Как часто мы влюблялись в незнакомых людей за их способность завораживать своей речью, жестикуляцией, осанкой, умением нести себя и выступать перед публикой. При этом каждый из нас способен развить в себе талант красноречия и для этого достаточно лишь одного — мотивации. Вероника Селега — создатель школы публичного выступления «Аристотель» — успела поучиться на факультете тележурналистики и политологии, поработать на телевидении и в рекламной индустрии, но по-настоящему «своё» место нашла именно в преподавательской деятельности. В интервью для Styleinsider Вероника рассказала о том, какие возможности открывает развитие в области ораторского искусства, обучении, основанном на психофизике, и личностях, которые её вдохновляют.

SI: Повлияла ли ваша семья на выбор профессии?

Вероника: Мне не так легко смирится с тем, что моя профессия в этом интервью звучит как «преподаватель». Я же училась на факультете тележурналистики, затем — политологии. Работала на телевидении, долго в рекламе, а всё-таки генетика взяла свое (смеется).

Моя бабушка – учитель. И само собой, это оставило след в нейронных связях, но к нынешней деятельности я пришла не сразу. Во время работы на телевидении меня раз попросили прослушать одну ведущую, потом ещё с одним диктором позаниматься, чуть позже начали обращаться за помощью уже люди, не связанные с телевидением. Но тогда я не рассматривала такие занятия как основное дело — оно стало таковым 3 года назад. В то время я работала в компании Mercedes-Benz, и когда индивидуальных занятий стало слишком много, чтобы успевать заниматься сразу двумя видами деятельности, передо мной встал выбор. И сделала я его в пользу дела, в котором видела реальную пользу для людей и безграничное поле для собственного развития.

На самом деле, тема выступлений и риторики в наше время окутана мифами. Я доверяю только исследованиям, связывающим нервную систему и речь, тело и речь, мозг, конечно, и речь. И очень радуюсь «10-ти лайфхакам удачного публичного выступления».

вероника селега

SI: Почему вы решили пойти сразу в два ВУЗа и выбрали именно факультеты «Политологии» и «Диктор и ведущий программ телевидения»?

Вероника: Я интересовалась политикой ещё в школе и ходила в студию на эфиры Анны Безулик. Мне хотелось быть похожей на неё и на Лари Кинга. Вот и решила получить сразу два образования — журналиста и политолога. Но когда у меня начались эфиры, мне пришлось оставить политологию.

В начале обучения я видела себя Аллой Мазур, Анной Безулик, но через 4 года я уже смотрела на эту цель как на хит-парад тщеславия. Не подумайте, я очень уважаю профессию журналиста, она просто утратила ценность лично для меня.

Обучение в Киевском национальном университет театра, кино и телевидения им. И.К. Карпенко-Карого, в первую очередь, дало мне владение техникой речи — 5 лет подряд, 3 раза в неделю. Что касается политологии, это образование привило привычку анализировать события и не спешить с выводами, продумывать стратегию 4-х последующих шагов.

SI: Как быстро вам удалось попасть на телевидение и какой опыт вам дала эта работа?

Вероника: Я начала работать в прямом эфире на третьем курсе. Мы с Анастасией Мазур пришли на кастинг ведущих спорта канала Первый Деловой. А уже после двух предложений о спортивных новостях шеф-редактор новостей сказала мне, что с моим лицом о спорте не рассказывают. Так я со своим лицом стала читать ежедневно в прямом эфире Новости экономики.

Эти 3 года опыта работы на телевидении подарили мне бесценный опыт во всех жанрах: корреспондента Кабинета Министров Украины, автора передачи, ведущей Новостей и диалогов в прямом эфире. К тому же, я работала в настоящем коллективе мечты, где практически все члены команды были не старше 20-ти лет с прекрасным чувством юмора.

SI: Почему для школы вы выбрали именно название «Аристотель»?

Вероника: Прекрасный вопрос! У меня только от него учащается сердцебиение. Аристотель доступным языком доносил все важнейшие, фундаментальные темы, которые интересовали его поколение. О памяти, снах, космосе, логике, политике, да обо всем. Ну а труд «Риторика», сами понимаете, лежит под подушкой. Почти (улыбается).

SI: Расскажите чуть больше о команде школы публичного выступления «Аристотель»?

Вероника: Так как речь взаимодействует с телом, а тело напрямую влияет на речь и формирует ее особенности, принцип наших занятий по развитию речи построен на работе с психофизикой. В нашей школы «Аристотель» есть как преподаватели в таких сферах как «публичное выступление», «актерские техники для публичного выступления», «телесная психология», «деловой этикет» и также «развитие речи у детей». Все они — настоящие профессионалы и лучшие в своём деле.

аристотель

Фото: aristotel.com.ua

SI: Занятия проводятся только в группах? Какими навыками нужно обладать, чтобы начать обучение?

Вероника: Мы предлагаем различные варианты: групповые занятия, где в каждой группе не более 6 студентов для того, чтобы каждому уделить внимание и сделать процесс обучения максимально эффективным; индивидуальные занятия (в том числе удаленно); корпоративные тренинги.

Если же говорить о необходимых навыках, требование только одно — наличие мотивации. У нас есть студенты абсолютно разных возрастов, национальностей, профессий и, откровенно говоря, обучать тех, кто словно «чистый лист», даже проще (улыбается). К тому же, у нас нет универсальной программы для всех. Есть базовые знания касательно дикции, артикуляции, дыхания, но после программа строится в зависимости от потребности и особенностей студента. 

SI: Хотелось бы сделать вам комплимент. У вас очень уютное пространство.

Вероника: Спасибо. Мы очень рады, что наконец обрели своё собственное место. Архитектурный проект для нас создала очень талантливый архитектор и мой друг Маша Вакула. В своей работе она отталкивается от задачи пространства и делает его функциональным.

Изначально я видела наше пространство чистым, светлым, практически полностью белоснежным для того, чтобы ничего не отвлекало студентов. Но со временем здесь оказались скрыня с Волыни и карпатский килим, винтажная посуда, книжные полки. Хочется и здесь картину, и там фотографию, а потом я снова вспоминаю, что пространство должно быть чистым… Поэтому всё висит в коридоре. А будет ещё больше (улыбается).

SI: А какой вы преподаватель?

Вероника: Я довольно строгий преподаватель в плане обучения, но довольно лояльный в плане графиков, опозданий, переносов, работы ночью и на выходных. Ко мне можно обращаться 7 дней в неделю. Особенно я люблю своих клиентов, которые работают сейчас в США и готовятся к презентациям вечером, с нашей чудесной разницей во времени(смеётся).

SI: Наблюдали ли вы за дебатами в США?

Вероника: О, да! 20 октября у меня было утром занятие, но 20 октября в 4 часа утра идёт 3-й тур дебатов. Ну как можно пропустить? Вообще, дебаты Хилари Клинтон и Дональда Трампа одни из самых интересных, за которыми мне приходилось наблюдать — выверенные по смыслам и неожиданные по реакциям кандидатов. Это и есть для меня самое ценное – наблюдать за реакциями в прямом эфире, за эмоцией, которая рождается здесь и сейчас у того или иного спикера, за искрометным сарказмом и так далее.

SI: Что бы вы порекомендовали посмотреть, почитать, чтобы вдохновиться на развитие в направлении ораторского искусства?

Вероника: Развитие в направлении ораторского искусства дает наблюдательность за окружающими людьми: их артикуляцией, дикцией, жестикуляцией, пластикой и всем, что связано с темой речи. Есть полезная литература, учебник Х.Леммермана, например, упражнения Станиславского, которые описаны детально в его основном труде по технике речи. Но я советую такую литературу тем, кто уже находится на определенном уровне понимания, что к чему в риторике. А для вдохновения, фильм «Король говорит», само собой, где как раз очень тонко показаны отношения учителя и ученика, а также их роль в жизни друг друга.

SI: Есть ли у вас любимые исторические/политические личности, которых вы ставите в пример студентам?

Вероника: Да, безусловно. В последнее время много обсуждаем Барака Обаму в качестве примера органического существования на публике, непревзойденную в реакциях Маргарет Тетчер, Нельсона Манделу, Мартина Лютера Кинга, да много еще кого – от Линкольна до Щербицкого.

SI: Каким видите развитие школы «Аристотель»?

Вероника: Я вкладываю больше не в развитие компании, а в развитие своих знаний в области риторики и знаний тренеров. Там еще знаете, сколько неизведанного?! (улыбается). Вся жизнь — на познание.

Автор статьи: Катерина Чернецова

Фотограф: Анна Некрасова

Макияж: Анна Нилогова

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии