«Вплоть до тридцатого года своей жизни я мечтал стать живописцем, потому что любил живопись больше всего, и бороться с этим стремлением было нелегко… В возрасте тридцати лет мне явилась мысль – теперь или никогда», – именно так Василий Кандинский (1866-1944) говорил о своём вступлении на путь художника и теоретика искусства. Ведь с самого его детства эти два начала преобладали в нём – стремление к живописи и желание абсолютного познания её сущности. Впервые душа живописца пробудилась в Кандинском, вероятно, когда после переезда его семьи в Одессу в 1971 г. мальчик стал получать художественное и музыкальное образование, симбиоз которых впоследствии сыграл важную роль в его теории искусства.

vasiliy_kandinskiy

Но путь к искусству тогда для Кандинского был ещё неблизким, ведь ему ещё предстояло окончить гимназию в Одессе, юридический факультет в Московском университете, и даже стать преподавателем юриспруденции. Но в возрасте 30 лет он решил оставить занятия наукой, ссылаясь на отсутствие веры в науку как таковую, и безраздельно углубился в изучение тайн искусства. И Кандинский выбрал для обучения живописи один из признанных центров европейского искусства – Мюнхен. Там он попал в частную школу югославского художника Антона Ашбе, которая, впрочем, не удовлетворила его потребности в новых знания. Потому он решил поступить в Мюнхенскую академию художеств, и со второго раза ему это удалось. Именно там он начал свои эксперименты с формой и цветом. Конечно, сначала это были по большей части пейзажи, но даже в них он стремился вытеснить реальные объекты игрой линий и цветовых пятен. Так, постепенно в процессе художественного и интеллектуального поиска Кандинский пришёл к абстрактному искусству, которое он в последующие годы продолжил проповедовать. В 1911 году он вместе со своим товарищем Францем Марком основал группу «Синий всадник», участники которой стремились выявить «ассоциативные свойства цвета, линии и композиции». Это, собственно, и стало отправной точкой для абстракционизма Кандинского, но полное теоретическое обоснование это новое течение в изобразительном искусстве получило в 1912 году, когда свет увидела его книга «О духовном в искусстве», которая абсолютно перевернула все представления об искусстве.

Василий Кандинский

Василий Кандинский

Сам Кандинский довольно просто объяснял свой поворот к абстрактному искусству: «Сегодня я люблю круг, так как раньше любил коня, а может быть и больше, так как нахожу в круге больше внутренних возможностей, отчего он и занял место коня». И в действительности для него это было так, ведь он было окружён миром явлений, которым не требовался никакой предмет, а форма лишь была выражением внутреннего содержания. Но для создания чисто художественной композиции необходима была не только форма, но и цвет, который призван создавать особое силовое напряжение с точки зрения абстрактной живописи. Цвет был именно тем абстрактным компонентом, что воплощал своё звучание в материальной форме. Кандинский даже говорил о том, что определённые формы на плоскости имеют соответствующее цветовой воплощение. Так, треугольнику соответствовал жёлтый, квадрату – красный, а кругу – синий. Но, конечно, же в своих полотнах художник не ограничивал себя подобными условными обозначениями и продолжал художественные поиски. По его мнению, даже использование, казалось бы, противоположных форм и цветов создавало лишь новую гармонию, которую он часто сравнивал с музыкальной.

Василий Кандинский

Василий Кандинский

Каждый цвет для Кандинского звучал по-особому, вызывая вполне определённые эмоциональные реакции. Жёлтый для него был очень динамичным и означал всё резкое, взрывное, агрессивное. В то же время, противоположностью ему был синий, который должен был вызывать ощущение холода, покоя, вечера, моря и лунного света и всегда был самоуглублён. Красный стал для художника цветом огня и крови, проявляющим движение лишь внутри себя. Самым спокойным из всех цветов оказался зелёный, который имел наибольшее количество оттенков и благодаря этому приобретал неповторимую глубину звучания. Отдельно от всего Кандинский определил чёрное и белое, которые обозначали все цвета сразу или же полное уничтожение цвета. Это были молчащие цвета. Белый обозначал активное, а чёрный – пассивное сопротивление. Именно под таким углом Кандинский в своих литературных трудах и полотнах рассматривал цвет взаимодействующий с формой.

Василий Кандинский

Василий Кандинский

Для восприятия зрителя картины Василия Кандинского были очень сложны первоначально и отчасти такими и остаются по сей день. Сам же автор, чтобы облегчить понимание своих произведений объяснял, что воспринимать их нужно не в качестве стороннего наблюдателя, а как бы изнутри самой картины. Полотна должны были вызывать ощущение отхода от действительности. Так, он говорил: «Абстрактное искусство создаёт рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с действительностью». Но на самом деле, новый «мир искусства» Кандинского подчинялся вполне конкретным законам существования, а потому создавал очень живую и определённую реальность. И в сущности, её единственно возможным средством выражения стал язык формы и цвета.

avtoportret

Василий Кандинский, Автопортрет

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии