В книге отзывов за 1940 год на киевскую выставку Василия Кричевского встречается комментарий одного их многочисленных посетителей: «Быть самим собою, идти, не заимствуя техники, — показатель своеобразности, оригинальности, силы творца. Таким есть Кричевский В. Г. […] Приятно и радостно, что в нашей стране, как нигде в мире, умеют ценить людей — творцов, каким есть и В. Г. Крич.» Но как пишет в предисловии к первому тому издания 2016 года ««Василь Григорович Кричевський: хрестоматія» Ирина Ходак: «Как ни странно, в независимой Украине имя В. Кричевского пока не смогло вернуть себе тот культовый статус, который имело на родине в первой половине и сохранило в диаспоре во второй половине ХХ века». Однако музейные институции продолжают создавать ретроспективные, порой «интерактивные» выставочные проекты, посвященные творчеству Василия Кричевского. И я уверена, что его работы по-прежнему находят отклик у современного зрителя, особенно, если учитывать универсальность его таланта и широту мышления. Другое дело, что имя Кричевского не всем близко. Поэтому сегодня я обращусь к основным творческим достижениям художника и, возможно, это станет причиной дальнейшего более глубокого и вдумчивого знакомства с ним. Тем более, что для этого есть прекрасная возможность – как раз сейчас в Украине выходят максимально полные издания о творчестве и жизни Кричевского.

Василий Кричевский

Фасад спроектирован Василием Кричевским, Дом Алексея Бекетова в Харькове, 1898

Еще с детства Василий Кричевский заинтересовался архитектурой, которая его окружала, интерьерами, в которых жил, и создавал зарисовки увиденного. Уже тогда будущий основоположник нового стиля в архитектуре — украинского модерна — заложил фундамент творческого пути и совершал попытки интегрировать его в общеевропейский контекст. Едва достигнув двадцатилетнего возраста, Кричевский стал помощником харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля и работал как проектировщик. Однако художник не остановился на этом, выигрывая, например, конкурсы на создание проектов Дома Полтавского губернского земства (ныне – Полтавский краеведческий музей имени Василия Кричевского) или заповедника «Могила Т. Г. Шевченко».

Василий КричевскийВасилий Кричевский

Вестибюль Дома Полтавского губернского земства

Кричевский работал еще и в графике. Будучи другом Михаила Грушевского и получив к тому времени звание лучшего графика, Кричевский получил заказ на выполнение герба УНР, печать и банкноты. В 1913 году он производит шрифт, которым по сей день вычеканивает буквы на копейках. Кроме этого, художник создавал костюмы и декорации для киевского театра Садовского, а затем нашел себя в искусстве кино, тем самым, став первым в Украине художником нового визуального языка. Василий Кричевский работал над такими фильмами, как «Тарас Трясило», «Тарас Шевченко», «Борислав смеется», «За стеной», «Человек из леса», «Звенигора» и другими, сотрудничая с Ю. Яновским и А. Довженко.

Василий Кричевский

Василий Кричевский, Большой и Малый государственные гербы УНР, 1918

Василий Кричевский

Василий Кричевский, Вид Полтавской области, 1921

Универсальность таланта: Василий Кричевский В книге отзывов за 1940 год на киевскую выставку Василия Кричевского встречается комментарий одного их многочисленных посетителей: «Быть самим собою, идти, не заимствуя техники, — показатель своеобразности, оригинальности, силы творца. Таким есть Кричевский В. Г. […] Приятно и радостно, что в нашей стране, как нигде в мире, умеют ценить людей — творцов, каким есть и В. Г. Крич.» Но как пишет в предисловии к первому тому издания 2016 года ««Василь Григорович Кричевський: хрестоматія» Ирина Ходак: «Как ни странно, в независимой Украине имя В. Кричевского пока не смогло вернуть себе тот культовый статус, который имело на родине в первой половине и сохранило в диаспоре во второй половине ХХ века». Однако музейные институции продолжают создавать ретроспективные, порой «интерактивные» выставочные проекты, посвященные творчеству Василия Кричевского. И я уверена, что его работы по-прежнему находят отклик у современного зрителя, особенно, если учитывать универсальность его таланта и широту мышления. Другое дело, что имя Кричевского не всем близко. Поэтому сегодня я обращусь к основным творческим достижениям художника и, возможно, это станет причиной дальнейшего более глубокого и вдумчивого знакомства с ним. Тем более, что для этого есть прекрасная возможность – как раз сейчас в Украине выходят максимально полные издания о творчестве и жизни Кричевского. Фасад спроектирован Василием Кричевским, Дом Алексея Бекетова в Харькове, 1898 Еще с детства Василий Кричевский заинтересовался архитектурой, которая его окружала, интерьерами, в которых жил, и создавал зарисовки увиденного. Уже тогда будущий основоположник нового стиля в архитектуре - украинского модерна - заложил фундамент творческого пути и совершал попытки интегрировать его в общеевропейский контекст. Едва достигнув двадцатилетнего возраста, Кричевский стал помощником харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля и работал как проектировщик. Однако художник не остановился на этом, выигрывая, например, конкурсы на создание проектов Дома Полтавского губернского земства (ныне – Полтавский краеведческий музей имени Василия Кричевского) или заповедника «Могила Т. Г. Шевченко». Вестибюль Дома Полтавского губернского земства Кричевский работал еще и в графике. Будучи другом Михаила Грушевского и получив к тому времени звание лучшего графика, Кричевский получил заказ на выполнение герба УНР, печать и банкноты. В 1913 году он производит шрифт, которым по сей день вычеканивает буквы на копейках. Кроме этого, художник создавал костюмы и декорации для киевского театра Садовского, а затем нашел себя в искусстве кино, тем самым, став первым в Украине художником нового визуального языка. Василий Кричевский работал над такими фильмами, как «Тарас Трясило», «Тарас Шевченко», «Борислав смеется», «За стеной», «Человек из леса», «Звенигора» и другими, сотрудничая с Ю. Яновским и А. Довженко. Василий Кричевский, Большой и Малый государственные гербы УНР, 1918 Василий Кричевский, Вид Полтавской области, 1921 Василий Кричевский, Левада в с. Шпиченцах, 1920 Однако многосторонняя личность Кричевского этим не ограничилась, он проявил себя еще и в педагогической деятельности. Как один из организаторов Украинской академии искусств (ныне - НАОМА), художник чуть не стал ее первым ректором, закрепив за собой мастерскую архитектуры и орнаментики. А также имел опыт сотрудничества со школой ковроплетения Варвары Ханенко и курировал миргородским керамическим центром, на базе которой открыл впоследствии собственное учебное заведение. Однако это лишь часть его наследия, но уже эти основные акценты приводят к мысли о том, что именно такие люди влияют на культурные процессы, формируя вместе с единомышленниками и последователями контекст. Василий Кричевский, Михайловский собор в Киеве, 1952 Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз

Василий Кричевский, Левада в с. Шпиченцах, 1920

Однако многосторонняя личность Кричевского этим не ограничилась, он проявил себя еще и в педагогической деятельности. Как один из организаторов Украинской академии искусств (ныне — НАОМА), художник чуть не стал ее первым ректором, закрепив за собой мастерскую архитектуры и орнаментики. А также имел опыт сотрудничества со школой ковроплетения Варвары Ханенко и курировал миргородским керамическим центром, на базе которого открыл впоследствии собственное учебное заведение.

Однако это лишь часть его наследия, но уже эти основные акценты приводят к мысли о том, что именно такие люди влияют на культурные процессы, формируя вместе с единомышленниками и последователями контекст.

kriche

Василий Кричевский, Михайловский собор в Киеве, 1952

Универсальность таланта: Василий Кричевский В книге отзывов за 1940 год на киевскую выставку Василия Кричевского встречается комментарий одного их многочисленных посетителей: «Быть самим собою, идти, не заимствуя техники, — показатель своеобразности, оригинальности, силы творца. Таким есть Кричевский В. Г. […] Приятно и радостно, что в нашей стране, как нигде в мире, умеют ценить людей — творцов, каким есть и В. Г. Крич.» Но как пишет в предисловии к первому тому издания 2016 года ««Василь Григорович Кричевський: хрестоматія» Ирина Ходак: «Как ни странно, в независимой Украине имя В. Кричевского пока не смогло вернуть себе тот культовый статус, который имело на родине в первой половине и сохранило в диаспоре во второй половине ХХ века». Однако музейные институции продолжают создавать ретроспективные, порой «интерактивные» выставочные проекты, посвященные творчеству Василия Кричевского. И я уверена, что его работы по-прежнему находят отклик у современного зрителя, особенно, если учитывать универсальность его таланта и широту мышления. Другое дело, что имя Кричевского не всем близко. Поэтому сегодня я обращусь к основным творческим достижениям художника и, возможно, это станет причиной дальнейшего более глубокого и вдумчивого знакомства с ним. Тем более, что для этого есть прекрасная возможность – как раз сейчас в Украине выходят максимально полные издания о творчестве и жизни Кричевского. Фасад спроектирован Василием Кричевским, Дом Алексея Бекетова в Харькове, 1898 Еще с детства Василий Кричевский заинтересовался архитектурой, которая его окружала, интерьерами, в которых жил, и создавал зарисовки увиденного. Уже тогда будущий основоположник нового стиля в архитектуре - украинского модерна - заложил фундамент творческого пути и совершал попытки интегрировать его в общеевропейский контекст. Едва достигнув двадцатилетнего возраста, Кричевский стал помощником харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля и работал как проектировщик. Однако художник не остановился на этом, выигрывая, например, конкурсы на создание проектов Дома Полтавского губернского земства (ныне – Полтавский краеведческий музей имени Василия Кричевского) или заповедника «Могила Т. Г. Шевченко». Вестибюль Дома Полтавского губернского земства Кричевский работал еще и в графике. Будучи другом Михаила Грушевского и получив к тому времени звание лучшего графика, Кричевский получил заказ на выполнение герба УНР, печать и банкноты. В 1913 году он производит шрифт, которым по сей день вычеканивает буквы на копейках. Кроме этого, художник создавал костюмы и декорации для киевского театра Садовского, а затем нашел себя в искусстве кино, тем самым, став первым в Украине художником нового визуального языка. Василий Кричевский работал над такими фильмами, как «Тарас Трясило», «Тарас Шевченко», «Борислав смеется», «За стеной», «Человек из леса», «Звенигора» и другими, сотрудничая с Ю. Яновским и А. Довженко. Василий Кричевский, Большой и Малый государственные гербы УНР, 1918 Василий Кричевский, Вид Полтавской области, 1921 Василий Кричевский, Левада в с. Шпиченцах, 1920 Однако многосторонняя личность Кричевского этим не ограничилась, он проявил себя еще и в педагогической деятельности. Как один из организаторов Украинской академии искусств (ныне - НАОМА), художник чуть не стал ее первым ректором, закрепив за собой мастерскую архитектуры и орнаментики. А также имел опыт сотрудничества со школой ковроплетения Варвары Ханенко и курировал миргородским керамическим центром, на базе которой открыл впоследствии собственное учебное заведение. Однако это лишь часть его наследия, но уже эти основные акценты приводят к мысли о том, что именно такие люди влияют на культурные процессы, формируя вместе с единомышленниками и последователями контекст. Василий Кричевский, Михайловский собор в Киеве, 1952 Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз

Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз

Универсальность таланта: Василий Кричевский В книге отзывов за 1940 год на киевскую выставку Василия Кричевского встречается комментарий одного их многочисленных посетителей: «Быть самим собою, идти, не заимствуя техники, — показатель своеобразности, оригинальности, силы творца. Таким есть Кричевский В. Г. […] Приятно и радостно, что в нашей стране, как нигде в мире, умеют ценить людей — творцов, каким есть и В. Г. Крич.» Но как пишет в предисловии к первому тому издания 2016 года ««Василь Григорович Кричевський: хрестоматія» Ирина Ходак: «Как ни странно, в независимой Украине имя В. Кричевского пока не смогло вернуть себе тот культовый статус, который имело на родине в первой половине и сохранило в диаспоре во второй половине ХХ века». Однако музейные институции продолжают создавать ретроспективные, порой «интерактивные» выставочные проекты, посвященные творчеству Василия Кричевского. И я уверена, что его работы по-прежнему находят отклик у современного зрителя, особенно, если учитывать универсальность его таланта и широту мышления. Другое дело, что имя Кричевского не всем близко. Поэтому сегодня я обращусь к основным творческим достижениям художника и, возможно, это станет причиной дальнейшего более глубокого и вдумчивого знакомства с ним. Тем более, что для этого есть прекрасная возможность – как раз сейчас в Украине выходят максимально полные издания о творчестве и жизни Кричевского. Фасад спроектирован Василием Кричевским, Дом Алексея Бекетова в Харькове, 1898 Еще с детства Василий Кричевский заинтересовался архитектурой, которая его окружала, интерьерами, в которых жил, и создавал зарисовки увиденного. Уже тогда будущий основоположник нового стиля в архитектуре - украинского модерна - заложил фундамент творческого пути и совершал попытки интегрировать его в общеевропейский контекст. Едва достигнув двадцатилетнего возраста, Кричевский стал помощником харьковского городского архитектора Альфреда Шпигеля и работал как проектировщик. Однако художник не остановился на этом, выигрывая, например, конкурсы на создание проектов Дома Полтавского губернского земства (ныне – Полтавский краеведческий музей имени Василия Кричевского) или заповедника «Могила Т. Г. Шевченко». Вестибюль Дома Полтавского губернского земства Кричевский работал еще и в графике. Будучи другом Михаила Грушевского и получив к тому времени звание лучшего графика, Кричевский получил заказ на выполнение герба УНР, печать и банкноты. В 1913 году он производит шрифт, которым по сей день вычеканивает буквы на копейках. Кроме этого, художник создавал костюмы и декорации для киевского театра Садовского, а затем нашел себя в искусстве кино, тем самым, став первым в Украине художником нового визуального языка. Василий Кричевский работал над такими фильмами, как «Тарас Трясило», «Тарас Шевченко», «Борислав смеется», «За стеной», «Человек из леса», «Звенигора» и другими, сотрудничая с Ю. Яновским и А. Довженко. Василий Кричевский, Большой и Малый государственные гербы УНР, 1918 Василий Кричевский, Вид Полтавской области, 1921 Василий Кричевский, Левада в с. Шпиченцах, 1920 Однако многосторонняя личность Кричевского этим не ограничилась, он проявил себя еще и в педагогической деятельности. Как один из организаторов Украинской академии искусств (ныне - НАОМА), художник чуть не стал ее первым ректором, закрепив за собой мастерскую архитектуры и орнаментики. А также имел опыт сотрудничества со школой ковроплетения Варвары Ханенко и курировал миргородским керамическим центром, на базе которой открыл впоследствии собственное учебное заведение. Однако это лишь часть его наследия, но уже эти основные акценты приводят к мысли о том, что именно такие люди влияют на культурные процессы, формируя вместе с единомышленниками и последователями контекст. Василий Кричевский, Михайловский собор в Киеве, 1952 Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз

Василий Кричевский, Музей Т. Шевченко, интерьер, эскиз

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии