Несомненно, Антонио Гауди, творивший на границе ХІХ–ХХ веков, стал феноменом архитектуры модернизма, значительно опередив своё время. Так, главный идеолог течения постмодернизма, получившего свою популярность только в 70-х годах ХХ века, Чарльз Дженкинс говорил, что Гауди стал пробным камнем постмодернизма: «Если бы я был вынужден назвать явного постмодерниста, я бы привёл в пример Антонио Гауди. Но это невозможно, потому что он был предмодернистом».

Антонио Гауди

В своей творческой манере Антонио Гауди синтезировал византийский стиль и неоготику, барокко и элементы арабской культуры и, конечно, национальную каталонскую архитектуру. Такой своеобразный художественный метод не был широко распространён в архитектуре, но именно он стал визитной карточкой не только каталонского, но и испанского зодчества. Его основные художественные принципы были воплощены в таких его творениях, как Каса Мила, Каса Батло, парк Гуэль и собор Саграда Фамилия. Именно Гауди сотворил современное архитектурное лицо Барселоны.

kasa-mila-1

Каса Мила 

kasa-mila-2

Каса Мила 

kasa-mila-3

Каса Мила 

kasa-batlo-3

Каса Батло

park-guel-3_1

Парк Гуэль

park-guel-1_1

Парк Гуэль

park-guel

Парк Гуэль

sagrada-familia-2

Саграда Фамилия

Отличительной чертой работ Гауди стало заимствование декоративных элементов из каталонского народного творчества. Среди них важное место занимало создание надписей на поверхности деталей архитектурных сооружений. Это была своеобразная народная сакрализация на первый взгляд бытовых деталей. Именно такие фрагменты декора можно при ближайшем рассмотрении найти на колокольнях Саграда Фамилия, а также на скамейках из парка Гуэль или ступеньках храма Пальма-де-Майорка.

sagrada-familiya-4

Саграда Фамилия

park-guel-2_1

Парк Гуэль

Народный колорит в творчестве Гауди понимали и принимали все его заказчики, ведь не смотря на образованность и городской способ жизни народная стихия была для них очень близка. Так, черты народной культуры можно увидеть в стиле интерьера дома Кальвет, где рядом с надписями встречались и метафорические композиции.

kasa-visens-2

Каса Винсенс

kasa-visens-3

Каса Винсенс

kasa-visens

Каса Винсенс

Для Гауди был очень важен символизм и сакрализация архитектуры. В этом смысле наиболее монументальным творением каталонского архитектора стал собор Саграда Фамилия, который буквально превратился в дело всей его жизни. В этом храме нет ни одной архитектурной и скульптурной детали, ни одной архитектурно-композиционной связки, которая не имела бы глубоко символического и мистического смысла. Двери фасада Рождества посвящены основным благодатям, которые разделены спиралевидными колоннами, опирающимися, подобно Земле в древних мифах, на панцири черепах, — Иосифа и Марии. На перемычке дверей храма были вылеплены цветущие миндальные деревья, которые обозначали рождение Нового на сухом древе Старого Завета. Вверху изображён пеликан – канонический символ милосердия. Весь фасад собора покрыт скульптурными группами из растений и животных более, чем 100 видов. Даже каждый столб и каждая колокольня были посвящены апостолам, двери внутреннего портика – заповедям, основания колонн – грехам, а капители – добродетелям.

sagrada-familiya-1

Саграда Фамилия

sagrada-familiya

Саграда Фамилия

sagrada-familiya-3

Саграда Фамилия

sagrada-familiya-5

Саграда Фамилия

Отдельного внимания в работах Гауди заслуживаю колористические и световые решения, ведь именно благодаря им мастеру удавалось создать органичные сочетания скульптуры и архитектуры. Так, в парке Гуэль многоцветная декоративная архитектура с использованием мозаик и преображённый зодчими ландшафт образовали настоящий сказочный уголок. Не менее впечатляющими выглядят и городские особняки руки мастера. Так, Каса Батло(1905-1907) он превратил в фантастическое жилище дракона, где его гигантское чешуйчатое тело образует кровлю, зубастые пасти-балконы выступают из отделанного мозаикой рельефного фасада, а колоннам придана форма гигантских костей. Фасад Каса Мила (1905-1910) также был облечён в текучие формы, а жёлто-зелёный вестибюль подобен таинственному морскому царству.

kasa-batlo-2

Каса Батло

kasa-batlo-1

Каса Батло

Черты многих зданий Антонио Гауди нашли своё выражение в органичных формах, которые балансировали на грани реалистичного и ирреального благодаря невероятному пространственному мышлению мастера. Кроме исключительного технического таланта и веры Гауди обладал художественным даром такой силы, который позволил ему создать свой уникальный и неповторимый стиль. Так, французский теоретик архитектуры Мишель Рагон признавал величие мастера, говоря о нём: «Гауди – поэт камня… Он возвышается над всеми одержимыми творцами силой своей одарённости…»

Автор статьи: Нонна Довбыш

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии