Никита Кузьменко — оператор из Киева, чьё видение картинки окружающего мира заставляет биться сердце чаще. Часто ли вы встречаете людей, настолько увлеченных своим делом, что кажется их энергия могла бы дать свет огромному мегаполису? Никита — один из них. Каждая его работа, будь то полнометражный фильм, или музыкальное видео — это не просто набор картинок: в ней есть идея, философия и обязательно история. Сейчас в прокате вы можете посмотреть картину «Жива ватра», снятую в карпатских горах, а уже в 2017 на больших экранах появится игровой фильм «Let`s dance». В интервью для Styleinsider Никита рассказал об образовании в Украине, США и Польше, опыте работы с оператором Тимом Салминеном, а также любви к черно-белой фотографии.

никита кузьменко

Мой дедушка в девяностых привозил из-заграницы различную технику, кассеты. Так у меня появилась видеокамера, которая и стала единственным связующим моментом между мной и кино. Недавно я нашёл кассеты, где родители снимали меня маленького, и смонтировал из 6-часового материала 4-х минутный клип. Это было по-настоящему трогательно.

Я катался на скейте очень активно. Меня спонсировали локальные скейтшопы. Можно сказать, что скейтбординг помог мне определиться с выбором профессии, так как я уже с 11 класса начал снимать и монтировать скейтборд-видео. Некоторые проекты в которых я принимал участие даже показывали на большом экране («Нашдах», «Кайдашева сiм’я»).

Поступив в Киевский национальный университет театра, кино и телевидения имени И. К. Карпенко-Карого, я полностью погрузился в атмосферу ВУЗа, познакомился с ребятами, с которыми и по сегодня взаимодействую в работе. Откровенно говоря, я бы хотел вернуться в то время.

В университет мы в большей мере работали над короткометражными фильмами и снимали их на пленке 35 мм. После университета больше опыта с плёнкой, к сожалению, у меня не было, но я очень надеюсь, что мне ещё удастся снять проект на 35 мм или 16 мм. Моя любовь к плёночной черно-белой фотографии также остается и сегодня. 

По окончанию института меня постоянно преследовала идея учиться заграницей, но так как финансово это было не совсем доступно, я начал изучать возможности получения гранта на обучение. Так на пятом курсе я уехал в Польшу в школу Анджея Вайды по программе «Gaude Polonia» и заканчивал обучение в Киеве уже заочно.

Когда я приехал в Польшу, всё оказалось совершенно не так, как я себе представлял. Занятия были всего 2 дня в неделю, поэтому оставалось достаточно свободного времени, чтобы общаться с местными ребятами из других киношкол, которые и помогли мне попасть на мои первые проекты в Польше. Я был и ранером (человеком, который на площадке подаёт кофе и в целом помогает команде), и механиком камеры, и фокус-пуллером, и осветителем. В общем, делал на площадке всё, что только можно себе представить, только не снимал. Это меня немного огорчало, так как я очень хотел снимать что-то своё, но как-то не появлялось возможности.

никита кузьменко

Учиться нужно всегда, а вот какими способами — каждый решает для себя сам. Важно понимать, что обучение открывает перед вами новые горизонты, важно лишь не упустить свой шанс.

Помимо знаний, кинообразование даёт возможность знакомиться с такими же молодыми кинематографистами и, возможно, именно с одним из них вы снимите свои лучшие картины. Также кинообразование даёт понимание понятий «системность» и «дисциплина». Хоть я и знаю множество настоящих профессионалов, не имеющих диплома, но они лишь подтверждают общее правило.

Конечно, в современном мире в вашем телефоне может быть весь университет, но есть и вторая, даже более важная часть обучения – общение с реальными людьми, которые делятся с тобой энергией. Можно посмотреть ролик на YouTube, но ты никогда не будешь чувствовать себя настолько же вдохновлённым, как после общения с реальным человеком. Именно такие моменты подталкивают на посещение различных образовательных мероприятий.

Я дважды работал с оператором Тимо Салминеном, известным по работам с режиссёром Аки Курисмяки над такими фильмами как «Гавр», «Огни городской окраины», «Человек без прошлого». Получить эту работу мне помог случай: я ехал в поезде на кинооператорский фестиваль и напротив меня сидела девушка, которая очень активно обсуждала на польском вопросы, связанные с организацией съемок фильма. Я завёл с ней беседу и оказалось, что она ищет русско- и польскоговорящего ассистента оператору для съёмок полнометражного фильма. Так я попал на проекты к Тимо Салминену. Работал с ним 2 раза как 2АС — заряжал пленку в кассеты.

никита кузьменко

После этого проекта я вернулся в Киев. Мне уже хотелось снимать самому, я понимал как это делается, но чувствовал, что слегка завис. И в момент, когда я уже должен был переезжать в Киев, мой друг оператор Саша предложил поехать с ним на съёмки документального фильма в Карпаты. Тогда это даже был не фильм, а наблюдение. Проект был некоммерческий, но очень интересный. К тому же, мне очень нравилась команда во главе с режиссёром Остапом Костюком. Позже мы начали сотрудничать с продюсерами Даниилом Вулицким, Генадием Кофманом и Ольгой Бесхмельницинной. Мы выиграли питчинг Госкино и получили полное финансирование нашего проекта.

Когда мы снимали «Жива ватра», мы не знали и не могли знать, чем этот фильм станет для зрителя. Любая картина — это диалог со зрителем, который к чему-то приводит. Это был дебют для всей нашей команды. Премьера состоялась в мой день рождения в рамках кинофестиваля «Молодость». Этот день навсегда останется в памяти, как один из самых счастливых в моей жизни.

Природа и люди, с которыми я там познакомился, вызывали восторг, каждый из нас горел этим проектом и было достаточно просто иметь возможность быть там, запечатлеть эту красоту и поделиться ею со зрителем. Этой осенью фильм вышел в украинском прокате, что далось нам очень непросто. Когда видишь свои работы на большом экране, это вдохновляет на создание чего то нового.

Снимая кино, мы, конечно, рассчитываем, что его будут смотреть на большом экране. «Живу ватру», например, я сам не могу смотреть на мониторе — в кино этот фильм работает совершенно по-другому. Но если в кино есть история, которую грамотно рассказали, даже просмотр на мобильном телефоне тебя зацепит.

Стараюсь ходить в кино как можно чаще. Люблю большой экран, мощный звук, смотрю абсолютно разное кино, не всегда обращаю внимание на рейтинги и отзывы, но всегда обращаю внимание на то, какой оператор над ним работал. Среди моих любимых операторов Эмануэль Лубецки, Георгий Рерберг, Эдурд Альберто Кларо, Сергей Урусевский и многие другие.

Музыка преследует меня с детства. Моя мама играет на барабанах и трубе, дедушка в армии играл на волторне. Я также ходил в музыкальную школу по классу фортепиано, а позже – гитары.

Моим первым музыкальным клипом был ролик для Paramoldah, на съёмку которого меня привлёк Олег Мороз. Для меня очень важно, чтобы музыка качала, иначе взаимодействовать с продуктом артиста будет крайне тяжело, ведь музыка должна вызывать творческую реакцию, которая рождает в голове картинки. В клипах можно экспериментировать — обожаю это!

Вторым важным фактором в работе для меня является люди. Я люблю и ценю людей, которые открыты, умеют общаться творчески и принимать идеи, уважают своё и чужое время и, конечно, отданы своему делу.

Люблю, когда в операторской работе есть драматургия. Мурашки по коже, когда видишь слаженное интересное визуальное произведение.

Мне всегда было интересно попасть в Америку. Поездку на обучение в Лос-Анджелес планировал давно. Я прошёл курс «Advanced Сinematography» в Global Cinematography Institute. В Америке говорят про индустрию «funny business» — тут судьба может улыбнуться тебе, но сидеть и ждать фортуны не стоит, конкуренция очень серьёзная, нужно по-настоящему много работать.

Буквально недавно закончился съемочный период фильма «Let`s Dance». Это молодёжная танцевальная комедия режиссёра Александра Березаня, которая выйдет на экраны в 2017 году. Это мой дебютный полнометражный игровой фильм. Очень интересный опыт. По окончанию чувства те же — хочу снимать кино!

Фотография очень важна для каждого оператора, она развивает видение. Для меня фото – это как решение визуального уравнения.

микита кузьменко

микита кузьменко

Фотография – это наблюдение. Сегодня я просто снял где-то небольшую деталь, а завтра я могу туда вернуться и снять свой новый проект.

В этом году я решил сделать фотовыставку черно-белой фотографии. Серия, которую я представлю называется «2US». Это история о двух людях в кадре. В объективе. В поле зрения. Они действуют в одном порыве, словно единовременно вдыхают воздух. Будто думают об одном и том же, не обсуждая. Пребывают в едином состоянии и взаимодействуют, согласно обстоятельствам и моменту. Между героями нет открытого диалога или конфликта, нет драмы. Они замирают в миге гармонии и единства. Эти люди не обязательно должны быть связаны, но между ними всегда есть какое-то взаимодействие. Все фотографии напечатаны с негативов 35 мм на черно-белой фотобумаге. 

никита кузьменко

никита кузьменко

Автор статьи: Катерина Чернецова

Фотограф: Анна Некрасова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии