«Я фотографирую вещи, которые мне не интересно рисовать», — так с немного пренебрежительным оттенком говорил Ман Рэй (1890-1976) о фотографии, но именно она и сделала его знаменитым. Он всячески пытался бунтовать против механических средств искусства, открывая всё новые и новые техники и изобразительные методы.

История в будущем знаменитого фотографа, художника и кинорежиссёра началась в 1897 году, когда семья Эммануэля Радницкого эмигрировала из Российской империи в Соединённые Штаты и поселилась в одном из районов Нью-Йорка – Бруклине. Мальчику тогда было 7 лет. Но только через 15 лет семья решилась взять себе фамилию Рэй во избежание антисемитских выпадов. Тогда же Эммануэль и выбрал себе имя Ман. И вскоре этому имени было суждено прославиться в качестве одного из самых влиятельных  деятелей искусства ХХ века.

man ray

ман рэй

Конечно, для Ман Рэя путь в искусстве начался с живописи, в которой он немало экспериментировал, пробуя себя в абстракционизме, кубизме, футуризме и дадаизме. Он стал первым художником, который применил в работе распылитель краски – аэрограф. И это средство рисования стало пользоваться немалой популярностью с его подачи. Но вскоре в его жизнь ворвалась фотография, хотя и достаточно обыденным образом. Использовать фотоаппарат для того, чтобы снимать свои работы, посоветовал молодому художнику известный фотограф, меценат искусства и владелец галереи «291» в Нью-Йорке Альфред Стиглиц. Именно он стал главным наставником для Ман Рэя в фотографии. Так, для него открылся новый вид искусства, хотя и от других он не отказывался. Ман Рэй продолжал писать полотна и создавать объекты «ready-made» наряду со знаменитым мастером дадаизма Марселем Дюшаном. Позже, его произведение «Объект для уничтожения» стало культовым творением дадаизма. Однако, после не слишком удачной попытки вместе с Дюшаном создать периодическое издание, посвящённое американскому дадизму, Ман Рэй решил изменить жизнь радикально. Он переехал в Париж в 1921 г., бросив напоследок острую фразу: «Дада не может жить в Нью-Йорке!»

man ray

man ray

В Европе Ман Рэй присоединился к отборным кругам авангардного искусства, сведя знакомство с Максом Эрнстом, Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Тристаном Тцара, Андре Бретоном, Полем Элюаром и многими другими. И выставки его пользовались популярностью, привлекая немало посетителей, но работы не имели коммерческого успеха.  В итоге, Ман Рэй был вынужден обратиться к фотографии как средству заработка, предлагая свои услуги друзьям-художникам. Он фотографировал их за работой и после неё, делал снимки их жён, детей, любовниц, приятелей и клиентов. Постепенно слава фотографа распространилась на весь Париж и даже за его пределы. Фотографироваться у Ман Рэя стало модно и престижно. Но поистине значимым событием для фотографа была встреча с королевой парижской богемы – Кики де Монпарнас, которая стала для него моделью, музой и любовницей. Именно она позировала Ман Рэю для одной из наиболее знаменитых его работ – «Скрипка Энгра». Это было одно из наиболее ранних и уникальных произведений в жанре сюр-фотографии.

man ray

ман рэй

20-е годы для Ман Рэя стали периодом непрекращающихся экспериментов, целью которых было запечатление образа, сохраняющего некоторую двойственность освещённого объекта. И именно свет стал главным материалом и темой его творчества. Так, с помощью  счастливого стечения обстоятельств, ним были открыты методы рэйографии и соляризации, которые придавали его работам почти мистическое звучание. Уникальность рэйографов заключалась ещё и в том, что они создавались без помощи камеры. Объекты размещались на поверхности неэкспонированной плёнки, которая затем освещалась краткой вспышкой. В результате кадры давали хорошо очерченные белые формы на тёмном фоне. А эффекта соляризации фотограф добивался благодаря повторной экспозиции негатива, трансформируя очертания предметов и лица людей.

Но в своей работе Ман Рэй не ограничивался лишь авангардной фотографией, а и считался одним из лучших фотографов для модных журналов, среди которых были Harperʹs Bazaar, Vogue, Vu и Vanity Fair.

man ray

man ray

Тем не менее, мастер был огорчён, что в Европе и Америке его знали преимущественно как фотографа, не отдавая должного его прочим художественным талантам. Из-за этого Ман Рэй на долгие годы забросил фотографию. Занимаясь в основном живописью и скульптурой, он делал лишь редкие исключения для фотоискусства. Несколько изменилась ситуация лишь когда в 1961 г. он получил золотую медаль Венецианского Фотобиеннале и позднее  провёл выставки в Париже и Лос-Анджелесе.

Ман Рэй в своём творчестве всегда вёл бесконечную игру различных форм, жанров и материалов, где фотография проникала в живопись и наоборот. Но при этом он говорил, что главной его целью была «не имитация одного художественного языка посредством другого, а стирание граней как между высоким и низким искусством, так и между различными медиа».

man ray

man ray

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии