У легкомысленного и милого рисунка «горошек» — бронебойная детективная история. Он появился в середине 18-го века в Швейцарии. Ткачи научились делать набивной рисунок на тончайшем батисте. Сначала «швейцарский горошек» был доступен только богатым модницам. Но уже в 19-м веке появился ситец и «горошек» надели все.

Еще один сюжет возник из-за волны польских эмигрантов в Америку в 19-м веке. «Polka dot» – именно так звучит «горошек» на английском

Покинув родину и стремясь сохранить культуру, поляки создавали клубы танцев и девушки приходили танцевать в блузах в горошек.

Но самая романтичная история связана с вечными кочевниками — цыганами. Женщины нашивали на свои платья маленькие круглые зеркала, от сглаза. «Маленькие луны» — так звучит «горох» на испанском. Такие платья, но уже не с зеркалами, а с игривым рисунком стали частью культуры фламенко.

В 1928-м году в горошек одели подружку Микки Мауса – Минни. Через 6 лет в таком платье ходила «живая девочка», а не мышонок. Маленькая Ширли Темпл в мюзикле «Вставай и пой!».

Горошек любили, любят и продолжают любить. На мужчин этот рисунок, особенно в сочетании с розовым, — производит гипнотический эффект: они начинают открывать двери, подавать руку – говоря коротко, становятся джентльменами.

В 60-х годах прошлого века киевлянин Вовченко получил золотую медаль за разработку вот этого рисунка:

2

В наши дни «горошек» носят и мужчины, и женщины.

Но есть один человек, для которого он стал фактически brand identity: японская художница Яёи Кусама. «Горошек имеет форму Солнца, которое дает энергию всему живому на Земле, но это также и форма Луны, спокойной. Горошек стал движением до бесконечности» — так звучит Манифест художницы. Кусама – прекрасный пример самурайской стойкости Духа: человек, которому поставили диагноз «психическое расстройство личности», трижды представлял Японию на Венецианской биеннале. В 2014-м году ее работа с маленькими точками-горошинками была продана на аукционе Сhristie’s за 7 млн $.

принты

Минни Маус, Тильда Суинтон в брюках Hider Ackermann, винтажный блейзер Moschino, Хелена Бонэм Картер в фотосессии Mert Alas&Marcus Piggott, Ник Вустер, Инсталляция «Yayoi Kusama Eternity of Eternal Eternity» /Мatsumoto City Museum of Art, 2012/, королева Елизавета II, Ширли Темпл в фильме «Вставай и пой!», Пэгги Моффит в одежде Руди Гернрайх.

С «полоской» — еще интереснее! «Полоски не знают статики, они все время в движении: именно этим они всегда привлекали к себе художников – живописцев, фотографов и режиссеров. Они как бы оживляют все, к чему прикасаются, без конца двигаются вперед, точно гонимые ветром. В Средние века Фортуну, вращающую колесо человеческой судьбы, часто облачали в полосатое платье…То же мы видим на стадионах и спортивных площадках – кажется, что полосатые кроссовки бегут быстрее, чем одноцветные». Мишель Пастуро посвятил этой теме целую книгу —  «Дьявольская материя. Исследование полосок и полосатых тканей».

При чем тут Дьявол?

В  1254-м году в Париже разгорелся гигантский скандал из-за плащей Ордена кармелитов: они были полосатыми. Конфликт длился 40 лет с участием 10 римских пап. Закончилось все тем, что папа Бонифаций VIII издал указ, запрещающий полосатые одеяния. В чем противоречие? В 19-м веке ученые предположили, что полоски напоминали одежду мусульман – галабею.

Пока церковь воевала с полосками, специальные указы по регламентации одежды предписывали следующее: носить полосатое незаконнорожденным, слугам, осужденным, проституткам, шутам, жонглерам и палачам. Власти нуждались в «маркере социальной маргинальности».

Самое смешное в этой истории то, что запреты распространились и на животных. Зебра в эпоху позднего Средневековья считалась опасным и дьявольским животным. Туда же отнесли леопарда, тигра, гиену и вообще всех, чья раскраска была в полоску или пятнистой. Это считалось отклонением от нормы и воплощало идею смятения и хаоса.

Долгое время полоска воспринималась как признак низкого социального статуса. В 18-м веке такую одежду носили торговцы луком из Бретани. Отправляясь к берегам Англии, они надевали ее прямо на голое тело. Свитер вязался специальной, секретной техникой, не пропускал воду и спасал от ветра и холода. «Вторая кожа моряков»

Уже в наше, относительно цивилизованное время, Шанель была первой, кто рискнул популяризировать «одежду моряков».

Продолжил эту мысль Жан-Поль Готье. «Это больше чем предмет гардероба, это самая свободолюбивая и романтичная вещь из всех, что я знаю», — говорит дизайнер.

принты

Элвис Пресли, фильм «Тюремный рок», 1957, фрагмент из фильма братьев Коэнов «О, где же ты, брат?» /2000/, фото Стефано Пандини для Жан-Поль Готье, инсталляция «Pain Couture» /2000/, Шанель в тельняшке, фрагмент из фильма Уильяма Клейна «Кто Вы, Полли Магу?» /1966/, Jil Sander, ss2011, Бриджит Бардо, Жан-Поль Готье и его легендарный парфюм.

У рисунка, который с детства знаком нам как «турецкий огурец» — почти детективная история популярности. 224-651-й год до нашей эры – приблизительная дата рождения «огурца». Место – империя Сасанидов (территория современных Ирака и Ирана). Он был частью зороастрийского дерева жизни. Ткани с таким узором распространились по всей средней Азии, оказавшись даже в Африке и Индии. И уже из Индии в 17-м веке британские колонисты привезли кашемировые шали с «огурцом» в Англию. Они были очень красивыми и очень дорогими. Но спустя два века мастера шотландского города Пейсли научились ткать узор на своих жаккардовых станках, сделав его доступным и массовым. Вторая волна популярности пришла уже в 70-х годах двадцатого века, после путешествия Beatles в Индию. Узор «пейсли» стал атрибутом хиппи-движения. Он был на всем: роллс-ройсе Джона Леннона, рубашках и банданах. Компания Etro построила на «пейсли» свою империю.

принты

Роллс ройс Джона Леннона, Дэвид Боуи, Beatles, узоры ETRO, Шарлотта Рэмплинг, клатч Strand of Silk, платье, 70-е, кеды Vans.

Комментарии