Сексуальный фетишизм – это когда часть заменяет целое, субъект становится объектом, человек превращается в части тела. Это своего рода подмена, когда сексуальное возбуждение может вызывать или часть тела человека или даже предмет одежды.

Исследование этого феномена началось в конце XIX века. В 1887 году психолог Альфред Бине в своей статье «Фетишизм в вопросах любви» впервые использовал слово «фетишизм» для описания патологии, когда пациент испытывает повышенное сексуальное возбуждение от неодушевленных предметов (главным образом, от различных видов одежды и обуви). Вслед за ним, сексолог Рихард фон Крафт-Эбинг, который, придумал и ввел термины «садизм» и «мазохизм», расширил понятие сексуального фетишизма, добавив к числу возможных фетишей также и части тела.

В визуальной культуре XX века выделение частей стало возможным благодаря двум связанным между собой явлениям: психоанализ и сюрреализм. Сюрреалисты в двух своих манифестах провозгласили мир подсознательного и мир снов предметом изучения и возможностью для духовного роста.

Начали с образа «всевидящего ока».

фетиш

Cлипперы Apologie, Cальвадор Дали в повязке на глаз от Эльзы Скиапарелли, картина Рене Магритта «Фальшивое зеркало» (1928), кадр из фильма Луиса Бунюэля «Андалузский пес» (1929) символ «Око Гора» (Древний Египет), свитшот Kenzo, кольцо Delfina Deletrez.

Мы не знаем, кто из женщин первой оставил отпечаток губ на любовном послании, но это была хорошая идея.

фетиш

XX век тиражирует этот символ, старт которому, опять же, дали сюрреалисты.

фетиш

Мерилин Монро, духи по мотивам картины Дали «Явление лица Афродиты Книдской» (1982, коллаборация с Жан-Пьером Гривори), брошь Ruby Lips Сальвадора Дали (1949) клатч-губы, Lulu Guinness, диван Dark Lady, Gufram (2000), туфли Charlotte Olimpia «Kiss Me Dolores» (2013)

Человеческое лицо – безграничное поле для экспериментов. Тем не менее, самый быстрый способ изменить его – надеть маску. На протяжении человеческой истории маска от атрибута шаманов, колдунов и актеров превратилась в светскую игру «стать кем-то другим», позволить себе то, что невозможно и под запретом без нее.

фетиш

Рене Магритт, «Влюбленные» (1927-1928), Rick Owens (fall 2016), Jean Paul Gaultier, YSL ad campaign, маска из кристаллов, Maison Martin Margiela (fall 2012 haute couture), маска Coco de Mer, вязаная маска Sibling, маска-арт-объект Naomi Filmer.

Корсет, пожалуй, самый быстрый и эффективный способ повысить градус напряжения. Как и правильно сшитый деловой костюм, он мгновенно трансформирует человека. В XX веке отказ от корсетов ознаменовал освобождение не только женской фигуры, но и самой женщины. Забавно, что пройдя длинный путь научных дискуссий, бытовых споров и даже демонстраций – он до сих пор остается главным «оружием» соблазнения.

Для некоторых – и не только женщин — он стал «стилем» жизни. Мистер Перл носит его 24 часа в сутки, снимая только во время ванных процедур. Его талия – 45,7 см, корсет он называет «дисциплинирующим бельем»: «Сутулиться не получится и каждый твой шаг будет преисполнен грации и осторожности». Он дизайнер корсетов, работал для Jean Paul Gaultier, Thierry Mugler, John Galliano, Chloe, Alexander McQueen, Antonio Berardi and Christian Lacroix.

Среди его клиенток -Дита фон Тиз, в коллекции которой 400 корсетов.

Мистер Перл говорит, что его вдохновил Факир Мусафар, один из первых боди-трансформаторов XX века.

фетиш

Mr. Perl, Факир Мусафар, Мари Бушар (33 см), Этель Грейнджер (33 см, занесена в Книгу рекордов Гиннеса), Стелла Теннант в фотосессии Стивена Мейзела, Дита фон Тиз.

Весь XX век женщины воевали за свои права, войдя в XXI век с диким воплем «Где же мужчины?». В какой-то момент – который мы не заметили – женственность стала броней и доспехами.

фетиш

Giambattista Valli (2012, haute couture), греческая кираса /VII век до н.э./, красное женское бюстье Issey Miyake (1980), бюстье из золоченой меди от Ив-Сен Лорана и Клода Лаллана (1968), формованное бюстье от YSL (Том Форд, s/s2001, ready-to-wear), кожаное бюстье от Alexander McQueen с ручной росписью (2007).

Волосы – символ жизненной силы, харизмы, энергии. Длинные волосы на голове означали высокий духовный уровень, волосы на теле, как у фавна, — принадлежность низшим мирам. Процесс остригания волос – всегда момент трансформации и переход в другое состояние: армия, монахини. Образ женщины с короткими волосами – всегда протест: Деми Мур в фильме «Солдат Джейн» и Натали Портман в «V значит Вендетта».

фетиш

Викторианское траурное украшение (18-й век), жакет из париков от Martin Maison Margiela, Кейт Бланшетт в фильме “Рай” (2002), Карли Клосс в фотосессии Патрика Дермашелье, шелковое пальто Alexander McQueen со вшитыми внутрь волосами (1992), ботильоны Elsa Schiaparelli, Надя Ауэрманн в съемке Ричарда Аведона.

И все же, несмотря на женскую независимость и порою воинственность, слава Богу, мы оставили себе нюансы-маркеры хрупкости и уязвимости: женская шея. В фильме «Сердце Ангела» много сильных кадров, но загипнотизированное лицо Микки Рурка, когда он смотрит на шею Шарлотты Рэмплинг, — остается в памяти как мощное эротическое переживание. Впрочем, гейши искусно пользуются этим приемом: в высокие черные прически вплетена алая лента шелка, прямо намекая на женское естество. В культуре обольщения Японии именно затылок – одна из наиболее эротичных частей женского тела. Западная культура использует чокеры.

фетиш

Модильяни, “Портрет Жанны Эбютерн в большой шляпе” (1918), гейши в традиционных костюмах, украшение Agent Provocateur, Christian Dior (John Galliano, fall 1999 haute couture), девушка народности падаунг (Индонезия), кадры из фильма Алана Паркера “Сердце ангела” (1987).

Женские стопы – культ этой части тела берет начало в Китае, с традиции бинтования стоп. Изуверская процедура калечила ноги и ставила женщину в абсолютно подчиненное положение: они не могли передвигаться без посторонней помощи. Сегодня вся фетишистская обувь использует тот же прием, позволяя недолго поиграть в подчинение – и продолжать без последствий жить дальше.

f_sex_010

Традиция «бинтования стоп» в Китае, «цветок лотоса» и обездвиженная китайская аристократка, мюли XVII века, мюли N0.21, туфли-аксессуары от Betony Vernon, «The fetish ballerine», Сhristian Louboutin (коллаборация с Дэвидом Линчем, 2007), Iris van Herpen (коллаборация с United Nude, 2010), туфли для Lady Gaga, Noritaka Tatehana, The Lady Pointe (2012).

Комментарии