Особое место в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве ХХ века занял стиль ар-деко, ставший символом роскоши, изящества и шика, которые процветали в период 20–30-х годов. Ар-деко представлял собой направление исключительно декоративное, не имеющее никакого философского подтекста. В первую очередь, этот роскошный стиль демонстрировал строгость и чистоту линий и геометрических форм, яркие и насыщенные цвета, разнообразие орнаментов и декоративных элементов. И пожалуй, его абсолютным воплощением можно по праву назвать бронзовые со слоновой костью, хризоэлефантинные фигуры Деметра Чипаруса.

Деметр Чипарус

Деметр Чипарус

Деметр Чипарус

Родился будущий скульптор в Румынии в 1886 году, но уже в 1909 году переехал в Италию, где учился у Рафаэлло Романелли. На этом путешествия для него не закончились, и через три года он эмигрировал в Париж – столицу мирового искусства, продолжив своё обучение в Парижской Академии Изящных искусств. Там он брал уроки у знаменитых мастеров своего времени – Антонина Мерсье и Жана Буше. Но их влияние на формирование художественного стиля Чипаруса оказалось довольно скромным.

Ещё в ранних работах 1910-х годов Деметр начал использовать бронзу с костью, создавая хризоэлефантинные скульптуры. Виртуозно исполненные одиночные или групповые фигурки детей не получили особой популярности ни тогда, ни сейчас. Настоящей же визитной карточкой скульптора, да и в целом стиля ар-деко, стали фигуры танцовщиц, в которых были заметны черты египетского искусства. Мода на него распространилась по Европе в 1920-х. Это было связано, очевидно, с тем, что в 1922 году была открыта гробница Тутанхамона, тайны и сокровища которой произвели немалое впечатление на европейское общество, в основном из-за своей экзотичности и богатства. Чипарус даже создал целую серию скульптур, изображающих царицу Клеопатру и так называемых Египетских танцовщиц.

Деметр Чипарус

Деметр Чипарус

Деметр Чипарус

Наиболее богатым и глубоким источником вдохновения для Деметра Чипаруса и многих других деятелей искусства эпохи ар-деко несомненно стал «Русский балет» Дягилева, который вырос из «Русских сезонов» 1908 года.

Основной целью сезонов с самого начала было расширение границ классической хореографии и эксперименты с танцевальными формами. Хореографы, танцоры и композиторы находились в постоянному поиске, создавая всё новые приёмы художественной выразительности в танце и музыке, которые часто казались публике слишком смелыми и авангардными. Именно это и дало повод скульптору для использования сложных, изысканных и утончённых техник, которые наиболее точно могли передать пластику движений танцовщиц балета и сложный рельеф их костюмов. Обычных приёмов, используемых при создании бронзовых скульптур, для Чипаруса было уже недостаточно. И он стал использовать сложные геометрические базы из редких видов камня, полупрозрачные патины, новые лаки по серебряному и золотому фону и слоновую кость для воссоздания лиц и открытых частей тел фигур. Кроме того, многие свои работы Чипарус исполнял не только в бронзе, но и в шпиатре (цинковом сплаве), а вместо слоновой кости использовал ивуарин, так называемую «минеральную слоновую кость». Эти работы были гораздо дешевле хризоэлефантинных фигур, однако от этого не становились менее прекрасными.

Деметра Чипарус

Моделями для скульптур Чипаруса часто были конкретные танцовщицы парижской сцены. Например, «Танцовщица с обручем» была создана в 1928 году по образу танцовщицы, примы Оперы Бельградо Руаля, Зули де Бонча, а фигуры скульптурной группы «Персидский танец» носили черты знаменитых танцовщиков русской труппы Вацлава Нижинского и Иды Рубинштейн. Но одной из наиболее знаменитых и утончённых его работ стала «Альмерия», моделью для которой была балерина и хореограф Бронислава Нижинская. Именно её фигура воплотила пластику и драматизм авангардного танца в совершенстве.

tantsovshhitsa-s-obruchem

1

almeriya

Работы Чипаруса были с восторгом приняты парижским обществом, и в период 1920–1930-х годов пользовались просто невероятным успехом. Позднее, с началом Второй мировой войны, когда Париж был оккупирован нацистской Германией, а большинство бронзолитейных мастерских были закрыты, скульптор почти лишился возможности творить. Из этого периода до нас дошли лишь некоторые терракотовые анималистические скульптуры, созданные с 1942 по 1943, которые так и не были отлиты в бронзе. Сам же Деметр Чипарус, лучшие времена которого тогда были уже позади, умер в 1947 году и был похоронен на кладбище Банье в юго-восточной части Парижа.

Деметр Чипарус

Драгоценные творения Деметра Чипаруса стали своеобразным синтезом нескольких художественных течений начала ХХ века. Среди них были кубизм, конструктивизм, футуризм и в значительной степени ар-нуво. Но техника создания фигур и художественно-декоративный стиль были отмечены уникальным почерком мастера. В целом же, скульптуры Чипаруса стали абсолютным воплощением эпохи ар-нуво, стремящейся к роскоши и утончённости. Они стали ответом на требования своего времени в наиболее изящной форме, которую только можно было представить.

Деметра ЧипарусДеметра Чипарус

Автор статьи: Нонна Довбыш

Комментарии