Как один из самых красивых рисунков – из статуса «Ты равен Богу»  превратился в символ вульгарности.

Я обратила на это внимание, когда случайным образом купила спортивные брюки «красный леопард» с надписью «Fabulous». Даже в момент покупки я думала, что немного сошла с ума.

Дальше происходили интересные вещи. Во-первых, я не снимала их: надевала к месту и нет, спала в них, оправдывая ситуацию «лени» так: «Я достаточно знаю о моде, разрешаю себе!»

Параллельно с личными ощущениями наступила реакция окружающих: «Ты – Островская, Тебе можно все. И даже это!» Слова «даже это!» — царапнули самолюбие.

Мне стало интересно, в чем дело?

Выяснилось, что леопардовая шкура была частью одежды жрецов в Египте. Надевали ее в особенных случаях: для совершения священных  ритуалов. В Африке леопард до сих пор служит обозначением вождя племени. Впрочем, как символ грации и силы, в XVIII веке он появляется в портретной живописи на плечах амазонок.

леопарду

Если рассуждать о функциональности меха – говорить не о чем. Он не теплый, не износостойкий. Речь здесь исключительно о легенде, красоте и эмоциях.

В ХХ век «леопард» прыгнул через повальное увлечение экзотикой: «Русские сезоны» Дягилева и экспедиции в Африку.

Для того, чтобы представить характер эпидемии «нам нравится все, что необычно» — достаточно одного факта: Хелена Рубинштейн — основательница косметической империи Helena Rubinstein — после визита на постановку Дягилевского балета сорвала «скучные» обои в своем доме и затеяла ремонт всего особняка.

Европа в начале XX века носила одежду пастельных оттенков и была скована корсетами и правилами. И вдруг, в 1909 году парижская публика видит балет «Клеопатра», в 1910 — «Шахерезада» и «Жар-Птица».

Свободные, полуобнаженные тела, восточная экзотика и страсти.

леопард

Газеты взорвались реакцией «оргия красок». Леон Бакст, создававший декорации и костюмы, относился к пространству как к единому гигантскому живописному полотну. Танцоры передвигались как цветные пятна. В результате, где бы ты не сидел – в партере или на галерке – мистерия была тебе доступна. Но отсюда же – неожиданные для европейца сочетания: золото с фиолетовым, изумрудный с шафрановым.

Cамые смелые зрители выкупали сценические костюмы и появлялись в них на частных вечеринках. Была стерта сама грань между костюмом повседневным и сценическим. Одеждой не ограничилось: в моду вошли новые манеры – принимать гостей, лежа среди подушек на полу. Стал уместен загар.

На это мгновенно отреагировали дизайнеры одежды. Первым стал Поль Пуаре. Через год после балета «Шахерезада» он организовал бал-маскарад «Тысяча и две ночи», сразу за этим – показал новую коллекцию.

леопард

Одной из клиенток Пуаре была маркиза Луиза Казати. Прекрасная и безумная сумасбродка. И очень богатая. Настолько богатая в своем воображении и образе жизни, что смогла потратить за несколько десятилетий – миллионы. Но успела ввести в моду и леопарда, и сам перформанс как стиль жизни.

леопардовый принт

Ее наряды, вечеринки, слова и поступки цитировали на протяжении XX-XXI веков.

принт

Луиза Казати, которую смело можно назвать Леди Гагой того времени, оставила после себя около 150 портретов, еще больше фотографий и продолжает вдохновлять дизайнеров и фотографов до сих пор.

leopard_8

Начало XX века ознаменовано большим интересом к культуре Африки. В интерьерах появляется мебель, скульптура и текстиль с анималистическими принтами. И если ар-нуво внес природные орнаменты как одну из главных тем, то ар-деко фактически немыслим без леопардов и пантер.

1

После Великой Депрессии в США начала формироваться новая сфера влияния — Голливуд. Гигантская машина по зарабатыванию денег и созданию звезд.

В рамках промо-кампаний фильмов и актеров появляется специальный жанр открыток — pin-up. Сами открытки существовали и раньше, с изображениями актрис и дам полусвета. Но если немое кино ввело само понятие женщины-вамп, то ревущие 20-е с джазом и танцевальными клубами фактически освободили женщин, сделав сексуальность одним из главных товаров прошлого века и наших дней.

leo_8

Кино влияло на вкусы, взгляды, интересы и настроения огромного количества людей. Появилась профессия «художник по костюмам», с киностудиями начинают сотрудничать дизайнеры одежды. Леопард перестал быть символом статуса: тираж не может быть элитарным. Костюмы, сами животные – формировали образ роковой женщины «femme fatale».

Но вот, совершенно неожиданно, в 1940 году в фильме «Моя любимая жена» в леопардовом принте появляется Кэри Грант. Здесь стоит оценить чувство юмора художников по костюмам: по сюжету герой Гранта – объект охоты сразу двух женщин.

После лишений и трагедий второй Мировой войны, в 1947 году происходит событие, серьезно повлиявшее на облик 50-х: Dior показывает коллекцию «New Look». И здесь сразу 2 платья с леопардовым принтом — дневное и вечернее. Откуда они взялись? У Кристиана Диора была Муза и Стилист всех его образов и показов – Митца Брикар. Женщина с безукоризненным вкусом, носившая на правом запястье платок с леопардовым принтом (возможно, скрывая шрам на руке). Она – пожалуй, единственный пример того, как в total look leopard можно выглядеть органично и достойно. «Митца Брикар является одним из тех людей, встреча с которыми становится большой редкостью. Они делают элегантность единственной причиной своего бытия».

2

После коллекции «New Look» и массовых демонстраций с манифестом «Сожжем Диора!» в США – леопард стали массово носить и в Европе и в Америке.

leopard_13

После того, как Жаклин Кеннеди надела пальто от Олега Кассини, началась настоящая трагедия: в Африке было истреблено около 250 тыс. животных. Дизайнер жутко переживал и позже создал несколько моделей пальто, имитирующих настоящий мех.

В кино леопард был маркером гипертрофированной сексуальности или пародией на нее.

60-е – революция молодых. В музыку, моду и фотографию ворвалось новое поколение, уничтожающее буржуазные ценности своих родителей. Все изменилось, свобода и динамика стали главными потребностями.

Возник образ новой, юной красоты и сексуальности.

Рок-музыканты  и арт-тусовка приобретают все большее влияние, веселье и радость становятся Life-style.

«Энди Уорхол и Эди Седжвик были похожи на медийную пару. С августа до декабря шестьдесят пятого слыли настоящей сенсацией. Никто не знал, кто они такие — их даже не различали, и все равно ни одно хоть сколько-нибудь важное событие в городе не могло обойтись без них. Все с радостью оплачивали их счета и посылали за ними машины — что угодно, лишь бы их развлечь. А их любимой выходкой в то время было представить кого-нибудь вместо себя»

 Мел Гассоу, журналист. 

edie-sedgwickx

Эди Седжвик, по сути, предъявила миру ту свободу и легкость, которой уже в XXI веке восхищалось полмира, глядя на Кейт Мосс. Энди Уорхол вспоминает: «Эди прибыла во Францию в белой норковой шубе поверх футболки и трико, с маленьким чемоданом. Когда она распаковалась в отеле, я увидел, что единственное, что она привезла с собой, — еще одна норковая шуба! В ту же ночь мы пошли в ресторан и, когда кто-то предложил ей сдать шубу в гардероб, закуталась в нее и сказала: “Нет! Это все, что у меня есть!”». Боб Дилан и Лу Рид посвящали ей песни.

Чуть позже леопард станет фактически униформой музыкантов, независимо от того, что это: рок, глэм-рок, панк, гранж или хип-хоп.

3

Так что же не так с леопардовым принтом? Почему он вызывает раздражение, с мгновенной отсылкой к пошлости? На мой взгляд, тому есть несколько причин: он ассоциируется с демонстративной модой 80-х, связан с хип-хоп культурой, а самое главное – был до такой степени растиражирован в виде дешевого трикотажа, что попросту набил оскомину и связан у нас – визуально и ментально — с отсутствием вкуса.

leopard-print-models

Леопардовый принт сейчас то, что  культуролог Сьюзен Зонтаг называла «кэмп». Things-being-what-they-are-not, что переводится как «вещи, которые изображают то, чем они не являются».

«Узаконенно плохой вкус, патентованная неестественность (согласно одному из определений Зонтаг), нарочитость и вместе с тем — обезоруживающая наивность, которая не противоречит явной пародийности произведения».

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии