Намедни весь мир следил за перипетиями на выборах 45-го президента США и кажется, что даже ленивый всё же провел свой политологический анализ сложившейся ситуации. Что ж, музыкальная колонка ничем не хуже всех прочих аналитиков. Поговорим о политике в музыке, ведь эта парочка идет друг с другом вместе весь ХХ век, да и в ХХI-й иногда, бывает, залезет.

Creedence Clearwater Revival — Fortunate Son (1969)

В 60-х годах прошлого века американская молодёжь в знак протеста против политики Линдона Джонсона в целом и войны во Вьетнаме в частности, вытворяла почти всё, что хотела. И хотя протест в общем-то был «цветочным» и добрым, а всё же были и те, кто предпочитал более крепкую риторику очередным песням про любовь. Такой группой были, например, Creedence Clearwater Revival, а их песня «Fortunate Son» по праву считается одним из главных хитов протестного движения хиппи.

Цитата:

Some folks inherit star spangled eyes

Ooh, they send you down to war

And when you ask ’em, «How much should we give?»

Ooh, they only answer, «More, more, more»

Conflict — Great What? (1983)

Безусловно, самым политизированным движением, совмещавшим в себе искусство и политику одновременно, было панк-движение 70-80-х годов, особенно британская ветка с её множеством разнообразных направлений. Бесспорные гимны поколения «God Save The Queen» и «Anarchy In The UK» имени Sex Pistols были далеко не единственными камнями в огород Букингемского дворца. Особенно отличались представители анархистских, а нередко и левых движений в жанре, как, например, лондонская группа Conflict. В одной из песен парни задались риторическим для них вопросом: Great What?

Цитата:

Great Britain thinks it leads the world so civilised, pure and free

Great Britain doesn’t lead fuck all, Great Britain, shit, you don’t fool me

Morrissey — Margaret On The Guillotine (1988)

Борец за мир во всем мире, защитник прав животных, вегетарианец и просто душевной доброты человек, Моррисси, в 1988 выпустил свой первый сольный альбом, содержащий песню Margaret On The Guillotine, в которой он без лишних художественных изысков, просто и прямо, попросил премьер-министра Маргарет Тэтчер, ни много ни мало – умереть. Просьба певца удовлетворится через 25 лет, а он всё так же останется душевной доброты человеком. Вот она, стабильность!

Цитата:

The kind people

Have a wonderful dream

Margaret on the guillotine

Cause people like you

Make me feel so tired

When will you die?

Звуки Му — Союзпечать (1988)

Как ни странно, но наилучшего эффекта искусство (особенно протестное, особенно музыкальное) достигает не благодаря, а вопреки. Так, как это было в советской рок-тусовке. Несмотря на то, что музыка была процентов на 90 калькой западных передовых технологий, всё же оставались те самые 10%, позволяющие говорить о рок-музыке СССР как о чем-то самобытном. Конечно, позволить себе пассажи в духе Моррисси в Союзе мог разве что совсем умалишенный, но зато художественными методами – протестуй сколько влезет. Одной из наиболее ярких групп была группа Звуки Му, с неподражаемым Петром Мамоновым во главе. Через много лет Петр Николаевич скажет, что не любит вспоминать этот период творчества, принесший коллективу известность, в том числе за пределами СССР. «Песни эти – уродливые. Потому что жизнь была уродливая».

Цитата:

Когда идешь мимо меня, не делай такое лицо,

Будто тебе наплевать, что скажет о нас страна

И «Союзпечать»

Запомни, мы делаем деньги,

Фальшивые деньги.

Ну а что же сегодня? У всех компьютеры и гаджеты, на парковках и тротуарах нет свободных мест, жить стало лучше, жить стало веселее, а центральной темой в музыке стали личные переживания и опыт – любовь, морковь, май хампс май хампс май хампс, Мишка виновен… Как бы не так! Неугомонные и вечно недовольные британцы продолжают борьбу, пусть и не такую массовую, как когда-то. Наиболее ярким коллективом на британской андеграунд-сцене 2000-х всё же видится группа Selfish C*nt, а ее фронтмен, Мартин Томлинсон – пожалуй самым интересным персонажем, готовым говорить и показывать всё, что посчитает нужным. Альбом группы, No Wicked Heart Shall Prosper (2004) полностью пропитан протестным духом по отношению к истэблишменту и политике правительства, ну а последний трек, как видим, называется так, как называется.

Цитата: (censored)

Что дальше?

Совершенно не факт, конечно, но существует вероятность, что неоднозначность личности нового президента США способна вызвать всплеск прямо или косвенно политизированной музыки протестного характера. Не исключено появление групп, отстаивающих права меньшинств с посылом а-ля Rage Against The Machine etc. Также возможен очередной виток развития хип-хопа (понятно почему) с еще большим креном в политику и социальщину (го, Кендрик Ламар создал). В любом случае, будет интересно понаблюдать за происходящим, а значит, как говорится, обязательно stay tuned!

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии