Очень часто, смотря на конечный модный продукт (будь то туфли Christian Dior на небесном одиннадцать плюс, платье Ashish, полностью расшитом пайетками или разноцветную норковую шубу Prada whatever) и обращая внимание, в первую очередь, на бренд (который, по сути, является производной работы маркетологов), мы забываем о том самом «внутряке» индустрии, о котором я так люблю говорить — о людях, которые приходят в ателье в 9 часов утра с понедельника по пятницу, задерживаются на работе допоздна во время подготовки к показу и видят не туфли/платье/шубу, а колодки, лоскутки кожи, образцы тканей, мотки ниток и т.д. Для них туфли Christian Dior — просто туфли, обувь, которая должна быть удобной и красивой, но чаще — чем-то одним, для них платье — это правильно сшитые куски тканей по лекалам, много раз ими же переделанным, а ручная работа — это то, чем они занимаются изо дня в день.

Традиции haute couture — это история о многих домах, но, пожалуй, только Chanel смогли привлечь к ручной работе так много внимания. Еще Коко называла своих сотрудниц, которые изо дня в день создавали безупречную одежду, — les petites mains (маленькие ручки). Начиная с 2002 года модный дом ежегодно показывает коллекции Metiers d’Art, в которых прославляется мода как искусство с точки зрения того, кто ее создает, а не того, кто ее покупает. С 2004 года эти коллекции посвящены городам — Токио, Нью-Йорку, Лондону, Шанхаю, Далласу и так далее.

Вместо того, чтобы просто нанимать подрядчиков — небольшие ателье, которые специализируются на чем-то одном (здесь, кстати, хочется привести пример из прошлого — в XIX веке, например, самые лучшие перчатки, которые пользовались огромным спросом у лондонских денди, шили трое портных — один специализировался на четырех пальцах, другой — на ладони, и третий — на большом пальце. Это был их бизнес и они не выходили на чужую территорию, потому что идеально делали свой маленький процесс), Chanel решили выкупать их. Основная идея — поддержка мини-производств с вековой историей, чьи процессы в XXI веке могут быть не столько востребованными, поэтому, если не загружать их работой, они просто закроются. С другой стороны (и об этом тоже не стоит забывать), в haute couture существует определенная конкуренция, поэтому мастерством твоего подрядчика могут воспользоваться конкуренты. А чтобы этого не случилось, нужно просто их выкупить.

foto_2

Для таких историй в 1997 году у Chanel появилась дочерняя компания Paraffection. По состоянию на 2015 год в Paraffection входят 12 ателье. Скажем пару слов о каждом из них.

  1. Desrues = пуговицы

Desrues — самая первая «покупка» Chanel — они стали частью компании в 1984 году. Ателье появилось в 1929, когда Жорж Дезрю стал работать для Mr. Chandelier, который производил бижутерию и аксессуары для парижских кутюрье того времени. С тех пор они занимались производством пуговиц и мелких деталей для Madeleine Vionnet, Jeanne Lanvin, Christian Dior, Coco Chanel и Yves Saint Laurent. Первые пуговицы для Chanel были сделаны на производстве в 1965 году. С тех пор Desrues стали любимым подрядчиком Коко. Примечательно, что сам Жорж Дезрю активно работал на производстве вплоть до своей смерти в 1992 году. В 1984 — как это уже было сказано — с целью сохранения своих технологий и ноу-хау, а также во имя жизни компании, Desrues передали бразды правления основному клиенту, то есть, Chanel.

foto_3

  1. Maison Michel = шляпы

Наверное, все модницы знают, что если шляпа, то Maison Michel. Однако, не все знают, что старейший шляпный дом Michel принадлежит Chanel. Компания была создана в 1936 году шляпником Огюстом Мишелем, однако очень популярной не стала. Второе рождение компании произошло в 1968 году с приходом нового креативного директора — Пьера Дебара. Дебар обнаружил на производстве швейную машинку, с помощью которой можно сшивать солому невидимыми стежками. Именно тогда стала популярной широкополая соломенная шляпа, так любимая многими дизайнерами. В 1980 году Chanel стали главным клиентом Maison Michel, признавая им «живущим наследием» благодаря первоклассному владению кустарным ремеслом по созданию шляпок, а с 1996 года компания вошла в состав Chanel.

foto_4

3. Lemarie = перья и камелии

Ателье, созданное еще в 1880 году, специализируется на изделиях из перьев и создании искусственных цветов для модных домов. В частности, именно в Lemarie создаются такие важные для Chanel камелии. Компания стала частью Chanel в 1996 году.

ФОТО_4

 

  1. Lesage = вышивка

Самое знаменитое ателье вышивки в мире, которое даже создало специальную школу для обучения мастеров, спрос на работу которых по-прежнему остается колоссальным (Ecole Lesage). Lesage появились в 1924 году, и с тех пор стали незаменимым подрядчиком больших домов, работающих в жанре haute couture. В 2002 году Paraffection купили этот лакомый кусочек.

foto_5

5. Massaro = обувь

О туфлях лично я люблю говорить больше всего, поэтому на этом ателье хочется сделать длительную остановку. Итак, знаменитую бежевую-с-черным-носом обувь для Chanel делают в Massaro — в парижском ателье с более чем столетней историей. Massaro появились в 1894 г. — в то время одежда и обувь шились только на заказ, а посещение портных и обувщиков было дорогим и очень престижным. Ателье создал обувщик в третьем поколении Раймон Массаро. В свое время преданными клиентами Massaro были Мона Бисмарк, Элизабет Тейлор, герцогиня Виндзорская, а также Дафна Гиннесс, известная своей любовью к ярким запоминающимся образам.

foto_6

При желании в Massaro можно заказать идеально сидящую пару обуви по собственному дизайну — обувщики здесь сами говорят, что «возможно абсолютно все!». Процесс создания собственной пары можно описать следующим образом. Сначала клиент приходит со своими набросками или просто устными пожеланиями в мастерскую. Обувщик долго разговаривает с клиентом, чтобы в ходе этого разговора вырисовалась Та Самая Пара Обуви. На первую примерку шьется пара из более дешевых материалов (например, зачастую стоит пластиковый каблук). Затем клиент меряет обувь и понимает, насколько она ему удобна, и нужны ли изменения. И так до полного понимания и 100-процентного попадания.

collage

В Massaro говорят, что на производство среднестатистической пары женской обуви нужно 20-30 часов, а для мужской — 40-50 часов. Это не блажь и не маркетинговый трюк — основой работы обувного ателье является обеспечение удобства обуви, которую они производят, а на это нужно время. Интересно, что мужская линия появилась лишь в 2008 году, когда компанию возглавил Филиппе Атиенза. Он заявил, что отношения с Chanel, безусловно, очень важны для компании, однако кроме бренда Chanel они хотят развивать и бренд Massaro.

collage2

Знаменитая модель туфель Chanel на небольшом каблуке и с резинкой на пятке была создана Massaro для Мадмуазель Коко еще в 1957 году. В то время в моде были достаточно высокие тонкие шпильки, а Коко, как всегда, решила выступить в оппозиции, поэтому появился удобный каблук 6 см. Все в этих туфлях продумано: бежевая основа делает стопу аккуратнее, черный сатиновый носок позволяет визуально ее уменьшить, а резинка на заднике помогает обуви адаптироваться под размер ступни — к концу дня ноги обычно отекают. Таким образом, вместо нескольких пар клиенту нужна только одна — это ли не волшебство?

foto_11

Примечательно, что Massaro — единственный подрядчик Chanel, которому разрешено писать свое название рядом с названием Chanel на продукте — они делают это на подошве и внутри обуви. Chanel купили Massaro в 2002 году.

foto_12

 

  1. Goossens = золотые и серебряные изделия

В этой мастерской, открытой в 1950 году, создается так называемая ювелирная бижутерия для многих модных домов. Всего через три года после основания (в 1953) Робер Гуссан знакомится с Коко Шанель. Мадемуазель восхищается талантом мастера и его работами, вдохновленными Византией и Древним Египтом и предлагает Goossens стать постоянным поставщиком Chanel. С 2005 года мастерская входит в Paraffection.

foto_13

  1. Guillet = тканевые цветы

История этого ателье началась в 1896 году, когда Мари Гуийи стала производить искусственные цветы, которые поставлялись в театры, а также шляпникам. Постепенно клиентами стали такие дома, как Yves Saint Laurent, Hermes и Gucci, которые украшали цветами витрины своих магазинов. С 1971 они стали сотрудничать с Jean-Paul Gaultier, Christian Dior и, конечно, Chanel, которые декорировали цветами свои изделия.

В команде сейчас трудится всего пятнадцать человек, которые сидят за огромным столом и создают прекрасные цветы, которые превращаются в украшения для шляп и волос, тиары, венки и прочее для многих модных домов. С 2006 года Guillet входят в состав Chanel.

collage3

  1. Montex = вышивка бусинами

Мастерская Montex специализируется на вышивке иглой, крючком Luneville, а также машинной вышивке cornely, с помощью которой можно пристрочить к ткани любую фурнитуру — в частости, пайетки. На рынке Montex с 1939 года, в составе Metier d’Art Chanel — с 2011.

foto_17

  1. Causse = перчатки

Начиная с 1892 года это небольшое ателье занимается производством перчаток, которые, в случае Chanel, являются незаменимым аксессуаром практически в любой коллекции. Входит в Paraffection начиная с 2012 года.

foto_18

10. Barrie = кашемир

Однажды я уже говорила об еще одном «кашемирном» подрядчике Chanel, однако здесь все более радужно. Известная шотландская компания, созданная в 1904 году, которая производит как изделия для других фирм, так и продает вещи под своим именем (свитер стоит от 15000 грн). В состав Chanel входит с 2012 года.

foto_19

  1. Les Ateliers Lognon = плиссе

Эта мастерская, основанная в 1945 году, специализируется на плиссировке, которая очень часто используется в вещах Chanel. Они владеют несколькими ноу-хау, делающими их действительно лучшими в своей узкой отрасли. С 2013 года входит в состав Metiers d’Art Chanel.

foto_20

  1. Lanel = вышивка

Дочерняя компания Lesage (номер 4 в нашем списке), созданная в 1949 года, специализируется на вышивке для таких домов, как Chanel, Christian Dior и Valentino. С 2013 года входит в Paraffection.

foto_21

Таким образом, большой дом Chanel построил вокруг себя мир, полностью обеспечивающий себя всем необходимым. Они свободны творить, потому что все их идеи легко осуществимы. Конечно, содержать такое количество ателье может не каждый модный дом, однако всегда есть вариант взять дополнительных клиентов (конкурентов или нет), которые загрузят производственные мощности.

Удивительно, что мода начиналась как раз с мастерства маленьких ручек, трудившихся днем и, порой, ночью, ради клиентов, готовых за это заплатить. Затем появилось массовое производство, которое охотно перевели в страны третьего мира, и вроде бы все всех устраивало до того момента, когда наступил тотальный overconsumption, и захотелось вещей меньше, но более качественных. Об этом Metiers d’Art, об этом haute couture, об этом Chanel, но ведь не только они.

Я говорила когда-то уже, что сегодня в Украине созданы все предпосылки, чтобы развивать наши «маленькие ручки». Приятно, что украинские производители стараются делать качественные швы, добавлять к вещам вышивку (и не только ее) и создавать вещи, которые можно будет надеть и через десятилетие. В тот момент, когда Китай и Вьетнам нам все равно не переплюнуть, нужно работать над мастерством в узкоспециализированных отраслях и, возможно, брать подряды за границей. Если вспомнить, как начиналась история Chanel, то невозможно не отметить российских аристократок, которые умели шить (это тогда была часть воспитания благородной девушки) и которые после революции убежали в Париж и, в том числе, стали работать у Коко швеями не без участия Дмитрия Павловича, по слухам имевшего связь с Мадмуазель. А о мастерстве западноукраинских швей и вышивальщиц я и вовсе промолчу — вы все сами знаете.

foto_22

Мода развивается, мода эволюционирует, поглощая продукты нашего тысячелетия, такие как 3d-принтеры и так далее, но я почему-то убеждена, что она будет жить, пока работают все эти маленькие и очень искуссные ручки. А как думаете вы?

Фото: coveteur.com, anothermag.com, stylebubble.co.uk, michel-paris.com

Автор: Варвара Лысенко | The Fashion Digest

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии