«Вы меня спрашиваете, где можно достать такую литературу, такие книги, которые сказали бы что-нибудь о живописи, и как ею овладеть? Сыночек дорогой, поверьте моей совести, поверьте мне, старой женщине, честное слово, у меня нет таких книг и никогда не было, и я не знаю, где они есть. Когда я начинала учится этому великому делу, я никогда не пользовалась ни книжными советами, ни устными. Я ни у кого не спрашивала советов, да и спросить-то не было у кого, потому что ни в нашем селе, ни близь него ни больших, ни малых художников не было. Я до всего доходила своим умом» (из письма Катерины Билокур).

Этот фрагмент становится поводом для размышлений. Во-первых, он затрагивает вопрос фигуры художника и на примере Билокур доказывает, что художник – это не всегда и не обязательно человек с академической школой живописи за плечами. То есть этот факт отсылает к широко обсуждаемым темам определения «художник» и касается тех качеств, при наличии которых, человек из просто «владеющего навыками рисования или ремеслом» становится художником. Во-вторых, нельзя обойти фразу «я до всего доходила своим умом», которая является подтверждением пути эксперимента и изобретательства художницы. Это интересно еще с той точки зрения, что если бы обстоятельства в жизни Билокур складывались иначе, она бы вполне могла получить художественное образование. И если так, было бы любопытно сравнить, имела бы история искусства настолько самобытное художественное явление, как творчество Катерины Билокур. Но однажды судьба все расставила по местам, и мировая культура теперь имеет яркую представительницу «наивного» искусства, о которой Пабло Пикассо говорил не иначе, как: «Если бы у нас была художница такого уровня мастерства, мы бы заставили заговорить о ней весь мир!».

Катерина Билокур

Катерина Билокур

0_1b13a1_2acbff09_orig

Катерина Билокур. Буйная. 1944-1947 гг.

Однако в реальной жизни в первой половине XX века Катерине Билокур приходилось брать несколько перьев, вишневую веточку и самостоятельно смешивать природные цветные пигменты. Юная Катя самоотверженно училась делать все сама, включая кисти и краску. Еще с детства она увлеклась творчеством, поэтому такие события в ее родном селе Богдановка, как создание народного театра, не могли обойти её стороной: Билокур играла роли и готовила декорации. Именно тогда местный художник-любитель Иван Калита стал первым, кто рассказал ей о технических особенностях живописи.

Источником ее вдохновения был фольклор. Взяв на вооружение тексты песен, сказок и легенд, Билокур работала с народным творчеством, которое было частью её мировоззрения. Поэтому, когда она рисовала с натуры на открытом воздухе (пленэре), это не мешало ей фантазировать. Билокур удавалось «собирать» увиденные цветы на полотне в буйные флористические композиции, в которой один цветок мог быть весенним, а другой – осенним. Именно в таких работах она проявила свой талант в полной мере. И сама, кстати, отдавала себе в этом отчет: «Цветы у меня получаются хорошо, портреты – так себе, а вот с пейзажами у меня-то плохо».

Катерина Билокур

Катерина Билокур. Цветы на синем фоне.

im-3_188

Катерина Билокур. Арбуз, морковь, цветы. 1951

Жизнь художницы была сложной. Но несмотря на неудачи и разочарования: насмешки односельчан, непринятие в художественные заведения в связи с недостатком образования, Билокур все-таки добивается своего. В 1940 году в Полтавском доме народного творчества состоялась первая персональная выставка художницы из 11 картин, которая вызвала у публики настоящий восторг. И все это случилось по велению судьбы — когда Билокур отправила письмо со своим рисунком певице Оксане Петрусенко, который покорил взгляд женщины и заставил отправиться на поиски самобытной художницы. С тех пор ее имя становится известным, хотя Катерина и остается в Богдановке. Там у нее появились свои ученики, туда к ней однажды пришел тогдашний директор Музея украинского народного декоративного искусства Василий Нагай, закупив её работы. Поэтому сегодня именно эта институция имеет лучшую коллекцию работ «наивного» искусства украинской художницы, а прошлогодняя ретроспективная выставка в Мыстецком Арсенале под названием «Катерина Билокур. Хочу быть художником!» в основном была выстроена из экспонатов этого музея.

И под конец я вновь возвращаюсь к письму Катерины, но только беру другой отрывок: «А вот как потеплеет, сойдут снега с земли и будут теплые дни – я буду опять выходить учится рисовать пейзажи». Вот это «опять выходить учиться» – как раз тот принцип, который прошел сквозь творческий путь Билокур, путь непрекращающегося поиска и открытий.

Катерина Билокур

Катерина Билокур. Цветы над оградой. 1935

Катерина Билокур

Катерина Билокур. В окрестностях. 1940-е гг.

Хочешь стать частью проекта? Напиши нам

Комментарии