций, визуальные медиа и «digital-supporting» электроника, на примере Apple Watch, — инновации, вышедшие за пределы лабораторий, нашли своего потребителя и одновременно бросили челендж производителю. Какой курс выбирают бренды, и какие первые успехи были сделаны на пути объединения технологий и дизайна в техно-дайджесте от Styleinsider.

Ткани поколения «smart»

Главная идея подобной концепции заключается в объединении волокна и систем электронной информации. Микродатчики и системы анализа в составе ткани, которые порой даже не нуждаются в интерфейсах, способны анализировать информацию о местоположении, температуре тела и его мобильности. Но при этом их присутствие не превращает вещь в визуальную лабораторию. Внешне подобная одежда ничем не отличается от чисто текстильных аналогов. В качестве идеального примера можно рассмотреть совместный проект джинсовой куртки от Levi’s Commuter x Jacquard при поддержке Google. Дизайн был разработан специально для людей, передвигающихся по городу с помощью велосипеда. Проводные нити и маленький инфоцентр в виде обычной заклёпки на манжете были встроены в волокна куртки. Через функции синхронизации с телефоном, велосипедист получает, возможность отвечать на звонки, получать инструкции по навигации, переключать треки или же прослушивать скачанные подкасты. У системы два вида контроля: первый с помощью простых механических движений в виде прикосновений в разном направлении, второй — синхронизация через блютуз с последующим голосовым управлением. Кроме мультифункциональности, не менее важным является вопрос практичности данного изделия. Hi-tech куртка не нуждается в особом уходе, привести ее в порядок можно легко в условиях домашней автомат-стирки. Вся информация, спрятанная в заклёпке, которая снимается, а встроенные информационные микроволна готовы ко встрече с водной средой без последующих повреждений. Кроме технических характеристик, данный проект не требует дополнительных производительных мощностей. Дизайн и создание куртки было полностью осуществлено на базе существующих фабрик компании Levi’s. Релиз продукта (мужская и женская версии) на американском рынке намечен на весну 2017 года, с дальнейшей презентацией для Европы и Азии.

технологии ресайклинг

Полимерное будущее

Применение биоинженерии в работе над созданием прочных и активных волокон и материалов для создания одежды в принципе не так ново. Но в 2015 компании «Belt Threads» удалось совершить весомое открытие. В процессе лабораторного эксперимента были получены волокна из чистого паучьего шелка. Новый материал прочнее, чем кевлар, выносливее, и не уступающий одновременно по прочности эластану. В 2018 на рынок выйдет коллаборация «Belt Threads» и бренда «Patagonia».

технологии ресайклинг

В то время как японская компания Spiber выявила аналогичное волокно, но при помощи другого типа ферментации и уже вывела на рынок совместный продукт с брендом The North Face — «The Moon Parka». Волокна, состоящее на 90% из чистого протеина, держат тепло и создают оптимальную температурную среду. Продукт поступил в магазины бренда в Азии в конце прошлого года. Цена вопроса — 1000$. В планах партнеров — презентация в Европе и Азии.

технологии ресайклинг

Ре- и апсайклинг

Во время преобладания культуры одноразового потребления, быстро меняющихся трендов и дешевого массового производства покупатель легко приобретает желаемый объект и так же легко с ним расстается. Складывается ощущения, что нынешний консьюмеризм полностью повторяет модель «speed dating». Время носибельности продукта истекает очень быстро, и на его замену приходит аналог. Такой стиль поведения подвел современную экономику к новому кризису — кризису отходов. 40% мировых отходов заканчивают свой жизненный цикл на соответствующих полигонах, представляющих серьезную угрозу для здоровья человека. Такие неутешительные реалии заставили представителей индустрии задуматься над стратегией развития и внедрили в производственный цикл технологии ре- и апсайклинга. В первую очередь, программы переработки включили в свои линии бренды масс-маркета. H&M занимается переработкой полиэстера, постоянно стараясь усовершенствовать существующую технику выведения микрофибровых волокон. Вещи, созданные из переработанного синтетического материала, формируют линейку Conscious, и обозначены специальным зеленым бейджем. При существенном плюсе проекта, вещи созданные из переработанного полиэстера менее выносливы, а значит быстрее изнашиваются и попадают на следующую переработку, увеличивая тем самым количество производимой одежды. Поэтому вопрос выносливости и фиброблендинга в данный момент стоит на повестке дня у научного департамента H&M Group.

технологии апсайклинг

Успешным в ресайклинг-сфере можно отметить также проект Nike. С 2010 года компания переработала более двух миллионов пластиковых бутылок для создания разного рода продуктов. А в 2015 ей удалось объединить усилия с государственной спортивной ассоциацией и получить право на разработку формы для американского Women’s World Cup. Джерси, шорты и гетры были полностью сделаны из переработанного пластика.

технологии апсайклинг

Кроме масс-маркета вопросы ресайклинга близки как локальным компаниям, так и high fashion брендам. Венгерский бренд SegraSegra перерабатывает велосипедные опоры для создания курток из мягкой эко-кожи и футболок. А на красной дорожке прошлогоднего Met Gala появилась Эмма Уотсон в платье от Calvin Klein, созданном из переработанного пластика.

технологии

Не менее интересна концепция апсайклинга. Отчасти комиссионные и винтажные магазины являются частью цепочки, главная идея которой заключаться в том, чтобы давать вторую жизнь существующим вещам без их химического преобразования. На простом примере это выглядит следующим образом: распустить старый свистер и из его пряжи сделать новый. Среди апсайкл-брендов широкой востребованностью среди покупателей пользуется калифорнийский бренд Reformation, производящий платья. Ценовой сегмент от 60 до 500$. В пакет услуг включено также производство «custom dress». У Reformation можно даже заказать уникальное свадебное платье, сшитое на основе винтажных экземпляров прошлого века.

технологии

Апсайклинг одно из направлений, которое также развивает онлайн-ритейлер Asos. Под названием «Asos Reclaimed Vintage» компания производит деним, кожаные изделия, тренчи, куртки-карго и легкие платья.

технологии

Тему важности апсайклинга поднимают в своей работе над коллекциями и украинские дизайнеры — Яся Хоменко и ее «церковь апсайклинга», а также Ксения Шнайдер со знаковыми demi-denims и новой коллекцией FW 17-18, где для производства свитеров, были использованы семплы винтажной немецкой спорт-одежды.

технологии ресайклинг

технологии

Digital advisor

Возврат вещей — одна из основных проблем, существующих в сфере ритейла. Так, в Соединенном королевстве, например, сумма возврата в 2015 году составила £90.76 миллионов. Мобильные приложения, способствующие подборки правильного размера стали буквально «хей дэем» во время быстро развивающейся системы электронной коммерции. 3D сканеры, виртуальные примерочные, программное обеспечение, создающее аватара, на которого можно примерять желаемые вещи, попробовать разные палитры, послушать консультацию стилиста, — это только маленький список того, над чем сейчас работают бренды. На сегодняшний день в этой области уже существуют три существенных лидера. Мобильное приложение Fitiquette, создающее визуального манекена с возможностью 360-панорамы и просмотром, как ведет себя вещь в процессе реального движения. По отчету создателей возврат покупок с помощью Fitiquette составил всего 1,8%. Аналог Fits.me, построенный на выборе широких размерных параметров. В данный момент мобильное приложение используется такими брендами, как Hugo Boss, Gant, Frank & Oat. Но самая интересная концепция, пожалуй, у бренда Zugara, который создает не только онлайн-приложения, но и 3D зеркала, демонстрирующие покупателя в процессе обращения с продуктом. В списке клиентов компании имена таких брендо,в как Ted Backer, Barbie, Samsung, Major Baseball League, Philles, Paypal.

Автор статьи: Лидия Ветчинова

Комментарии