В Париже в 1859 года в семье судебного пристава на свет появился мальчик, которому было суждено совершить революцию в мире искусства. Рисование для юного Жоржа Сёра стало первой и главной страстью. Однако, это не была страсть поверхностная и мимолётная, она глубоко прижилась в душе юноши и молчаливо сопровождала его во всех поисках. Обнаружив в себе потребность к логическому мышлению и художественной точности, Жорж прежде всего взялся за изучение теоретических основ живописи. Пожалуй, наибольшее влияние на формирование концепций Сёра оказал влияние труд знаменитого критика Шарля Блана «Грамматика искусства рисунка». Особенно поразило молодого художника одно высказывание из книги: «Цвету, подчинённому чётким правилам, можно обучаться, как музыке…» Именно с этого момента в сознании Сёра искусство обрело чистые и строгие формы. Оно было подчинено научным законам, а цвет стал главным предметом исследования. Именно таким образом юный художник стремился противостоять всей неустойчивости мира.

Жорж Сёра

С холодной и сосредоточенной страстью Сёра взялся не только за изучение математики цвета, но и за разработку собственного живописного метода. Так, ключевые элементы для его будущей теории дала работа Мишеля-Эжена Шеврёля «О законе одновременного контраста цветов». В ней учёный абсолютно точно сформулировал законы контраста цветов, которые определили развитие теории Сёра относительно «оптического смешения цветов» и, конечно, же были применены на практике. Окончательно же Жорж убедился в правильности своих поисков, когда в 1880 году на глаза ему попался номер журнала «Искусство» со статьёй художника швейцарского происхождения «Феномены видения», в которой тот утверждал, что в искусстве всё должно быть сознательным. Абсолютно соглашаясь с этим тезисом, молодой Сёра стал целенаправленно искать ответы на свои вопросы, погрузившись сперва в изучение контраста чёрного и белого тонов. Именно обращение к карандашному рисунку позволило художнику постичь игру света и тени, что заметно отразилось в его полотнах написанных маслом.

Продолжая работу над серией рисунков Сёра одновременно экспериментировать с контрастами тонов, создавая небольшие живописные этюды размеров 16 на 25 см, которые сам художник называл крокетонами. Следуя примеру импрессионистов Сёра работал в основном на пленэре в окрестностях Парижа, однако, в отличие от них, небольшие зарисовки пейзажей были для Жоржа всего лишь художественными упражнениями, которые существенно помогли ему продвинуться в изучении тонов. Тени соответствовали холодные цвета: зелёный, синий, фиолетовый; свету – тёплые цвета: красный, оранжевый, жёлтый.

Жорж Сёра

«Парад»

И когда Сёра удалось более или менее сконструировать свой новый метод разложения цвета, он применяет его в своём первом масштабном полотне «Купание в Аньере» (1883-1884). Над ним он работал в течении долгих месяцев, создавая в процессе работы многочисленные эскизы. Все они были подчинены прагматической цели – создать композиционно точное, структурированное и выверенное до мельчайших деталей полотно. Однако, при отстранённом отношении и отсутствии эмоциональной связи с полотном художнику всё же удалось создать прекрасный шедевр, проникнутый загадочной поэзией. В нём техника Сёра, подчинённая научным законам и объективным расчётам была тесно связана с внутренним миром художника, ведь спроецированные на полотно его идеи как бы заменили объекты реального мира. Однако, жюри Салона 1884 года отвергло «Купание», считая картину недостойной соседства с другими 2480 работами, поэтому работа позже была выставлена в Салоне Независимых, где почти не была замечена.

Жорж Сёра

«Купание в Аньере»

Продолжая совершенствовать манеру письма, Сёра создаёт своё наиболее знаменитое полотно «Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт», которое было выставлено в 1886 году на восьмой (последней) выставке импрессионистов в отдельном зале рядом с работами Камилля Писарро и и Поля Синьяка, которые примкнули к так называемой школе научного дивизионизма (пуантилизма) Сёра. Конечно, работа поначалу была принята неоднозначно, хотя позже и стала одним из наиболее знаменательных произведений 1880-х годов, в частности, благодаря статье Феликса Фенеона, опубликованной в журнале Vogue. Именно с лёгкой руки Фенеона после выставки 1886 года появился термин неоимпрессионизм, который ознаменовал новую эру в истории искусства.

Жорж Сёра

«Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт»

Сама же картина «Воскресенье» стала своеобразным художественным манифестом Сёра. Она поражала зрителей огромными размерами, импрессионистическим сюжетом, чётко выстроенной композицией и необыкновенной техникой исполнения. При взгляде издалека полотно впечатляло плотностью и монолитностью цвета, но при ближайшем рассмотрении можно было заметить, что плоскости картины складывались из мелких точечных мазков комплиментарных (дополнительных) цветов нанесённых очень тесно друг к другу. Так, художник предпочёл смешению цветов на палитре их «оптическое слияние» непосредственно на холсте при рассмотрении полотна с определённого расстояния. Именно поэтому картина приобрела необыкновенный колорит, выгодно отличаясь от других мастеров.

За «Воскресеньем» последовала череда маринистических пейзажей, написанных в импрессионистической манере с использованием всё того же принципа «оптического смешения» цветов, который приобретает техническое совершенство.

Жорж Сёра

«Натурщицы»

Но на этом Сёра не остановился, он стремился в своём искусстве доказать, что его революционная техника расщепления цветового пятна на составляющие может быть использована не только для написания пейзажей, но и в изображении человеческого тела. Именно это он и сделал в картине «Натурщицы» (1888), где за основу был взят классический сюжет с тремя грациями, который был впрочем адаптирован в творческой манере Сёра – грации были заменены раздевающимися натурщицами, а мифологические пейзажи – интерьером студии. Картина вызвала самые скандальные отзывы критиков, но другие художники были восхищены его работой. Так, сам Ван Гог заявил, что это настоящий прорыв в «проявлении цвета».

Жорж Сёра

«Канкан»

В своих последующих работах Сёра продолжил работать с цветовыми контрастами, добавляя в работы эффект искусственного освещения. Среди них особого внимания заслуживают «Парад» (1887-1888), «Канкан» (1889-1890) и «Цирк» (1890-1891). Таким образом художник обратился к традиционным сюжетам живописи, изображающим мир театральных и цирковых постановок. Так, «Цирк» стал последним крупным полотном Сёра, представленным на Салоне Независимых в марте 1891 года, и одновременно его творческим завещанием. Эта работа была блистательным завершением его бурного и непрерывного диалога с приверженцами академизма и поклонниками импрессионизма. Отрицая спонтанность и эмоциональность в живописи, Жорж Сёра оставался верным научному методу. Он считал, что искусство и наука вещи взаимодополняющие, с помощью которых можно было создать нечто совершенное. И ему это определённо удалось!

tsirk

«Цирк»

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии